программа социально-педагогического сопровождения учащихся

программа социально-педагогического сопровождения учащихся "Мы-вместе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по оказанию социально-педагогической поддержки учащимся, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей  и лиц из их числа

Введение

        Анализ контингента учащихся КГБ ПОУ 11 показывает рост числа учащихся, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей  и лиц из их числа.  Учащихся данной категории отличают: пониженная активность или, напротив, гиперактивность,  пониженные коммуникативные способности,
низкая эмоциональная устойчивость, неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе, смещение важнейших общепринятых ценностных приоритетов,
низкая работоспособность, в том числе и в отношении учебы.

         Причинами, вызывающими нарушения, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Программа на тему: "Мы-вместе!" направлена на социально - педагогическую помощь учащимся, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей  и лицам из их числа. В программе разработаны основные направления, способствующие предотвращению отчуждения подростков от социальных институтов (семьи, ученического коллектива), формированию жизненных ориентиров (дальнейшее профессиональное самоопределение), идеалов, ценностей, воспитание здорового образа жизни.

        В основу программы положена личностно - ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.

Цель:

  • Формирование чувства защищенности обучающихся в социальной среде, через формирование системы знаний (правовых, медицинских, психологических и других).
  • Профилактика правонарушений и безнадзорности, как условие для личностного становления обучающегося.
  • Защита интересов обучающихся, их законных прав на образование, труд, уважение и достоинство для дальнейшего становления личности.

Задачи:

  • Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных, общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.
  • Профилактика негативного влияния среды, способствующей формированию и развитию девиантного поведения.
  • Формировать у обучающихся чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

        Занятия проводятся в групповой форме1 раз в неделю

Предполагаемый результат:

  • Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов
  • Снижение количества обучающихся, состоящих на внутриучилищном контроле.
  • Формирование жизненных ориентиров (дальнейшее профессиональное самоопределение), идеалов, ценностей.

Адаптационный период (1 полугодие 1 курса)

Направления социально-педагогический деятельности:

1. Оказание помощи учащимся в успешной адаптации.

2. Знакомство установление личного контакта.

3. Изучение личности обучающегося:

- выделение черт характера и особенностей поведения, требующих коррекции (медицинской, психологической, педагогической, социальной) - тестирование;

- выявление ключевых фигур в формирование группы (лидеров, отрицательных лидеров, предпочитаемых, принебрегаемых, изгоев) - социометрический опрос;

- выявление среди учащихся условно осужденных, носителей криминальной субкультуры - анкетирование, тестирование;

- начало коррекционной, воспитательной работы;

- разработка индивидуальных, комплексных программ коррекции и развития - на заседаниях комиссии ПМПк;

Организационные вопросы адаптационного периода

1. Прием учащихся в училище.

2. Индивидуальные беседы, знакомство, налаживание контакта (в первые два дня).

3. Проверка пакета документов, подтверждающим статус сиротства (в первые два дня).

4. Подробное изучение личного дела, устная и письменная характеристика специалистов д/домов на выпускника ( в первые два дня).

5. Уведомление инспектора по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП, УИИ, Органы опеки о прибытии несовершеннолетнего по месту учебы (в пятидневный срок).

6. Уведомление о прибытии несовершеннолетних на учебу родителей или лиц их заменяющих (в пятидневный срок).

Анализ первичной информации об учащемся на ПМПк, выработка программы деятельности с каждым учащимся девиантного поведения на период адаптации.

Содержание работы адаптационного периода

№ п/п

Модуль реализации адаптационного периода программы

Мероприятия

Сроки проведения

Знакомство

Тренинг «Знакомство» - 1 ч.

Веревочный курс -1 ч.

сентябрь

Кодекс чести

Беседа о единых педагогических требованиях-1 ч.

Ролевая игра «Мы-учащиеся!» - 1 ч.

октябрь

Культура быта

Беседа «Гигиена тела и одежды» - 1 ч.

Беседа «У природы нет плохой погоды: (умение подбирать одежду по сезонам) – 1 ч.

Деловая игра «В общежитии - домашний уют»-1 ч.

Тренинговое занятие "Встречают по одежке:" (умение модно одеться, грамотно пользоваться косметикой и парфюмерией) – 1 ч.

Практическое занятие «Бытовая техника на службе у человека» (умение ухаживать за личными вещами) – 1 ч.

Практическое занятие «Культура поведения при приеме пищи» - 1 ч.

октябрь ноябрь

При подведении  итогов периода адаптации учащихся на выпускников детских домов заполняется карта постинтернатной адаптации и социального становления.

Примечание: работа проводится с привлечение воспитателя общежития, мастеров п/о, классных руководителей, педагога психолога, преподавателей, медицинского работника и других работников училища.

Основной период (2 полугодие 1 курса, 2 курс)

Направления социально-педагогический деятельности:

1. Оказание помощи в развитие социально значимых качеств личности, профессиональных, житейских знаний, умений и навыков.

2. Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни.

3. Развитие умений разумного использования досуга, правильного выбора общекультурных и индивидуальных ценностей.

Организационные вопросы основного периода

1. Анализ периода адаптации учащихся.

2. Характеристика межличностных отношений и микроклимата в группе в группе.

3. Анализ проведенной работы по индивидуальным программам с учащимися девиантного поведения (анализ успешной и отрицательной динамики), на заседании комиссии ПМПк.

4. Корректировка индивидуальным комплексных программам с учетом рекомендаций и мнений педагога - психолога, психиатра, мастера производственного обучения, медицинского работника.

Содержание работы основного периода

№ п/п

Модуль реализации основного периода программы

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Закон и порядок

Беседа о социальных гарантиях, предоставляемых в образовательном учреждении – 1 ч.

Классный час "Юристом можешь ты не быть, но законы знать обязан" (Кодекс РФ об административных правонарушениях) – 1 ч.

Викторина «Законопослушный гражданин» - 1 ч

Деловая игра «Ты имеешь право» - 2 ч.

декабрь январь

2.

Здоровый образ жизни

Беседа «Береги здоровье смолоду» - 1 ч.

        Тренинг «Умей сказать нет!» - 1 ч.

        Просмотр и обсуждение д/ф «Осторожно: наркотики!» - 1 ч.

Участие в акции «За ЗОЖ!» - 1 ч.

февраль

3.

Этикет

Беседа о правилах поведения – 1 ч.

 Деловая игра «Современные нормы поведения в различных жизненных ситуациях» - 1 ч.

Викторина: Силен ли ты в Этикете? "Шаркни ножкой!" -  1 ч.

Тренинговое занятие «Культура речи» - 1 ч.

март

4.

Чувства и эмоции

Беседа «Что такое эмоции» 1 ч.

Психологическая игра «Узнавание эмоций» - 1 ч

Тренинг «Учимся выражать эмоции»- 2 ч.

апрель

5.

Самопознание

Беседа: «Я в мире – мир во мне» - 1 ч.

Тренинговое занятие «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - 1 ч.

Диагностика личностных свойств – 1 ч.

Психологическая игра «Целостная картина твоей личности» - 1 ч.

май

6.

«Дерево жизни»

Тренинговые занятия:

Генеалогическое Дерево – 1 ч.

Два мира (мужское и женское) – 1 ч.

Качества будущего избранника – 1 ч.

Представление о своей будущей семье – 1 ч.

сентябрь

7.

Планирование

 семьи

Беседа о контрацепции «Желанный ребенок в нужное время» - 1 ч.

Просмотр и обсуждение фильма о ЗППП "Болезни которые можно избежать" – 1 ч.

Тренинг «Моя будущая семья» - 2 ч.

октябрь

8.

«Выиграть может каждый»

Беседа «Что такое конфликт» - 1 ч.

Диагностика конфликтности личности – 1 ч.

Деловая игра «Конфликт: за и против» - 1 ч.

Тренинг эффективного поведения в конфликте-1ч.

ноябрь

9.

Эффективное

 общение

Тренинг общения – 4 часа

декабрь

10.

«Я – гражданин России!»

Беседа "Служба в армии - священный долг гражданина" – 1 ч.

Викторина «Любимый сердцу уголок» - 1 ч.

январь

11.

«Я- личность!»

Тренинг личностного роста – 4 часа

февраль

12.

Ценностные

ориентации

Беседа «Что такое ценности» - 1 ч.

Диагностика ценностных ориентаций -  1 ч.

Тренинг «Ценностные ориентиры» - 2 ч.

март

13.

Досуг

Беседа «Умеешь ли ты отдыхать» - 1 ч.

Деловая игра «Мой первый отпуск» - 1 ч.

Выезд на Амурсталевскую сопку, игровая

 программа – 2 ч.

апрель

14.

Подведение итогов основного периода

Викторина по вопросам изученных модулей–1 ч

Тренинговое занятие «Дорога жизни» - 2 ч.

май

Предвыпускной период (3 курс)

Направления социально-педагогический деятельности

1. Оценка уровня социальной адаптации, успешности коррекционной работы с учетом мнения психолога, мастера п/о, медицинского работника.

2. Собеседование с учащимися - выпускниками по знанию нормативно - правовых документов, и органов правозащиты (отдел опеки, служба занятости населения, управление социальной защиты населения, нотариальная контора и др.).

3.Окончательное прорешивание вопроса дальнейшего обучения с учащимися имеющими повышенную учебную мотивацию, трудоустройства, местожительства.

4. Проведение тестирования, среза житейских знаний, умений и навыков выпускников училища.

5. Заседание ПМПк по всестороннему обсуждению выпускников.

Содержание работы предвыпускного периода

№ п/п

Модуль реализации предвыпускного

периода программы

Мероприятия

Сроки проведения

1.

«Разговор

 по душам»

Беседа "Все начинается с любви" (доброта, милосердие, сострадание) – 1 ч.

Тренинговое занятие "Что день грядущий нам готовит" (проигрывание житейских ситуаций» - 2 ч.

Круглый стол «Как научиться искусству счастья" – 1 ч.

сентябрь

2.

Социальная и правовая помощь выпускникам

Круглый стол с приглашением специалистов опеки и попечительства, ЦЗН, прокуратуры и др. – 1 ч.

Экскурсия по городу с посещением социальных служб и ознакомлением их функций -  2 ч.

Практическое занятие по заполнению документации (квитанции, заявления, ходатайства и др.) – 1 ч.

октябрь

3.

«Я – специалист!»

Практическое занятие по составлению резюме – 1 ч.

Встреча с юристом ОУ "Советы при заключении трудового договора" – 1 ч.

Тренинговое занятие «Встреча с работодателем» - 2 ч.

ноябрь

Послевыпускной период

Отслеживание жизни и деятельности выпускников образовательного учреждения.