«Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых детей»

Булыгина Марина Афонасьевна

данный материал дан для музыкальных руководителей и учителей музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

                         Тема статьи:

«Системный подход к организации работы    по музыкальному воспитанию умственно отсталых детей»

 

                                                        Из опыта работы педагога

                                                   дополнительного образования

                                                           Горковской МС(К)ОШИ

                                                                   М.А.Булыгиной

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека»

                                                              Д.Б. Кабалевский.

Искусство всегда занимало важное место в развитии культуры общества, поскольку с  его помощью происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Оно в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания. Известна роль музыки в воспитании детей с отклонениями в развитии. При формулировке исходных позиций сущности музыкальной культуры мы опирались на концепции музыкального воспитания общей музыкальной педагогики, разработанные Д.Б. Кабалевским и Ю.Б. Алиевым. Музыкальная культура — это высокий уровень овладения человеком системой музыкальных знаний, музыкальной деятельностью; степень развития музыкального сознания и поведения личности; сформированность музыкально-эстетического вкуса и творческих потребностей.

. Опираясь на концепцию системного понимания воспитания, мы можем утверждать, что процесс формирования основ музыкальной культуры у умственно отсталых детей в ходе музыкального воспитания является лишь одним из аспектов целостного воспитательного процесса и соответственно системой частичной. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами являются класс, семья и школа. Формирование основ музыкальной культуры у умственно отсталых детей возможно лишь в органическом единстве, во взаимопроникновении с другими качествами личности нравственными, правовыми, патриотическими, гражданскими, трудовыми, физическими, эстетическими и т.д. Как и любая педагогическая система, музыкальное воспитание имеет свою структуру. Ее структурными компонентами выступают цель, задачи, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат. 

Музыкальная деятельность, доступно всем умственно отсталым учащимся, даже с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой. Это свойство личности, а также способ самоопределения, самоутверждения, самореализации, обуславливающее отношения ребенка с нарушением интеллекта, как субъекта межличностного взаимодействия; выражающееся в ее частично осознаваемой и переживаемой потребности и готовности к осуществлению музыкальной и общественно значимой деятельности. При этом важна не только деятельность по преодолению имеющихся нарушений, сколько подготовка детей к самостоятельной жизни. Используя комплексный психолого – медико-педагогический подход, М.С. Певзнер и В.И. Зубовский убедительно доказали существенную динамику в формировании высших психических функций у умственно отсталых детей и единство закономерностей отклоняющегося и нормального развития. Центральной идеей концепции Е.А. Медведевой стало положение о том, что использование искусства в системе коррекционной работы выполняет функции ретранслятора социального опыта и культурного наследия, обеспечивает создание специальных условий для «врастания» ребенка в культуру. Позитивная реакция воспитанников специальной (коррекционной) школыVIII вида на педагогические воздействия зависит от учета их особенностей, образовательных потребностей, интересов, способностей и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительные и сохранные качества, созданием оптимистических перспектив развития и социализации; эффективность музыкального воспитания умственно отсталых детей детерминирована степенью собственной активности ребенка.

Видами музыкальной деятельности, реализующими  задачами формирования основ музыкальной культур у умственно отсталых учащихся выступают:

а) восприятие музыки; б) пение; в) игра на музыкальных инструментах; г) овладение теоретическими знаниями; д) танцевально -  ритмическая деятельность и др.

 Процесс формирования у умственно отсталых детей основ музыкальной культур базируется на системном понимании процесса музыкального воспитания и предполагает реализацию совокупности трех групп  взаимосвязанных дидактически принципов: общих, частных и специфических. Разграничение их обуславливается необходимостью учитывать,

во-первых, общие закономерности образовательного процесса опосредованные особенностями психофизического развития умственно отсталых детей.

Во-вторых, особенности музыкального воспитания, как направления образовательной деятельности;

 В-третьих, своеобразие развития основ музыкальной культуры учащихся рассматриваемой категории. 

Методы музыкального образования объединяют при характеристике содержания музыкального воспитания умственно отсталых детей мы исходим из общего понимания содержания воспитания, под которым понимается овладение воспитанниками в процессе своего развития человеческой культурой, а точнее, социальным опытом, той его частью, которая используется людьми в повседневной жизни, познавательной, практической и :иной социально ценной деятельности. Культура, социальный опыт человечества, как его главное достояние на протяжении многовековой истории, непрерывно обогащались, и это свидетельствует о социальном прогрессе общества. Его необходимой частью являются элементы музыкальной культуры: музыкально-эстетические потребности; совоокупность музыкально-эстетических знаний, умений, навыков; эстетическое восприятие и понимание, музыкально-эстетический вкус, эстетическая деятельность.

Методы музыкального воспитания. Они делятся на наглядные, словесные и практические. Среди наглядных выделяется иллюстрация и наблюдение. Словесные делятся на рассказ, беседу, объяснение.

К практическим методам относятся:  показ правильного действия, исполнение музыкального произведения.

 С помощью методов музыкального воспитания способы организации совместной музыкальной деятельность воспитателей и воспитанников их взаимодействия с целью формирования положительных личностных качеств воспитанников. Путем конструирования методов воспитания, является включение в деятельность воспитанников тех или иных средств стимулирования. Так конструируются такие методы воспитания, как поощрение, наказание и соревнование.

Под средствами формирования основ музыкальной культуры умственно отсталых детей в концепции системного понимания подразумеваются предметы, обознaчающие тремя важными характеристиками: во-первых, для того, чтобы тот или иной предмет выступал в этой роли, в нем должна быть заключена человеческая культура, и это естественно, ибо процесс воспитания - это процесс ее передачи и усвоения; во-вторых, культура должна содержаться в них в концентрированном виде, ибо только тогда они могут использоваться результативно в воспитательном процессе; в-третьих, условием результативности выступает педагогическая обработанность культуры, заложенной в воспитательных средствах, иначе ее усвоение окажется недоступным для воспитанников с их определенными возрастными и индивидуальными интеллектуальными особенностями. Средства формирования музыкальной культуры умственно отсталых детей разнообразны. Это - слово учителя и других педагогов, музыкальные произведения и произведения других жанров искусства, стиль взаимоотношений учителя с учеником, наглядные пособия, технические и учебные средства, телевидение, компьютерные технологии, интернет, радио, кино, театр и т.д.

Под организационными формами воспитания понимается внешнее выражение совместной деятельности воспитателей и школьников. В музыкальном воспитании умственно отсталых детей используются разнообразные организационные формы. Они могут быть массовыми: праздники, утренники, посвященные календарным датам, конкурсы, фестивали детского творчества, концерты, посещение музыкальных спектаклей и др.; групповыми: уроки музыки, занятия студий дополнительного образования, музыкальные занятия и др.; индивидуальными: индивидуальная подготовка солистов, ведущих концерта др.

 Модель процесса музыкального воспитания умственно отсталых детей в системе специального образования выражает педагогический процесс не непосредственно в сложном, необозримом единстве всех ее многообразных проявлений и качеств, а обобщенно, акцентируя внимание на отдельных выделяемых свойствах. Построение модели процесса музыкального воспитания умственно отсталых детей было выполнено в русле концепции системного понимания воспитания. Согласно этой концепции, развитие личности воспитанника осуществляется в процессе функционирования всех воспитательных систем, в которые он включен. Оно происходит в результате последовательного развития деятельности воспитанника в этих системах, в ходе постоянного разрешения возникающих в этой деятельности все влияния воспитательных систем, в которые входит воспитанник, интегрируются в целостном процессе его воспитания. Но в этот процесс вплетаются и другие, самые разнообразные взаимодействия воспитанник и формирующих его систем со средой. Это, свою очередь, включает и несистемные взаимодействия, входящие в жизнь общества как «органического целого». Организация воспитательных систем, обеспечение их оптимального функционирования резко усиливает влияние педагогов на воспитанников, делает его более целенаправленным, широким и повседневным.

Resource id #5004