рабочая программа по обществознанию

Гороховцева Наталья Евгеньевна

рабочая программа по обществознанию для электоромантёров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_elektriki.docx85.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 Г.ЗИМА

Утверждаю:

Директор ОГОУ НПО ПУ № 6

_______________И.И. Матюхина

«____»_________________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

обществознание

по профессии начального профессионального образования

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования жилищно – коммунального хозяйства.

Квалификация:

Электромонтёр по ремонту и

              обслуживанию электрооборудования.

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения:  

2 года 5 месяцев на базе основного общего образования

Профиль получаемого профессионального образования:

технический

Зима, 2013

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе примерной программы и федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования жилищно – коммунального хозяйства.

Организация-разработчик: 

областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 6 г. Зима.

Разработчик:

Гороховцева Наталья Евгеньевна, преподаватель обществознание ОГОУ НПО  Профессиональное училище № 6 г. Зима.

        

Рецензент:

________________________________________________________________

Согласовано:

Руководитель МК общепрофессионального цикла

______________________(__Ф.И.О._____)

Протокол № _____от «___»________20____г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

25

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

27

                                

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.  Область применения программы

    Программа учебной дисциплины  обществознание является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования жилищно – коммунального хозяйства, входящих в состав укрупненной группы профессий  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

практические работы

8

контрольные работы

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

107

 в том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа (реферат, конспект, кроссворд и т.п.).

78

Итоговая аттестация в форме                                                                         контрольная работа                                                          


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования жилищно – коммунального хозяйства.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1.  Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

24

1-2

Введение

2

1

Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества

3-4

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

2

2

5-6

Формирование характера, учёт особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

2

2

7-8

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодёжной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодёжной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодёжи. Причины и истоки агрессивного поведения.

2

2

9

Практическая работа №1. Подготовить развёрнутый ответ по предложенным ниже темам. Составить план, в соответствии с которым будет освещаться тема. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два детализированы в подпунктах.

  • Влияние знаний и личного опыта на формирование мировоззрения.
  • Взаимосвязь патриотизма, гражданственности, их роль в деятельности человека и общества.

1

2

10-11

Контрольная работа «Природа человека, врождённые и приобретённые качества»

2

12-13

Самостоятельная работа обучающихся

  • Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами. Примерная тема реферата «Проблемы межличностного общения в молодёжной среде»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • эссе на тему: «Можно ли всех приятелей назвать товарищами?»  (4 часа)
  • подготовка устного развёрнутого ответа на тему: «Как избежать конфликтной ситуации и как вести себя при её возникновении» (1 час)

5

3

Тема 1.2.  Общество как сложная система

14-15

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

2

2

16-17

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2

2

18-19

Многовариантность общественного развития. Эволюция  и революция как форма социального изменения. Понятие

 общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и

 формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2

2

20-21

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2

2

22

Контрольная работа «Общество как сложная система»

1

23-24

Самостоятельная работа обучающихся

  • изложение и аргументация собственных суждений о социальных ролях и явлениях общественной жизни.

Примерная тема реферата «Общество и его регуляторы».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • эссе на тему: «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации» .(4 часа)
  • заполнить схему: «Строение общества». (1 часа)
  • конспект по теме: «Основные институты общества, их функции». (2 часа)
  • составить кроссворд по теме: «Общество как сложная система». (1 час)

8

3

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

23

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества 

25-26

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, её значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества.

2

2

27

Практическая работа №2

  • сочинение – рассуждение на тему:
  1. Телевидение зомбирует человека.
  2. Чем больше смотришь телевидение, тем ниже уровень твоего интеллекта.
  • подготовить развёрнутый ответ по предложенным ниже темам. Составить план.
  1. Воздействие массовой культуры на формирование личности.
  2. Воздействие массовой культуры на общественное сознание.

2

3

28-29

Культура общения, труда, учёбы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2

2

30

Самостоятельная работа обучающихся

  • работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами.

Примерная тема реферата «Лидер – кто он?»

1

3

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

31

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учёного, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность учёного перед обществом.

1

2

32

Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

1

2

33-34

Самостоятельная работа обучающихся.

  •  работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами.

Примерная тема реферата. «Ответственность учёного перед обществом».

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • мини – исследование на тему: «Влияние массовой культуры на подростков» (8 часов)
  • заполнить таблицу: «Виды культур и их характеристика» (1 час)

9

3

Тема 2.3. мораль, искусство и религия как элемент духовной культуры

35-37

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

3

2

38-40

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

3

2

41-42

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2

2

43

Контрольная работа «Основы знаний о духовной культуре человека и общества».

1

44-45

Практическая работа №3.

  • эссе на тему:
  1. «Атеизм – тоже религия»
  2. «Верить в Бога невозможно, не верить в Него – абсурдно» (Вольтер)
  • работа над тестом по теме: Мировые религии.

2

3

46

Самостоятельная работа обучающихся

  • изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

Примерная тема реферата «Религия и церковь в современном мире».

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

  • составить конспект по теме: «Исторические виды морали» (1 час);
  • эссе на тему: «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (4 часа)

5

3

Раздел 3. Экономика

27

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

47

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

2

2

48-49

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход.

2

2

50

Контрольная работа «Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи».

1

51

Практическая работа №4

  • работа по тестам тема «Экономика. Наука и хозяйство»

1

3

52

Самостоятельная работа обучающихся

  • анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием.

Примерная тема реферата «Права потребителей»

1

3

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

53-56

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренции. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

4

2

57

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

1

2

58-59

Контрольная работа «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике»

2

60

Самостоятельная работа обучающихся

  • изложение и аргументация собственных суждений о социальных ролях и явлениях общественной жизни
  • анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием.

Примерная тема реферата «Конкуренция и её роль в рыночной

 экономике», «Правовое регулирование хозяйственной деятельности»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

  • составить таблицу «Производитель и потребитель» (1 час)
  • написать конспект «Виды рынков» (2 часа)
  • написать конспект «Государственный бюджет» (2 часа).

6

3

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

61-62

Спрос на  труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

2

2

63

Понятие безработицы, её причины и экономические последствия.

1

1

64

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

1

1

65

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

1

1

66

Контрольная работа «Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция»

1

67

Самостоятельная работа обучающихся

  • изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

Примерная тема реферата «Социально – регулируемое рыночное хозяйство».

1

3

68

Практическая работа №5

  • подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Рынок труда и молодёжь»

1

2

Тема 3.4. основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

69-70

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, её экономические институты. Основные проблемы экономики России и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

2

1

71-72

Самостоятельная работа обучающихся

  • изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
  • решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного социального опыта студентов.

Примерные темы рефератов «Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной», «Предпринимательство. История развития предпринимательства в России».

2

Раздел 4. Социальные отношения

29

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

73-74

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

2

2

75-76

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

2

2

77-78

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

2

79-80

Контрольная работа «Социальная роль и стратификация»

2

81-82

Самостоятельная работа обучающихся

  • определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;
  • решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного социального опыта обучающихся.

Примерные темы рефератов «Социальные роли человека в трудовом коллективе», «Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте».

2

3

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

83-84

 

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2

2

85-86

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодёжи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

2

87-88

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

2

89-90

Самостоятельная работа обучающихся

  • определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;
  • решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного социального опыта обучающихся.

Примерная тема реферата «социальная и личностная значимость здорового образа жизни»

2

3

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

91-92

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

2

2

93

Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной политики в Российской Федерации.

2

1

94-95

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

2

96-97

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2

1

98

Контрольная работа «Важнейшие социальные общности и группы»

1

99

Самостоятельная работа обучающихся

  • работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами.

Примерные темы рефератов «Права человека – эволюция развития», «Молодёжь и её роль в современной политике».

1

3

100

Практическая работа № 6

  • выполнение тестов по теме: «Социальная структура общества»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

  • составить глоссарий по теме: «Социальные отношения» (1 час)
  • эссе по теме: «Можно ли всех приятелей назвать товарищами?» (4 часа)
  • подготовка устного развёрнутого ответа: «Как избежать конфликтной ситуации и как вести себя при её возникновении» (2 часа).

7

3

Раздел 5. Политика как общественное явление

23

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

101-102

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

2

2

103-104

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

2

2

105-106

Формы государства: формы правления, территориально – государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

2

2

107

Правовое государство, понятие и признаки.

1

2

108-109

Контрольная работа «Политика и власть. Государство в политической системе».

2

110-111

Самостоятельная работа обучающихся

  • изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
  • работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами.

Примерные темы рефератов «Демократия – за и против», «Тоталитаризм – феномен XX столетия».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

  • составить тест и эталоны ответов на тему: «Политические режимы. Формы правления. Функции государства» (2 часа)
  • составить таблицу: «Типы политических систем» (1 час)
  • эссе на тему: «Демократия и свобода существуют там, где законодателем является народ» (4 часа)

7

3

Тема 5.2. Участники политического процесса

112-113

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.Политическая элита, особенности её формирования в современной России.

2

2

114

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

1

1

115

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная компания в Российской Федерации.

1

1

116-117

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно – политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

2

2

118-119

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

2

2

120-121

Контрольная работа «Участники политического процесса»

2

122

Самостоятельная работа обучающихся

  • решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного социального опыта обучающихся;
  • изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях.

Примерные темы рефератов «Четвёртая власть и её роль в политической жизни», «Политические партии и лидеры современной России».

1

3

123

Практическая работа №7

  • выполнение тестов по теме: «Политические системы».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • написать небольшие исследовательские работы по темам:
  • " Демократия глазами подростков». (8 часов)
  • «Предвыборные программы: обещания и их реализация (по итогам последних выборов в местности, где вы живёте». (8 часов)

16

Раздел 6. Право

30

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

124

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

1

1

125-126

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

2

1

127-128

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

2

129

Контрольная работа «правовое регулирование общественных отношений»

1

130-131

Самостоятельная работа обучающихся

  • Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическим, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;
  • Решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного
  •  социального опыта обучающихся.

Примерная тема реферата «Право – воплощение справедливости и добра».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

  • эссе на тему: «Мы можем стать свободными только тогда,    когда станем рабами закона» (4 часа)
  • составить глоссарий по теме: «Правовое регулирование общественных отношений» ( 1 час)

5

3

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

132-133

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2

2

134

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

1

1

135

Основы конституционного права и обязанности граждан в России.

1

1

136

Контрольная работа «Основные конституционного права Российской Федерации»

1

137

Самостоятельная работа обучающихся

  • решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного социального опыта обучающихся.

Примерные темы рефератов «Конституция РФ – основной закон жизни государства», «Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

  • составить кроссворд на тему: «Законодательная. Исполнительная. Судебная власть» (1 час)
  •  эссе на тему: «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции» (4 часа)

5

3

Тема 6.3. Отрасли российского права

138-139

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско – правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

2

1

140

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, достоинство, имя. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля – продажа, мена, наследование, дарение.

1

1

141

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.

1

1

142-143

Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.  Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

2

2

144-145

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приёма на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

2

2

146

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

1

1

147-148

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

2

2

149-150

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

2

2

151

Контрольная работа «Отрасли российского права»

1

152

Самостоятельная работа обучающихся

  • решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного социального опыта обучающихся.

Примерная тема реферата «Права человека – эволюция развития»

1

2

153

Практическая работа №8

  • решение правовых задач

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

  • составить глоссарий по теме: «Отрасли российского права» (1 час)
  • написать конспект: «Права, обязанности и ответственность членов семьи» (2 часа)
  • написать конспект: «Наказание» (2 часа)

5

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознание  

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • кодоскоп


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

3. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2005.

4. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

5. Смирнов И.П.Введение в современное обществознание: учебник –М., 2005.

Для преподавателей

1. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

2. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

3. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

4. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

5. Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

6. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

Дополнительные источники:

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.  –1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

14. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

Электронные ресурсы сети Интернет:

1. http://www.uchportal.ru/учительский портал; «Сеть творческих учителей»;

2. http://1sentyabrya.ru/ общеобразовательный портал;

3. Сайт «Сеть творческих учителей»

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

 

контрольные работы

самостоятельные работы          

защита рефератов

проверка-консультация

устный опрос

самопроверка по образцу

итоговая аттестация

тестирование

теоретическая разминка

опрос по парам