Исторические предпосылки возникновения гендерного воспитания как целостного педагогического процесса.

Иванова Анжела Ивановна

Описаны основные предпосылки возникновения гендерной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2011.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова А.И. ЕГ-МБ-51.

Исторические предпосылки возникновения гендерного воспитания как целостного педагогического процесса.

В последнее время гендерные исследования стали неотъемлемой частью педагогической науки, а гендерная проблема появляется в разных направлениях педагогики.

Каждое педагогическое явление имеет свой путь практического развития и соответствующего теоретического обоснования. Это касается и гендерного воспитания учеников как общего педагогического феномена  и  как целостного педагогического процесса.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,  перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.                (В.А. Сластенин).

До недавнего времени воспитание ребенка в соответствие с определенной гендерной ролью было непререкаемым общественным законом. Таким образом обеспечивалось воспроизводство практически всех достижений культуры и цивилизации: дело в том, что экономические, социальные, даже культурные и религиозные функции мужчин и женщин кардинально отличались на протяжении длительного исторического этапа развития общества в целом.

Идея разности полов (основанная, в первую очередь, на физиологических различиях) берет начало со  во времен распространения язычества, хотя во всех европейских дохристианских культурах признавались и девиантные модели гендерного поведения – когда женщина берет на себя традиционно мужскую роль, а мужчина ведет себя так, как подобает скорее женщине (что отражено во многочисленных мифах и сказках). Такие, условно говоря, отклонения не были распространены, но считались допустимыми для людей неординарных, высокодуховных, причастных к божественному.

Христианская церковь в вопросе распределения ролей повела себя более радикально. Разница между мужчиной и женщиной была постулатом, в котором никто даже и не думал усомниться. Священники охотно транслировали пастве свои представления о роли мужчины и женщины, о том, какими моральными качествами должны обладать представители разных полов, каким образом они должны себя вести, чем должны заниматься, и т.д. Люди, которые, при всем желании, не могли ассоциировать себя с соответствующей гендерной ролью, легко могли попасть в число сумасшедших или даже на костер.

Вплоть до 20 века в основном церковь задавала эталоны в том числе и светского поведения для мужчин и женщин, а значит и девочек с мальчиками. Соответственно и процесс воспитания заключался в восприятии и принятии данных эталонов. Такое положение вещей напрямую противоречило идеи целостности педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности.

 В 20 веке на волне эмансипации врожденные гендерные различия (за исключением физиологических)—  воспринимались как стереотип, а  те различия, которые проявляются между взрослыми мужчинами и женщинами в социуме — как раз результат гендерного воспитания детей.

В 50-60е годы эта теория получила ряд фактических подтверждений. Многие этнографы и антропологи, изучавшие примитивные племена Африки, Азии, Америки (известность получили, к примеру, работы антрополога Маргарет Мид), в своих трудах сообщали о том, что есть народы, в которых женщины занимаются охотой и собирательством, а мужчины — воспитывают детей. Это доказывает, что все действительно вариативно, а  «типично мужские» и «типично женские» роли  воспринимаются как нечто мифическое.

 В Западном обществе, в этот период зарождаются идеи политкорректности,  также придерживалось этой концепции воспитания, что являлось продолжением развертывания идей зарождающейся гендерной педагогики. Начали выпускаться новые модификации классических сказок для детей, в которых пол действующих лиц не указывался; появлялись детские сады, в которых слова «мальчик» и «девочка» были табуированы.

Таким образом, идеи воспитания все чаще приобретали индивидуальный «оттенок», что, как тогда казалось, позволяло в полной мере осуществлять целостный подход к данному процессу.

В 90е годы прошлого века врачи, социологи, психологи, педагоги – приводили доводы нивелирующие гендерное образование как педагогический процесс или способ воспитания детей         (состояние здоровья женщин, отказавшихся от материнства во имя карьеры; отсутствие авторитета мужчин в семье, культивировавших в себе женское начало).

Главным противоречием гендерной педагогики того времени стало, сформированное в течение тысячелетий и заложенное в западной культуре представление о гендерных стереотипах и гендернм тождестве.

Свою лепту в развенчание представлений о гендерном тождестве внесли и многие исследования. К примеру, в книге «Развитие ребенка и его взаимоотношений с окружающими» (авторы – коллектив американских педагогов и психологов) описан такой эксперимент: годовалых детей, мальчиков и девочек, отделили от мам барьером. В результате девочки останавливались рядом с барьером и начинали плакать, а мальчики старались обойти его, чтобы оказаться рядом с матерями. Или вот еще один недавний эксперимент (2010 год) – детям разных полов в возрасте от 6 месяцев до 3 лет предлагали на выбор игрушки – «типично девочковые» (кукол, мишек) или «типично мальчиковые». И даже в самой младшей возрастной группе (до 14 месяцев) девочки однозначно предпочитали кукол, а мальчики выбирали машинки.

Все выше сказанное подтверждает представление о том, что целостный педагогический процесс должен предполагать такую организацию  жизнедеятельности  воспитанников,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.

Процесс воспитания, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника  и  специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности ( в данном случае под влиянием понимается воспитание через «навязывание» гендерных стереотипов).

     Изучение истории развития взглядов на сущность гендерного воспитания свидетельствует о том, что поиск адекватных представлений о нем как о целостности, т. е. максимальной ориентированности на всестороннее развитие личности,  имеет неоднозначную специфику. Данный вопрос волновал умы многих педагогов (ученых и практиков), но не получил конкретного решения, что позволяет понимать данный вопрос как один из наиболее значимых в современной педагогической науке.

  1. Каменская Е.Н.  Гендерный подход в педагогике, Ростов-на-Дону,2006г.

2. Столярчук Л.И.  Проблема воспитания гендерной культуры молодежи или  «половой вопрос», Волгоград,2005г.

  1. Столярчук Л.И.  Методология  гендерного подхода в педагогическом исследовании, Волгоград