Презентация "Онтогенез общения от 0 до 7"

Протасенкова Наталья Владимировна

В презентации дано понятие "общение", задачи,средства и категории общения, роль и влияние общения на психологическое развитие ребёнка, развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ontogenez_obshcheniya.pptx233.45 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

От 0 до 7 лет Онтогенез общения Выполнила: учитель-логопед Наталья Владимировна Протасенкова

Слайд 2

Что такое общение? Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение. Действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект.

Слайд 3

Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия. Задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой. Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения

Слайд 4

Роль общения в психическом развитии ребенка. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка: 1) изучение «детей– маугли »; 2) исследование природы и причин так называемого госпитализма ; 3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Слайд 5

Влияние общения на общее психическое развитие ребенка Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: в самой области общения в области любознательности детей в сфере их эмоциональных переживаний при формировании любви ко взрослому в сфере овладения речью в сфере личности и самосознания детей

Слайд 6

Возникновение общения у ребенка Процесс становления первичной коммуникативной потребности протекает стремительно и занимает около 2 мес. Онтогенез общения первых восьми недель жизни ребёнка 0 – 2 недели 2 – 4 недели 4 – 8 недели Только в «положении под грудью» длительный ласковый разговор и поглаживание приводит к появлению у младенца сосредоточения: он замирает и напрягается. Воздействия взрослого начинают вызывать у ребёнка ориентировочно–исследовательскую активность, направленную на ознакомление с этим человеком. Сначала ребёнок пристально вглядывается во взрослого, а позднее начинает следить за ним, рассматривать его лицо. Далее в обследование вовлекается помимо глаз головка и все тело ребенка. В ответ на воздействие взрослого у детей появляются эмоциональные реакции. У ребенка можно наблюдать улыбку в ответ на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. Затем ребенок начинает улыбаться людям по своей инициативе, лишь завидев издали фигуру взрослого. На 2-м мес. жизни ребёнка появляется «комплекс оживления».

Слайд 7

Существует 4 критерия, свидетельствующие о том, что у младенца уже есть потребность в общении: внимание и интерес ребенка ко взрослому (взгляд в глаза взрослого) – 3 нед . эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого(ответная улыбка на воздействия взрослого) – ко нец 1-го мес. инициативные действия ребенка, направленных на то, чтобы привлечь интерес взрослого(инициативные улыбки и двигательное оживление). чувствительность ребенка к отношению взрослого, реакция на отношение к ребёнку взрослого, проявляющаяся в стремлении продлить эмоциональный контакт.

Слайд 8

Основные мотивы общения Мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. К которым относится потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Категории мотивов общения: 1)Познавательные мотивы; 2)Деловые мотивы; 3)Личностные мотивы.

Слайд 9

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми потребностью во впечатлениях потребностью в активной деятельности потребностью в признании и поддержке Общение протекает в форме действий, которые составляют единицу целостного процесса. В его состав входят несколько ещё более мелких единиц, которые называются средствами общения .

Слайд 10

Три основных категории средств общения: экспрессивно-мимические предметно-действенные речевые операции возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей остальной жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями. Такие средства возникают в онтогенезе следующими в совместной деятельности ребенка со взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное назначение – выразить готовность ребенка к взаимодействию со взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно–мимические и предметно–действенные средства общения уже достигли высокого развития и большой сложности. улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки; высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Слайд 11

Формы общения в онтогенезе 2-6 мес. 6 мес. – 2 года 3 – 5 лет 6 – 7 лет Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым Ситуативно-деловое общение ребёнка со взрослым Внеситуативно-познавательное общение ребёнка со взрослым Внеситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым Развитие общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет происходит, как смена нескольких целостных форм общения. Форма общения – деятельность общения на определённом этапе её развития. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе. 1) потребности в доброжелательном внимании (от 2 до 5 мес.); 2) потребности в сотрудничестве (от 6 мес. до 3 лет); 3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).

Слайд 12

Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет Формы общения Параметры форм общения Примерная дата появления в онтогенезе Место общения в системе общей жизнедеятельности ребёнка Содержание потребности в общении(ведущий вид деятельности) Ведущий мотив общения(выделен) Основные средства общения Значение формы общения в общем развитии психики Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональна) 2 мес. Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Потребность в доброжелательном внимании взрослого. Личностный; взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребёнка. Экспрессивно-мимические операции Неспецифическая общая мотивация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием. Ситуативно-деловая(предметно-действенная) 6 мес. Общение развёртывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и её обслуживает Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве Деловой; взрослый как партнёр по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности. Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи.

Слайд 13

Внеситуативно-познавательная 3-4 года Общение развёртывается на фоне совместной со взрослым самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с визическим миром и её обслуживает. Потребность в доброжелательном внимании , сотрудничестве и уважении. Познавательный; взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнёр по обсуждению причин и связей в физическом мире Речевые операции Первичное проникновение во внечувствительную суть явлений, развитие наглядных форм мышления. Внеситуативно-личностная 5-6 лет Общение развёртывается на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов. Потребность в доброжелательном внимании , сотрудничестве,уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию Личностный; взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг. Речевые операции Приобщение к моральным нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммукативной готовности к школе.