публикация

Солодина Елена Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_kirov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                        Солодина Е.А.,

                                                            преподаватель юридических дисциплин,

                                                    ФГОУ СПО «Ковылкинский строительный                                                                                колледж

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся (традиционный-знаниецентристский, системный, деятельностный, комплексный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный), так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно (ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический и др.). К последним относится и компетентностный подход.

Идея компетентностного подхода в педагогике зародилась в начале 80-х годов прошлого века, когда в журнале «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ландшеер «Концепция «минимальной компетентности» [4, с.10]. Первоначально речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. При этом компетентность в самом широком смысле понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение». По мере освоения понятия происходило расширение его объема и содержания. В самое последнее время (с конца прошлого века) стали уже говорить о компетентностном подходе в образовании (В. Болотов, Е.Я. Коган, В.А. Кальней, А.М. Новиков, В.В. Сериков,               С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.).

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [1, с.22]. Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность». Б.Д. Эльконин полагает, что «компетентность – мера включенности человека в деятельность» [8, с.15].       С.Е. Шишов рассматривает категорию компетенции «как общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, дающую возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» [8, с.21].

Несомненно, основным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Образование должно формировать способность жить и работать в обществе.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека. Через обучение правам человека можно  помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления, их изучают с самых широких и разнообразных позиций в аспекте сущности и явления власти, принципов перестройки правовой системы, проведения экономической и культурной политики, борьбы с экологическими угрозами, преступностью и др. Посредством знаний о правах человека решается ряд внутренних, международных и глобальных задач. Права человека обнаруживают свое присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека и носят политико-ориентированный, культурно-этнический, духовно-нравственный, психолого-педагогический, социально-экономический, образовательно-воспитательный характер.

Основная цель изучения прав человека в образовательных учреждениях заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умение жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями. На разных ступенях образования учебный материал отличается глубиной, степенью конкретности, уровнем обобщения и т.д. Вместе с тем учебный материал направлен на решение общих задач образования:

- развивать способность к сотрудничеству и согласованности между индивидуальными и коллективными ценностями, умению ненасильственного урегулирования конфликтов;

- формировать понимание ценности свободы как условия самореализации человека и ее органической связи с ответственностью и саморегуляцией поведения;

- воспитывать чувство личного достоинства, основанного на высокой нравственности, и уважения прав и достоинства людей других национальностей, рас, вероисповеданий;

- развивать планетарное сознание, понимание разнообразия и уникальности культур народов мира, умение видеть в различии культур богатство мировой цивилизации;

- прививать понимание личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды и мира в своей стране и в глобальном масштабе.

В настоящее время обучению правам человека в общеобразовательных учреждениях уделяется большое внимание. Среднее профессиональное образование, являющееся следующей ступенью в этом непрерывном процессе, также не должно оставаться в стороне.

Первое знакомство первокурсников с вопросами   правового обеспечения должно начинаться уже при изучении курса «Введение в специальность». Здесь они знакомятся с нормативно-правовой базой учебного заведения, перечнем прав и обязанностей студента.

В связи с тем, что содержание обучения правам человека отличается высокой степенью междисциплинарности, (эта область находится на стыке многих учебных дисциплин: истории, обществознания, литературы, естественно-научных предметов) студенты-первокурсники в рамках общеобразовательной подготовки продолжают познавать права человека и формировать свое правосознание.

Программы истории и обществознания, например, позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение студентами основных идей философии прав человека. В ходе систематического изучения истории, обществознания студенты получают представление о развитии человека и общества, о статусе индивида в рамках различных цивилизаций, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, причинах войн, конфликтов, способах их предупреждения.

Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: "мораль", "право", "законность", "ответственность", "достоинство", "честь". Внимание студентов привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе.

При изучении иностранного языка студенты получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру, что позволяет глубже понять другие народы, способствовать взаимопониманию между сообществами, воспитывать толерантность, преодолевать ксенофобию.

Предметы естественно-научного цикла (биология, география, экология) акцентируют внимание на природных и экономических аспектах прав человека; на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми может привести к гибельным последствиям; формируют у студентов чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды как в местном, так и в глобальном масштабе. Предметы естественно-научного цикла в условиях обновления содержания, насыщения их этнографическими, экологическими, социальными вопросами становятся тем звеном, которое помогает студентам осознать тесную взаимосвязь человека, природы и общества в целом.

Студенты старших курсов при изучении дисциплин «Основы права»,  «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» должны непосредственно получить правовые знания, формирующие правовую компетентность будущего специалиста. Основное внимание при этом должно быть, несомненно, уделено разделам о правах  человека.

Практика преподавания показывает, что усвоение студентами содержания образования достигает наибольшей эффективности там, где широко используются новейшие педагогические технологии, обеспечивающие деятельностный подход в организации учебного процесса. Активные методики способствуют формированию умений и навыков, как учебных, так и гражданских. Проблемные лекции, учебные дискуссии, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, исследовательские методы и др.  помогут активизировать познавательную деятельность студентов, развить мышление, сформировать практические умения и навыки.

По желанию студентов в нашем учебном заведении действует кружок «Я – гражданин России».

Миссия кружка:

- создание творческой среды, способствующей раскрытию талантов и приложению профессиональных навыков;

- становление гражданской личности через призму правовых знаний;

-изучение нормативно-правовых актов и умение применять их на практике.

Стратегические элементы осуществления миссии:

Команда:

-преподаватель юридических дисциплин;

-талантливые, креативные и творческие студенты.

Концепция:

-формирование правовых знаний;

-изучение новаторского опыта в генерации идей;

-разработка и реализация неординарных решений.

Инструментарий:

-знания в области права, информационные технологии;

-умение работать в команде и применять свои знания на практике.

В плане  работы кружка основными направлениями деятельности являются:

-практическое применение теоретических знаний в области прав человека;

- создание лекторских групп по пропаганде правовых знаний при проведении классных часов;

- выпуск тематических газет кружка;

-организация просмотров видеофильмов по правовой тематике;

-подготовка и проведение тематического вечера «Строителем можешь ты быть, но гражданином  быть обязан» и др.         

Прошедший учебный год показал, насколько важным в формировании  социально-активной личности в нашем учебном заведении, является участие студентов в мероприятиях всероссийского, межрегионального и республиканского уровней. Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Национальное достояние России», командная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», деловая игра среди ССУЗов РМ «Лидеры нового века», конкурсы творческих работ по избирательному праву, исследовательских работ, участие в предметных олимпиадах наглядно отражают творческий потенциал наших студентов, в том числе и в отстаивании своей гражданской позиции.

Важнейшая роль при обучении правам человека должна отводиться и воспитательной работе. Содержание воспитательной работы должно обеспечивать нравственно-мотивационный фон для овладения "духом" прав человека. В это содержание входят такие направления деятельности, как развитие студенческого самоуправления: участие в работе советов дневного отделения, создание студенческих советов.

В целях воспитания личности, сочетающей высокую нравственность и культуру с чувством профессионального достоинства и ответственности  за качество и результаты своего труда, в Ковылкинском строительном колледже в соответствии с Положением о студенческом самоуправлении действует студенческое самоуправление как составная часть системы демократического управления учебным заведением, предусматривающая делегирование отдельных управленческих функций студенческому коллективу и его общественным органам.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в каждом учебном заведении обучению правам человека в рамках преподаваемых дисциплин и внеклассных мероприятиях должно уделено особое внимание, так как оно призвано выполнять следующие важные образовательные и воспитательные функции:

- философско-культурологическая, которая направлена на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

- образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры обучающихся путем расширения знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания студентов;

- воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;

- психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего "я", системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

- коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию.

Список литературы

1. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. –С. 22 – 46.

2. Давидович В. Судьба философии на рубеже тысячелетий // Вестник высшей школы. –2003. – № 3. – С.4 – 15.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. –Екатеринбург, 1997.

4. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. –1988. – № 1.

5. Морозова Г.Н. Теоретико-методологические основы подготовки компетентного специалиста правовой сферы в ссуз в условиях модернизации российского образования / Г.Н. Морозова, Н.В. Судденкова // Казанский педагогический журнал. – 2006. – № 5 (47). – С. 18-25.

6. Наперов В.Я. Разговаривая с Ли Якоккой // Специалист. – 2000. –        № 4. –С.32.

7. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М., 1997.

8. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. – Самара, 2001.

9. Чошанов М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. – М., Народное образование, 1997. – 152 с.