Толерантность, как составляющая профессиональной деятельности социального педагога.

Лапина Виолетта Львовна

 

Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность, как составляющая профессиональной деятельности социального педагога.

Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе и толерантности.

В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

 Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; социальные педагоги не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.

В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.

Толерантность – это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

Толерантность – это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это – толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».

Анализ понятия «толерантность» актуализирует проблему изучения трех видов толерантности:  личностной, социальной и этнической.

Личностная толерантность включает в себя, прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право  и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком (примеры).

В данном типе толерантности, прежде всего, важна устойчивая позиция личности, в которой отражаются ее установки, ценности и смыслы,  т.к. именно они, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его ощущения и переживания, а с другой - являются мотивационными регуляторами, определяющими реальное поведение человека (примеры).

              Развитие и становление личности связано с ее социализацией, то есть вхождением в социум. Результатом может являться социальная толерантность личности.

            Социальная толерантность – это партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп. Поведение считается социальным, считает Вебер, «когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других людей» (примеры).  Отдельный человек как представитель определенной социальной группы, по мнению М. Бебера «в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» Соотнося себя с «другим», человек   способен на совместный поиск общей позиции, при которой «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». Социальная толерантность  проявляется в социальной ответственности личности, за себя и группу единомышленников, в том числе этической и правовой сфере. Признание за другими социальными группами права на существование связано с социально-психологической зрелостью личности, не только осознающей свою принадлежность к тем или иным социальным группам, но и разделяющей ее ценностные ориентации. Соответственно, восприятие «других» происходит через призму общих социальных ценностей,  установок, стереотипов, а нередко предубеждений, предрассудков и т.п. Социально толерантным можно назвать поведение, признающее за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам.

Педагогической задачей в развитии социальной толерантности личности является расширение ее социально-ролевого репертуара, развитие коммуникативной культуры как основы для принятия многообразия в проявлениях социальной жизни общества и поиска способов нацеливающих учащихся на эффективное взаимодействие с представителями различных социальных групп (примеры).

Третий вид – этническая толерантность.Она не может быть поставлена в один ряд с другими компонентами социальной толерантности: по полу, социальному положению, по профессии, то есть этническая толерантность представляется нам третьим компонентом в ряду личностной, социальной и этнической.  Этническая толерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности – важнейшее проявление толерантности и личности и общества. Исследования  Б.Ф. Поршнева проясняют тот факт, что проявление этнической нетерпимости восходит еще к древним архаическим формам противопоставления «Мы» и «Они», когда и само разделение на «своих» и «чужих», этническая самоидентификация по признаку национальной принадлежности, проявлялась в значительной степени на бессознательном уровне.

Современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни.

Особая роль в воспитании толерантности отводится социальному педагогу, от которого требуется владение культурой межнационального общения, свобода от старых догм и стереотипов, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится. Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи. 

Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных педагогов его проблем.

Выделяют следующие формы деятельности социального педагога с детьми:

·  Индивидуальные беседы (выявление причин, негативно влияющих на поведение ребенка)

·  Вовлечение детей в кружки, секции, общешкольные и классные мероприятия (занятость детей во внеурочное время)

·  Проведение трениговых занятий (профилактика сохранения психологического здоровья и предотвращения возникновения поведенческих отклонений)

·  Проведение социальных уроков (профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, и т.п.)

·  Про ориентационная работа (помощь в дальнейшем определении образовательного маршрута)

·  Проведение акций, операций (помощь детям из социально-незащищенных семей, занятость детей, профилактика негативных явлений общества)

·  Проведение мероприятий, праздников (организация досуга)

·  Проведение диагностики, анкетирования (выявление причин, негативно влияющих на успеваемость, посещаемость уроков и поведение, социально-психологическая помощь ребенку).

По моему  мнению, воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в тренингах занятиях. Тренинг - особый метод проведения занятий, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт.

Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания. А также довольно большое количество детей, имеющие физические, психические и интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.), все эти дети требуют особой заботы общества. 

Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может осознавать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему. Следует помнить, что объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при котором ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов.

Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно – психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря – умение общаться.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

·  Гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства);

·  Психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

·  Психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

·  Психолого–педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость).

Социально – педагогическая деятельность – многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно – обоснованные знания и постоянно самосовершенствование.

Список литературы:

1. Горячев М.Д.  “Социальная  педагогика” .Хрестоматия.  Самара 1996г.

2.  Колобов О.А.  “Социальная  педагогика  как  профессия”.  Нижний

Новгород1996.

3. Мудрик А.В.  “Введение  в  социальную  педагогику”.  М1997г.

4. Арнольдов А.С. ”Живой  мир  социальной  педагогики”  М1996г

5. “Социальная  работа  в  России: прошлое  и  настоящее”.  Под  ред.

Батя.  М.1998г.