Осознанное родительство.
Памятка для родителей. В ней раскрывается понятие "осознанное родительство" и четыре ведущих тенденции в отношении современного понимания родительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osoznannoe_rodit_vo.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
"Компетентное" и "просвещенное" родительство обнаруживается в информированности взрослого о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и взаимоотношения с ним, а также умении применять их на практике. Овладение всем комплексом видов и типов контакта по мере взросления ребенка от раннего возраста к школьному составляет основу родительской компетентности. Противоположность "компетентному", "просвещенному" родительству - низкая компетентность, неразборчивость в вопросах оздоровления, развития, воспитания. Стихийные педагогические знания рассматриваются как явно недостаточные для нынешнего поколения родителей, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, прежде не имевших места, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто.
"Естественное родительство" - наиболее популярный подход в материнских и отцовских практиках периода младенчества, избираемых современными родителями, ими же популяризируемый в различных сообществах, интернет-порталах и блогах. Он часто, в практиках различных родительских сообществ, оказывается рядоположен, частично или полностью отождествляем с "сознательным", "осознанным" родительством, а в России восьмидесятых-девяностых годов XX века подход к новорожденным в контексте "Natural Parenting" называли не иначе как «сознательное родительство». Этот подход объединяет тех отцов и матерей, для которых ведущим признаком сознательного - осознанного - ответственного - компетентного родительства является стремление к естественности, понимаемой как природосообразность и альтернатива стандартизированным подходам к рождению и воспитанию.
Естественное родительство - одна из устойчивых общественных инициатив сегодняшнего дня. Как социокультурное явление оно аккумулирует настроения нового поколения родителей. Здесь хорошо просматриваются такие его особенности как деавтономизация пространства детей и родителей с одной стороны и, с другой, определённые протестные настроения - стремление обособиться от "экспертократии", стандартов, диктуемых официальными институциями, в ведении которых находятся вопросы охраны здоровья, материнства, детства. Сторонники естественного родительства больше склонны полагаться на родительскую интуицию, способность быстро накапливать опыт и необходимые знания, самостоятельно или консультируясь со специалистами-единомышленниками отбирая из широкого круга источников всё нужное для того, чтобы нормально заботиться о своих детях. В многочисленных родительских сообществах - примечательном явлении сегодняшнего дня - формируются собственные, вариативные, представления о нормативном родительстве. Современные активные родители больше не доверяют общественным практикам воспитания, они склонны самостоятельно выстраивать и отстаивать воспитательные маршруты, ориентируясь на собственные ресурсы, представления о должном и недолжном для каждого конкретного ребёнка, на ценности своей семьи.
Здоровьесберегающие
вариативность приведённых понятий демонстрирует четыре ведущие тенденции в отношении современного понимания нормативного родительства:
Первую тенденцию отличает небесспорное убеждение: для того, чтобы сегодня стать полноценным родителем недостаточно просто родить ребёнка. Нужно расширять материнские и отцовские компетенции, просвещаясь у специалистов или более опытных родителей.
Вторая тенденция отражает отношение к родительству как к важному, социально-ответственному делу, эффективность которого зависит от того, в какой мере мать и отец сознают и принимают эту ответственность.
Третья тенденция раскрывается в содержательном наполнении родительского всеобуча. Она обнаруживает тяготение к ограниченности либо психолого-педагогическими сферами детско-родительских отношений, либо - на этапе работы с беременными - вопросами культуры здоровья и перинатальной психологии.
Четвёртая тенденция демонстрирует активизацию родительской инициативы в сопротивлении каким бы то ни было внешним стандартам в отношении представлений о том, какие именно оздоровительные, воспитательные, образовательные практики можно считать нормативными. В условиях мировоззренческой палитры глобализирующегося мира, родителям сегодня оказывается важно сохранить автономное, преимущественное право самостоятельного выбора репродуктивных, оздоровительных, воспитательных, культурных тактик в соответствии со значимыми для семьи идеалами и ценностями.
Отсюда - широкая вариативность мировоззренческих оснований родительских практик современности: от погружения в неоднозначные оздоровительные практики (напр., моделирование процесса родов с помощью дыхательных упражнений, "беби-йога" и пр.пр.) и образовательные эксперименты (например, раннее интеллектуальное развитие и т.п.) - до сознательной реконструкции и развития вполне традиционных подходов к рождению, воспитанию детей в сопряжении с реалиями современности.
круг аспектов, организующих пространство культуры родительства, значительно шире, нежели сугубо воспитательные. Они касаются: выстраивания отношений между самими родителями, между старшим и младшим поколениями семьи, особенностей проявлений любви и заботы, организации домашнего быта, творческого преобразования домашней среды и уклада жизни дома, создания и консервации семейных традиций, обогащения культурного кругозора и форм совместного досуга, характера попечения о собственном здоровье и здоровье ребенка, начиная с периода подготовки к беременности и деторождению, выбора модели репродуктивного поведения, специфики взаимодействия с социальными институтами и их представителями.