Презентация диплома

Пономаренко Светлана Александровна

Презентация диплома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_diplomu.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА Выпускная квалификационная работа ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Выполнено: Тарасовой Елены Александровны студенткой VI курса (з/о) дефектологического факультета отделения олигофренопедагогики Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Волковская Т.Н . МОСКВА 2013

Слайд 2

вапу Цель данной работы является изучение особенностей пространственных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития . ЗАДАЧИ Анализ научной литературы по проблеме Подобрать комплекс методик экспериментального исследования Сравнительное исследование состояния пространственных представлений у детей 5-6 лет с нормой и ЗПР Разработать методические рекомедации к коррекционной работе Гипотеза исследования является предположение о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются недостатки базисных пространственных ориентировок , что препятствует формированию полноценных пространственных представлений и их словесного обозначения. Требуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа по этому разделу, учитывающая особенности формирования данного аспекта развития у детей с ЗПР

Слайд 3

ОБЪЕКТ формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста . У детей 5-6 лет с нормальным развитием У детей 5-6 лет с ЗПР Формирование пространственных представлений МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Математическая статистика биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации ) психодиагностические ( тесты, беседы); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент); организационные;

Слайд 4

Пространственные представления детей 5-6 лет с ЗПР Восприятие пространственных представлений детей 5-6 лет с ЗПР Развитие пространственных представлений детей 5-6 лет с ЗПР Расширение предметной деятельности Обогащение чувственного опыта Совершенствование анализаторной системы Связь чувственно-образной и логически-понятийной ступени познания Стойкие нарушения в понимании пространственных отношений у детей с ЗПР

Слайд 5

Экспериментальное изучение сформированности пространственных представлений у детей с ЗПР проходило МАДОУ комбинированного вида № 26 «Реченька» города Ступино

Слайд 6

Экспериментальное исследование включало в себя шесть серий заданий: 1-ая серия изучала ориентировку в схеме собственного тела . Задание 1. Цель: выявить навык ориентировки в схеме собственного тела. Инструкция: а) покажи свою правую (левую) руку (ногу, ухо, глаз); б) скажи, какая это у тебя рука (нога, ухо, глаз); в) скажи, что находится у тебя спереди, позади, сбоку. График к серии № 1. асппшщ

Слайд 8

2-ая серия заданий изучала ориентировку относительно себя . Задание 2. Цель: несколько игрушек, которые экспериментатор располагает слева и справа, спереди и позади ребёнка на расстоянии 40-50 см от него. Инструкция: а) «Возьми игрушку, которая находится от тебя справа (слева, перед тобой, позади тебя)»; б) «Расскажи, где какая игрушка стоит». График к серии №2.

Слайд 10

3-ая серия заданий изучала ориентировку относительно другого человека . Задание 3. Цель: выявить навык ориентировки относительно другого человека. Инструкция: а) покажи мою правую (левую) руку; б) покажи предметы, которые стоят справа от меня; в) скажи, какая это у меня рука?; г) расскажи, что находится справа от меня (слева, спереди, позади меня). График к серии № 3.

Слайд 11

4-я серия заданий изучала ориентировку относительно предмета . Задание 4. Цель: выявить навык ориентировки относительно предмета. Материал: игрушки (6 штук) - располагаются следующим образом: в центре – заяц, слева от него – утка, справа – собака, позади – белка, спереди – кошка. Инструкция: а) «Покажи, кто стоит перед зайцем (позади него, слева, справа)? Покажи, кто стоит между уточкой и собачкой?» б) «Расскажи, где какая игрушка стоит». График к серии № 4.

Слайд 12

5-ая серия заданий изучала ориентировку на плоскости листа. Задание 5. Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости. Способность удерживать в памяти пространственное расположение предметов на плоскости. Обучаемость. Оборудование: два листа бумаги размером А4 зелёного цвета, восемь небольших игрушек: две коровы, две козы, две лошади, две овцы. Экран. График к серии № 5 .

Слайд 14

6-ая серия заданий изучала понимание и употребление в собственной речи предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения . Задание 6. Цель: выявить степень понимания значений предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения и умение использовать их в собственной речи. Ребёнок должен по инструкции экспериментатора перемещать ручку относительно коробки в нужное место. Детям были предложены предлоги и наречия: в, на, слева от, справа от, над, под, перед, за. Инструкция: «Скажи что это? (ручка). А это? (коробка). Где ручка?» (поочерёдно детям были предложены все вышеперечисленные предлоги и наречия). График к серии № 6.

Слайд 16

Этапы формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет Этап Развитие самотогенных тактильных и кинестетических процессов Ц ель: обогащение чувственного и двигательного опыта детей. Задачи: • уточнить местоположение и названия различных частей тела; • учить повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело; • развивать навыки узнавания фигур, букв, цифр, написанных пальцем на спине или на ладонях; • вырабатывать ощущения и умения распознавать предметы с различной фактурой поверхности и разной формы. Этап Формирование представлений о схеме собственного тела Ц ель: актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осознанного восприятия детьми собственного тела. Задачи: • формировать представления о "схеме собственного тела" на практике ("схема" лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны); • учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений. Этап Развитие ориентировки в окружающем пространстве Ц ель: развитие осознанного восприятия собственной позиции в пространстве и свойств окружающего пространства. Задачи: • закреплять умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего пространства; • учить располагать объекты по отношению к собственному телу; • знакомить детей со схемой тела человека, стоящего напротив; • вырабатывать навыки расположения объектов в окружающем пространстве относительно друг друга.

Слайд 17

Этап Развитие ориентировки двумерном пространстве Цель: формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов. Задачи: • учить детей: ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы); • осваивать расположение плоскостных предметов на \ листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу.); • располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу; • копировать и анализировать простые фигуры расположенные по разному на листе; • копировать и анализировать сложные фигуры расположенные на листе; • ориентироваться на листе бумаги, перевернутом на 180°, мысленно переворачивать лист бумаги на 180°. Этап Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. Цель: формирование квазипространственных представлений. Задачи: • учить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира; • формировать навыки самостоятельного использования слов и конструкций, выражающих пространственные отношения в устной речи.

Слайд 18

Диаграмма сформированности представлений у детей с ЗПР в ходе эксперимента и после коррекционной работе

Слайд 19

Диаграмма сформированности представлений у детей с нормальным развитием в ходе эксперимента и после коррекционной работе

Слайд 20

Общие выводы по выпускной квалификационной работе: У детей с ЗПР имеются недостатки базисных пространственных ориентировок , препятствующие формированию полноценных пространственных представлений . Пространственные представления у детей с ЗПР формируются с задержкой , медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников и их становление происходит в определённой последовательности и тесной взаимозависимости. У детей прослеживается резкое несоответствие между пониманием пространственных слов-понятий и возможностью их вербального обозначения. Преодоления недостаточности пространственных представлений у детей с ЗПР возможно только при условии целенаправленной коррекционной работы , эффективность которой повышается при использовании специальных дидактический заданий. Специальное обучение должно учитывать генезис освоения пространства детьми в раннем и дошкольном возрасте и ведущую роль в этом процессе двигательного анализатора.

Слайд 21

БЛАГОДАРЮ з а ВНИМАНИЕ