Информационные технологии и рейтинго-накопительная система оценки учащихся на уроках геометрии

Бобровская Светлана Ивановна
Методический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии и рейтинго-накопительная система оценки учащихся на уроках геометрии

Учитель математики ГБОУ гимназия №406 Бобровская Светлана Ивановна

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Поэтому, одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями.

Применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед собой ежедневно учитель-практик, планируя очередной урок или внеурочное мероприятие. Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. При проведении уроков  с использованием ИКТ соблюдается основной принцип дидактики – наглядность,  что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей, обеспечивается более эффективное достижение развивающих и воспитательных целей, которые мы ставим на уроках математики.

Урок-презентация также обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду и повторить с ребятами то, что они не поняли (обычная школьная доска иногда не может обеспечить данную операцию, а также вместить тот объем, который можно показать на слайде). Целесообразней создавать не полную презентацию к уроку, а фрагменты – модули, которые можно включать в урок на определенных этапах – игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш-ролики. Запустили, поиграли и опять возвращаемся к живому общению учителя и учеников, к практической деятельности. 

Речь о том, как можно использовать информационно-компьютерные технологии в реализации  рейтинго-накопительной системы оценки знаний учащихся на уроках геометрии. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Рассмотрим это на примере обобщающего урока геометрии по теме «Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности». На данном уроке используем презентацию, у каждого ученика есть технологическая карта и рабочая карта, где отражен каждый этап урока.

Цели: осмыслить и систематизировать изучаемый материал, отработать практические умения в решении задач по теме: «Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности».

Знание: знать определения окружности, касательной к окружности, центральных и вписанных углов.

Понимание: связь между дугой окружности, вписанными и центральными углами, связь между расположением прямой и окружностью.

Анализ: чтение чертежей, разбор условия текстовой задачи.

Синтез: составление плана решения задачи по готовому  чертежу или формулировки задачи.

Оценка: осуществить самооценку выполненных заданий.

        1 этап - Проверка домашнего задания.

2 этап -  игра «Аукцион». 

        3 этап урока - работа по решению задач.

4 этап урока - проходит в форме игры «Кот в мешке».

Последнее на уроке – подведение итогов.

В течение урока очень важно учесть каждый ответ ученика, пусть и незначительный, чтобы общая оценка за урок была объективной. Данная система оценки очень помогает соблюдать эту объективность:

 - оценка становится «прозрачной» (понятно из чего состоит) для ученика и родителей;

 - задания на уроке четко показывают, как ребенок  идет к поставленной цели урока;

 - данная система позволяет учителю охватить всех учащихся, развивать у них элементы творчества и самоанализ;

- рейтинговая технология стимулирует равномерную работу в течение всего учебного процесса и стремление учащихся к самообразованию.

Видно, что с одной стороны (ИКТ) на уроке реализуются принципы доступности, наглядности,  учащиеся получают большой объем информации и заданий за короткий период, с другой стороны (РНС) появляется стимул к учебе, нет боязни получить «двойку», т.е. повышается мотивация учебы, активность и результативность работы учащихся.

В перспективе – продолжение работы по  совершенствованию методик применения ИКТ в организации рейтинговой системы на уроках геометрии. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.  

Обобщающий урок геометрии по теме «Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности». На данном уроке используем презентацию, у каждого ученика есть технологическая карта и рабочая карта, где отражен каждый этап урока.

Цели: осмыслить и систематизировать изучаемый материал, отработать практические умения в решении задач по теме: «Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности».

Знание: знать определения окружности, касательной к окружности, центральных и вписанных углов.

Понимание: связь между дугой окружности, вписанными и центральными углами, связь между расположением прямой и окружностью.

Анализ: чтение чертежей, разбор условия текстовой задачи.

Синтез: составление плана решения задачи по готовому  чертежу или формулировки задачи.

Оценка: осуществить самооценку выполненных заданий.

        1 этап - Проверка домашнего задания.

2 этап -  игра «Аукцион». 

        3 этап урока - работа по решению задач.

4 этап урока - проходит в форме игры «Кот в мешке».

Последнее на уроке – подведение итогов.