«Применение ИКТ технологий на уроках теоретического обучения (географии)»

Филичкина Дарья Валерьевна

«Применение ИКТ технологий на уроках теоретического обучения (географии)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_i_ikt.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НПО ПУ №105 МО

Методическая разработка по теме:

«Применение ИКТ технологий на уроках теоретического обучения (географии)»

Выполнила:

преподаватель спец.дисциплин

Филичкина Д.В.

г.Ногинск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) понимают аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.  Электронные средства образовательного назначения – это прикладное программное обеспечение и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии и т.д.).

        Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения на уроках географии направлены на формирование знаний, умений и навыков в области информационной деятельности учащегося, воспитание их географической культуры.

Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в методы обучения. Например, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность за счет увеличения наглядности и насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты).

Основная цель географического образования заключается в овладении обучающимися системы знаний и умений. А также с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Одной из задач является улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Проблему качества обучения на уроках географии помогают решить и информационные и коммуникационные технологии.

Преимущества использование ИКТ на уроках географии:

  • экономия времени;
  • возможность различной и комплексной проверки знаний учащихся;
  • повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к предмету;
  • работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы;

Использование мультимедийных средств при выводе изображения на большой экран повышает наглядность обучения.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

  • на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  • на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
  • на контрольном уроке, используя ПК, возможно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала;
  • на уроках проверки, оценки знаний учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать с таблицами.

На уроках изучения материала или при закреплении материала можно использовать:

  • видеоуроки по теме;
  • мультимедийные путеводители – справочная информация по какому-либо объекту природы с фотографиями, видеороликами;
  • мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная информация с включением графики, анимации, звуковых эффектов.

В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них - использование на уроках географии интерактивных карт. Они дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов. 

Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой учащийся воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Более эффективное в сравнении с имеющейся практикой использование карты на уроках географии осуществляется при соблюдении следующих условий:

  • учащиеся привлекаются к отбору и структурированию информации;
  • учащимся предоставляется возможность выступить в роли преподавателя.

Три основных вида работы с электронной картой используется на уроках:

  • работа со слоями карты;
  • работа с дополнительным материалом;
  • использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты "Электроэнергетика России", "Топливные ресурсы" и "Плотность населения", ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. 

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д. 

Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий. 

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты). 

Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения:

  • концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
  • сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий;
  • использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;
  • удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т.д.;
  • позволяет проверить знания, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т.д.;
  • позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, изображения;

     Презентация как средство подачи материала, как дополнительное наглядное пособие к уроку достаточно широко используется в образоватльном процессе. Главной причиной является то, что освоение программы PowerPoint относительно несложно, да и такой вид подачи материала эффектен и красочен.

Основным отличием презентации является возможность использования в презентации звука, анимации, гиперссылок. Материал становится динамичнее, ярче, в нем можно выбирать порядок изучения подтем, тестировать знания по уроку.

 Презентации могут быть:

  • «лекционные» (сопровождающие теоретический материал),
  • «исследовательские» (выполненные в результате работы над проектом как итоговые работы),
  • «игровые» (интерактивные, дополняющие учебную программу),
  • «для самостоятельной работы» (презентации, позволяющие учащемуся, пропустившему тему, наверстать упущенное).

          ИКТ позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наглядность материала. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Е.В.Баранчиков «География», М; изд. центр «Академия», 2013
  2. Е.А.Колмыкова «Ифнорматика», М; изд. центр «Академия», 2012
  3. М.С.Цветкова «Информатика и ИКТ», М; изд. центр «Академия», 2012
  4. http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
  5. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5842&hry=./54356/54751
  6. http://materik2012.jimdo.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B-10-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/