Роль научно-исследовательской деятельности в повышении педагогического мастерства учителя

Рысаков Игорь Андреевич

 

Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль научно – исследовательской деятельности в повышении

педагогического мастерства учителя

В современных условиях реформирования системы образования, повышения требований к уровню профессионализма учителя и его личной ответственности за результативность своего труда, проблема совершенствования педагогического мастерства выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная необходимость самого учителя.

Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Уникальный пример владения педагогическим мастерством в отечественной педагогике представляет деятельность А.С.Макаренко, который сумел из трудных, искалеченных детских судеб создать удивительный коллектив, самозабвенно совершенствующий себя, воспринимающий труд как радость.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации постоянное повышение профессионального педагогического мастерства  понимается как одно из наиболее значительных направлений профессионального образования. Одним из эффективных решений, возникающих в этом контексте проблем, является привлечение учителей к самостоятельному проведению научных исследований, что обусловлено потребностью общего образования во внедрении и творческом применении инновационных программ и методик обучения школьников.

Обоснование роли научно-исследовательской деятельности в повышении педагогического мастерства требует разработки новых условий переподготовки учителей, адекватных стратегии научного поиска. Но в системе образования продолжает преобладать малоэффективная лекционная форма обучения. Кроме того, лекционная форма обучения, ориентирующая учителей на репродуктивное воспроизведение методических приемов, не способствует воспитанию отношения к научно-исследовательской деятельности как профессионально значимой составляющей педагогической деятельности и выработке исследовательских умений и навыков.

Поэтому назрела необходимость создания педагогической модели формирования исследовательских умений и навыков учителя, которая должна быть разработана с учетом педагогических условий, а также специфики обучения в  системе образования, обусловленной профессиональным опытом обучающихся и особенностями преподавания учебной дисциплины.

Готовность учителя к научно-исследовательской деятельности определяется задачами воспитания устойчивой мотивации к исследованиям и совершениям «открытий», к разработке и внедрению собственных идей, приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность на основе формирования умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

В ряду принципов преподавания в первую очередь следует выделить:

-  принцип профессионально-имитационного моделирования, позволивший проблематизировать содержание переподготовки учителя;

-   принцип обобщения знаний, примененный с целью выведения научных способов познания учебной дисциплины и ее преподавания на основе закономерностей, вытекающих из природы искусства;

-  принцип синтеза научных знаний и профессионального опыта учителя, предполагающий использование освоенных научных способов познания и преподавания предмета через самовыражение учителя в его методическом творчестве.

Принципы ставят учителя в позицию исследователя и требуют вступить в активные отношения к своему профессиональному опыту с целью его преобразования, обновления, обогащения и совершенствования.

Согласно выдвинутым принципам было сформировано содержание переподготовки учителя.

Так, одной из эффективных форм обучения основам научно-исследовательской деятельности является «творческая мастерская». Для работы в «творческой мастерской» должны быть созданы специальные учебно-исследовательские задачи и задания, направленные на формирование исследовательских умений и навыков учителя с учетом постепенного перехода процесса исследования с репродуктивного на творческий уровень. Учебно-исследовательские задачи и задания в целом сохраняют специфику научно-исследовательской деятельности. Они требуют научного подхода и мысленного экспериментирования с исследуемым материалом, в процессе которого учителя «открывают для себя» (суть усваивают) новое знание как результат и процесс его производства (способ деятельности).

Способ превращения многообразия научной информации в сущностно значимое для профессиональной деятельности знание выводится в процессе работы с учебными текстами. Способ деятельности заключается в сведении научных фактов об исследуемой учебной дисциплины, выступающих эмпирическим материалом, к единой основе, абстрактному выражению. Он включает прием «инсерт» (анализ эмпирически данного материала), прием создания тезисов (выделение главного), непосредственное обобщение выделенного главного в сущностном определении и обобщение и описание способа выведения сущностного определения, в котором прослеживается способ образования знаний.

Способ работы обучающиеся представляют в виде схемы, а в процессе рефлексивной беседы формируют способ исследования так: сведение конкретного к абстрактному и восхождение от абстрактного к конкретному. Данный научный способ исследования как исходная категория всего процесса подготовки учителей к научно-исследовательской деятельности конкретизировался, обогащался и развивался в их дальнейшей учебной научно-исследовательской работе.

Научный способ познания учебной дисциплины и раскрытия его содержания школьникам включает анализ собственных представлений и впечатлений и выявление общего.

Учебная научно-исследовательская деятельность учителей приобретает большую самостоятельность и креативность на втором этапе обучения – в      учебно-педагогической практике, которая проводится в дистанционной форме.     Учителя проводят педагогический эксперимент, содержанием которого является исследование и решение собственной реальной проблемной ситуации. Владение научным способом исследования позволяет учителям применить его творчески, то есть модифицировать, преобразовать, обогатить новыми идеями и в результате разработать собственный прием раскрытия школьникам закономерностей учебной дисциплины. Новый прием является научным вкладом учителя в педагогическую практику и свидетельствует о повышении профессионального мастерства.

Следовательно, научно-исследовательская деятельность учителя – это познавательный процесс, обусловленный проблемой раскрытия учащимся содержания предмета на основе закономерностей, вытекающих из природы научного материала, и осуществляющийся путем мысленного эксперимента в исследуемым материалом, его преобразования в направлении от абстрактного к конкретному. В результате в сознании учителя образуется новое профессионально и личностно значимое знание, а также формируются устойчивые мотивы повышения педагогического мастерства. Ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя в процессе его профессиональной переподготовки является приобщение к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и формирование ее умений и навыков.


Библиографический список

1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 41. – Ст. 4089.

2. Петрова, М.Ю. Подготовка учителя к научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема / М.Ю. Петрова // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного образования. Часть III. - М.: ИХО РАО, 2007. -С. 141-144.

3. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д.Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с.