разработка урока "Россия - федеративное государство" по праву

Гороховцева Наталья Евгеньевна

о государственно - территориальном устройстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorohovceva_pravo.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ПРАВУ

ТЕМА: «Россия – федеративное государство»

Разработала :

Гороховцева Н.Е.

Зима, 2013г.

Тема: Россия – федеративное государство.

Цели:

Обучающая: учащиеся должны знать состав российской Федерации, принципы федеративного устройства.

Развивающая: учащиеся должны суметь охарактеризовать конституционно – правовой статус РФ и её субъектов.

Воспитательная: формирование культуры диалога.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: федерация, субъект федерации.

План урока:

  1. Федерация, её субъекты.

Ход урока:

I Работа по теме урока:

  1. Федерация, её субъекты.

Учитель:  В области государственно – территориального устройства Россия является федеративным государством.

Запись в тетрадях:

Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в определённых сферах государственной самостоятельностью.

Учитель: Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации.

Запись в тетрадях:

Субъект Федерации – государственное образование в составе российской Федерации с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Учитель: Российская Федерация есть добровольное объединение отдельных территорий – её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992г., а позднее нашло отражение Конституции РФ.

Запись в тетрадях:  Правовое положение субъектов Российской Федерации

субъекты

их количество, какие

их статус (положение)

признаки статуса субъекта РФ

республика

21 (Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан и д.р.)

Государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации.

  1. Конституции республики.
  2. Республиканское законодательство.
  3. Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.
  4. Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  5. Республиканское гражданство.
  6. Государственный язык.
  7. Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица.

автономная область

1 (Еврейская)

Государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.

  1. Устав субъекта РФ.
  2. Законодательство субъекта РФ.
  3. Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ.
  4. Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.

автономный округ

4 (Ненецкий, Ханты – Мансийский – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий)

край

9 (Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский)

область

46 (Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и д.р.)

город федерального значения

2 (Москва, Санкт – Петербург)

всего:

831 (данные на 1 марта 2008г)

Учитель: Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно – территориальное устройство Российской Федерации.

Запись в тетрадях:

Принципы федерализма в российской Федерации

Наименование принципа

Его основное содержание

Государственная целостность

Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального (общегосударственного) права

Равенство и самоопределение народов

Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России

Единство системы государственной власти

Наличие федеральных (общегосударственных) органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ

Верховенство федерального права

Федеральные законы и иные нормативные акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ

Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами

Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности

Равенство субъектов РФ

Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации

Учитель: Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.

Учитель: Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Запись в тетрадях:

Пути изменения состава Российской Федерации

  1. Добровольное вхождение в РФ иностранного государства.
  2. Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:
  1. путём объединения двух или более субъектов в один;
  2. путём разделения одного субъекта с образованием новых;
  3. путём выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;
  4. путём вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.

Учитель: В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо – Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.

Итог урока:

Формулирование в ы в о д о в:

  1. Федеративное государство, или федерация – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в определённых сферах государственной самостоятельностью.
  2. Задания  на закрепление:
  1. К субъектам Российской Федерации не относиться
  1. Нижний Новгород
  2. Татарстан
  3. Москва
  4. Краснодарский край

Ответ: 1.

  1. Верны ли следующие суждения о соотношении Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ?

А. Законодательство республик в составе РФ обладает верховенством по отношению к Конституции РФ и федеральным законам.

Б. Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством  по отношению к законодательствам всех субъектов РФ.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2.

Домашнее задание: 

Выучить определения по данной теме и подготовить доклады:

  1. Отличительные черты Российского государства
  2. Либерализм и неолиберализм
  3. Консерватизм
  4. Социализм и коммунизм
  5. Фашизм.

Список литературы:

  1. Баранов, П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова.- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.- 478, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  2. Кравченко, А.И. Обществознание: учеб. Для 10-11 кл. Ч.1,2. - М.: ООО ТИД «Рус. Слово – РС», 2004 и последующие годы издания. Ч. 1. ISBN 5-94853-228-3; Ч.2.
  3. Обществознание: учеб. пособие / авт. – сост. А. Ю. Лабезникова, М.Ю. Брандт.
  4. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 304 с.