разработка урока"Семья и брак"

Гороховцева Наталья Евгеньевна

В данном конспекте урока рассматриваются типы семьи и семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_brak.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: «Семья и брак как социальные институты»

Разработала :

Гороховцева Н.Е.

Зима, 2013г.

Тема урока: Семья и брак как социальные институты.

Цели:

Обучающая: учащиеся должны знать понятия семья и брак. Роль семьи в жизни общества. Функции воспитания.

Развивающая: учащиеся должны выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания.

Воспитательная: способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: семья, брак, родство.

План урока:

  1. Особенности семьи как малой группы.
  2. Виды брака.

Ход урока:

  1. Работа по теме урока.
  1. Особенности семьи как малой группы.

Учитель: На протяжении всей своей жизни человек находится в особой системе отношений, которые называются семейными. За время своего исторического существования менялись формы и функции семьи, но она всегда связывала общество с человеком и формировала новые социальные отношения. Более того, именно семья даёт обществу его главную силу – человека.

Запись в тетрадях: 

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.

Учитель: Семья выполняет определённые функции. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Запись в тетрадях:

Функции семьи – способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и её членов.

Учитель: Давайте запишем функции семьи в виде таблицы.

таблица 1.

Наименование функции

Её сущность

Репродуктивная (от лат. – производство)

Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне.

Социализация

Формирование индивида как личности.

Хозяйственно - бытовая

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

Экономическая

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Социально - статусная

Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами.

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки членам семьи.

Защитная

Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.

Духовно - нравственная

Развитие личности каждого члена семьи.

Досуговая

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

Учитель: Все эти функции тесно связаны между собой, хотя их соотношение и вес могут быть различны.

Учитель:  Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов.

Запись в тетрадях:

Вступление в брак

Начало деторождения – рождение первого ребёнка

Рождение последнего ребёнка

Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

Смерть одного из супругов

Образование семьи                                        прекращение существования семьи        

Учитель:  Давайте рассмотрим и запишем в тетрадях классификации семьи.    

Запись в тетрадях:

таблица 2.

Основа классификации

Виды семьи

Число детей

Многодетные

Малодетные

Бездетные

Характер распределения домашних обязанностей

Традиционная

Домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине.

Коллективистская

Обязанности выполняются совместно или по очереди.

Родственная структура

Нуклеарная

(от лат. ядро)

Супружеская пара с детьми

Расширенная

Супружеская пара с детьми и кто – то из родственников, проживающих с ними.

Полигамная

Жена с мужьями или муж с жёнами.

Тип воспитания

Авторитарная

Основывается на авторитете родителей

Либеральная

Строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек

Демократическая

Характеризуется постепенным привитием ребёнку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

  1. Виды брака.

Учитель: Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Запись в тетрадях:

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Учитель: Индивиды, вступающие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Запись в тетрадях:

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети т.д.).

Учитель: в настоящее время различают следующие виды брака.

Запись в тетрадях:

таблица 3.

Наименование вида

Его характеристика

Юридический брак

Союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства,  которые создают определённый объём прав (например,  право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга.

Церковный брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права.

Учитель: В Российской Федерации правоотношения в области семьи, отцовства, материнства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых её функций, перераспределения семейных ролей. Можно выделить следующие тенденции развития современной семьи.

Запись в тетрадях:

Тенденции развития современной семьи

  1. изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе;
  2. сокращение числа патриархальных семей;
  3. развитие семьи партнёрского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;
  4. разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;
  5. преобладание нуклеарной семьи;
  6. рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Итог урока:

Формулирование в ы в о д о в:

  1. Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.
  2. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
  3. Семьи бывают разные:
  1. традиционные;
  2. коллективистские;
  3. нуклеарные;
  4. расширенные;
  5. полигамные;

Всё это различные формы классификации семьи.

  1. по выполнению домашних обязанностей;
  2. по количеству детей (многодетные или бездетные);
  3. по количеству мужей и жён.

У каждой семьи есть свой жизненный цикл. Создание семьи – ответственный шаг в жизни человека. Члены семьи связаны общностью быта, моральной, правовой ответственностью. Необходимо научиться понимать друг друга, уважать взаимные интересы и разрешать все проблемы мирным путём.

Домашнее задание:

Выучите параграф 24 (учебник Кравченко), вопросы и задания после параграфа.

Написать эссе: «После изучения материала на уроке я могу …», «После изучения материала на уроке я хочу…».

Список литературы

  1. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: Астрель: Транзит – книга, 2004.
  2. Баранов П.А. обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов – Москва: Астрель, 2013.- 187, [5] с. – (школьная программа).
  3. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А.  Обществознание: учебник для 11 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  5. Обществознание: учебник 10 класс: Базовый уровень / Под. Ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: «просвещение»,2010.
  6. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.- 237 с. –ISBN 978-5-09-018903-3.
  7. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп.- Воронеж:  ИП Лакоценина Н.А., 2011.- 304 с.