программа социально-педагогического сопровождения учащихся
программа социально-педагогического сопровождения учащихся "Мы-вместе!"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по оказанию социально-педагогической поддержки учащимся, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа
Введение
Анализ контингента учащихся КГБ ПОУ 11 показывает рост числа учащихся, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Учащихся данной категории отличают: пониженная активность или, напротив, гиперактивность, пониженные коммуникативные способности,
низкая эмоциональная устойчивость, неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе, смещение важнейших общепринятых ценностных приоритетов,
низкая работоспособность, в том числе и в отношении учебы.
Причинами, вызывающими нарушения, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Программа на тему: "Мы-вместе!" направлена на социально - педагогическую помощь учащимся, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа. В программе разработаны основные направления, способствующие предотвращению отчуждения подростков от социальных институтов (семьи, ученического коллектива), формированию жизненных ориентиров (дальнейшее профессиональное самоопределение), идеалов, ценностей, воспитание здорового образа жизни.
В основу программы положена личностно - ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.
Цель:
- Формирование чувства защищенности обучающихся в социальной среде, через формирование системы знаний (правовых, медицинских, психологических и других).
- Профилактика правонарушений и безнадзорности, как условие для личностного становления обучающегося.
- Защита интересов обучающихся, их законных прав на образование, труд, уважение и достоинство для дальнейшего становления личности.
Задачи:
- Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных, общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.
- Профилактика негативного влияния среды, способствующей формированию и развитию девиантного поведения.
- Формировать у обучающихся чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Занятия проводятся в групповой форме1 раз в неделю
Предполагаемый результат:
- Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов
- Снижение количества обучающихся, состоящих на внутриучилищном контроле.
- Формирование жизненных ориентиров (дальнейшее профессиональное самоопределение), идеалов, ценностей.
Адаптационный период (1 полугодие 1 курса)
Направления социально-педагогический деятельности:
1. Оказание помощи учащимся в успешной адаптации.
2. Знакомство установление личного контакта.
3. Изучение личности обучающегося:
- выделение черт характера и особенностей поведения, требующих коррекции (медицинской, психологической, педагогической, социальной) - тестирование;
- выявление ключевых фигур в формирование группы (лидеров, отрицательных лидеров, предпочитаемых, принебрегаемых, изгоев) - социометрический опрос;
- выявление среди учащихся условно осужденных, носителей криминальной субкультуры - анкетирование, тестирование;
- начало коррекционной, воспитательной работы;
- разработка индивидуальных, комплексных программ коррекции и развития - на заседаниях комиссии ПМПк;
Организационные вопросы адаптационного периода
1. Прием учащихся в училище.
2. Индивидуальные беседы, знакомство, налаживание контакта (в первые два дня).
3. Проверка пакета документов, подтверждающим статус сиротства (в первые два дня).
4. Подробное изучение личного дела, устная и письменная характеристика специалистов д/домов на выпускника ( в первые два дня).
5. Уведомление инспектора по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП, УИИ, Органы опеки о прибытии несовершеннолетнего по месту учебы (в пятидневный срок).
6. Уведомление о прибытии несовершеннолетних на учебу родителей или лиц их заменяющих (в пятидневный срок).
Анализ первичной информации об учащемся на ПМПк, выработка программы деятельности с каждым учащимся девиантного поведения на период адаптации.
Содержание работы адаптационного периода
№ п/п | Модуль реализации адаптационного периода программы | Мероприятия | Сроки проведения |
Знакомство | Тренинг «Знакомство» - 1 ч. Веревочный курс -1 ч. | сентябрь | |
Кодекс чести | Беседа о единых педагогических требованиях-1 ч. | октябрь | |
Культура быта | Беседа «Гигиена тела и одежды» - 1 ч. Беседа «У природы нет плохой погоды: (умение подбирать одежду по сезонам) – 1 ч. Деловая игра «В общежитии - домашний уют»-1 ч. Тренинговое занятие "Встречают по одежке:" (умение модно одеться, грамотно пользоваться косметикой и парфюмерией) – 1 ч. Практическое занятие «Бытовая техника на службе у человека» (умение ухаживать за личными вещами) – 1 ч. Практическое занятие «Культура поведения при приеме пищи» - 1 ч. | октябрь ноябрь |
При подведении итогов периода адаптации учащихся на выпускников детских домов заполняется карта постинтернатной адаптации и социального становления.
Примечание: работа проводится с привлечение воспитателя общежития, мастеров п/о, классных руководителей, педагога психолога, преподавателей, медицинского работника и других работников училища.
Основной период (2 полугодие 1 курса, 2 курс)
Направления социально-педагогический деятельности:
1. Оказание помощи в развитие социально значимых качеств личности, профессиональных, житейских знаний, умений и навыков.
2. Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни.
3. Развитие умений разумного использования досуга, правильного выбора общекультурных и индивидуальных ценностей.
Организационные вопросы основного периода
1. Анализ периода адаптации учащихся.
2. Характеристика межличностных отношений и микроклимата в группе в группе.
3. Анализ проведенной работы по индивидуальным программам с учащимися девиантного поведения (анализ успешной и отрицательной динамики), на заседании комиссии ПМПк.
4. Корректировка индивидуальным комплексных программам с учетом рекомендаций и мнений педагога - психолога, психиатра, мастера производственного обучения, медицинского работника.
Содержание работы основного периода
№ п/п | Модуль реализации основного периода программы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Закон и порядок | Беседа о социальных гарантиях, предоставляемых в образовательном учреждении – 1 ч. Классный час "Юристом можешь ты не быть, но законы знать обязан" (Кодекс РФ об административных правонарушениях) – 1 ч. Викторина «Законопослушный гражданин» - 1 ч Деловая игра «Ты имеешь право» - 2 ч. | декабрь январь |
2. | Здоровый образ жизни | Беседа «Береги здоровье смолоду» - 1 ч. Тренинг «Умей сказать нет!» - 1 ч. Просмотр и обсуждение д/ф «Осторожно: наркотики!» - 1 ч. Участие в акции «За ЗОЖ!» - 1 ч. | февраль |
3. | Этикет | Беседа о правилах поведения – 1 ч. Деловая игра «Современные нормы поведения в различных жизненных ситуациях» - 1 ч. Викторина: Силен ли ты в Этикете? "Шаркни ножкой!" - 1 ч. Тренинговое занятие «Культура речи» - 1 ч. | март |
4. | Чувства и эмоции | Беседа «Что такое эмоции» 1 ч. Психологическая игра «Узнавание эмоций» - 1 ч Тренинг «Учимся выражать эмоции»- 2 ч. | апрель |
5. | Самопознание | Беседа: «Я в мире – мир во мне» - 1 ч. Тренинговое занятие «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - 1 ч. Диагностика личностных свойств – 1 ч. Психологическая игра «Целостная картина твоей личности» - 1 ч. | май |
6. | «Дерево жизни» | Тренинговые занятия: Генеалогическое Дерево – 1 ч. Два мира (мужское и женское) – 1 ч. Качества будущего избранника – 1 ч. Представление о своей будущей семье – 1 ч. | сентябрь |
7. | Планирование семьи | Беседа о контрацепции «Желанный ребенок в нужное время» - 1 ч. Просмотр и обсуждение фильма о ЗППП "Болезни которые можно избежать" – 1 ч. Тренинг «Моя будущая семья» - 2 ч. | октябрь |
8. | «Выиграть может каждый» | Беседа «Что такое конфликт» - 1 ч. Диагностика конфликтности личности – 1 ч. Деловая игра «Конфликт: за и против» - 1 ч. Тренинг эффективного поведения в конфликте-1ч. | ноябрь |
9. | Эффективное общение | Тренинг общения – 4 часа | декабрь |
10. | «Я – гражданин России!» | Беседа "Служба в армии - священный долг гражданина" – 1 ч. Викторина «Любимый сердцу уголок» - 1 ч. | январь |
11. | «Я- личность!» | Тренинг личностного роста – 4 часа | февраль |
12. | Ценностные ориентации | Беседа «Что такое ценности» - 1 ч. Диагностика ценностных ориентаций - 1 ч. Тренинг «Ценностные ориентиры» - 2 ч. | март |
13. | Досуг | Беседа «Умеешь ли ты отдыхать» - 1 ч. Деловая игра «Мой первый отпуск» - 1 ч. Выезд на Амурсталевскую сопку, игровая программа – 2 ч. | апрель |
14. | Подведение итогов основного периода | Викторина по вопросам изученных модулей–1 ч Тренинговое занятие «Дорога жизни» - 2 ч. | май |
Предвыпускной период (3 курс)
Направления социально-педагогический деятельности
1. Оценка уровня социальной адаптации, успешности коррекционной работы с учетом мнения психолога, мастера п/о, медицинского работника.
2. Собеседование с учащимися - выпускниками по знанию нормативно - правовых документов, и органов правозащиты (отдел опеки, служба занятости населения, управление социальной защиты населения, нотариальная контора и др.).
3.Окончательное прорешивание вопроса дальнейшего обучения с учащимися имеющими повышенную учебную мотивацию, трудоустройства, местожительства.
4. Проведение тестирования, среза житейских знаний, умений и навыков выпускников училища.
5. Заседание ПМПк по всестороннему обсуждению выпускников.
Содержание работы предвыпускного периода
№ п/п | Модуль реализации предвыпускного периода программы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | «Разговор по душам» | Беседа "Все начинается с любви" (доброта, милосердие, сострадание) – 1 ч. Тренинговое занятие "Что день грядущий нам готовит" (проигрывание житейских ситуаций» - 2 ч. Круглый стол «Как научиться искусству счастья" – 1 ч. | сентябрь |
2. | Социальная и правовая помощь выпускникам | Круглый стол с приглашением специалистов опеки и попечительства, ЦЗН, прокуратуры и др. – 1 ч. Экскурсия по городу с посещением социальных служб и ознакомлением их функций - 2 ч. Практическое занятие по заполнению документации (квитанции, заявления, ходатайства и др.) – 1 ч. | октябрь |
3. | «Я – специалист!» | Практическое занятие по составлению резюме – 1 ч. Встреча с юристом ОУ "Советы при заключении трудового договора" – 1 ч. Тренинговое занятие «Встреча с работодателем» - 2 ч. | ноябрь |
Послевыпускной период
Отслеживание жизни и деятельности выпускников образовательного учреждения.