Описание глагольной системы. В помощь студентам с родным языком нерусским.

Бутакова Нина Васильевна
Описание глагольной системы. В помощь студентам с родным языком нерусским С появлением учащихся, для которых русский язык неродной, возникает потребность сформировать понятие о важнейших формах русского языка, сведеньях из грамматики, орфографии, пунктуации в объеме требований программы по русскому языку. Краткое описание глагольной системы имеет практический характер, особое значение для общения, бытовой жизни. Система глагола имеет столь же важное значение, как и работа над предложно-падежной системы имен. Целенаправленная систематическая работа с глаголом имеет очень большое значение, важна для коммуникативных потребностей студентов. Глагол - это изменяющаяся часть речи, которая имеет свои собственные окончания. Глагол обозначает действие: мальчик читает; или состояние: мальчик болеет. Основная функция глагола в предложении быть предикатом. Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида. Значение глаголов несовершенного вида: 1 название действия: Я читал 2 процесс действия: я читал весь вечер 3 повторяющиеся действия: я часто читаю книги. 4 Одновременные действия: (в простом и сложном предложении) я читал книгу и слушал музыку Когда я читал книгу, мой друг писал письмо. Значение глаголов совершенного вида: 1 результативность, законченность: я уже прочитал книгу 2 однократность действия: однажды встретил друга. 3 последовательность законченных действий: (в простом и сложном предложении) я купил книгу и пошел домой. Когда я купил книгу, я пошел домой. Глагол имеет 3 времени: настоящие, прошедшие, будущее. Будущее имеет две формы простую - у глаголов совершенного вида: завтра я прочитал книгу. Сложную - у глаголов несовершенного вида: завтра я буду читать книгу. Глагол имеет две основы, от которых образуются все формы глагола. 1 основа инфинитива - это часть слова без суффикса - -ть, -чь, -ти: дела-ть, нес-ти,мо-чь. Основа инфинитива в большинстве случаев совпадает с основой прошедшего времени: Чита-ть – читал, говори-ть – говорил. Есть глаголы, у которых эти основы не совпадают: исчезну-ть – исчез –ла,ло,ли. Такие глаголы надо запомнить Основы настоящего или будущего простого времени - это часть слов без окончания третьего лица множественного числа: они чита-ют, они рису-ют, они звон-ят, они ид-ут. Спряжение глаголов. Глаголы настоящего и будущего (простого) изменяются по лицам и числам и имеют два типа окончаний или два спряжения. I спряжение единственное число – ю -у читаю ешь читаешь ет читает множественное число - ем мы читаем ете вы читаете. ут,ют они читают Повелительное наклонение (императив) единственное число – и, й читай, пиши множественное число - ите пишите, читайте II спряжение единственное число – у, ю учу ишь учишь ит учит множественное число - им учим ите учите ат, ят учат, Повелительное наклонение (императив) Выражает просьбу, приказ и учи те учите Переходные и непереходные глаголы. Переходные глаголы - это глаголы, которые обозначают действие, направленное на объект.(Выражен формой винительного падежа без предлогов: читать книгу) Остальные - непереходные выражаются частицей -ся –мыться, суффикс –е - болеть Студентам предлагается вести специальную тетрадь, в которой содержится необходимая информация о глаголе, его формах, вопросах и падежах. По мере ведение такой тетради студентам даются такие задания, например: 1 выпишите глаголы, после которых используются винительный падеж и дательный падеж. 2 составьте предложения, со следующими глаголами (предлагаются глаголы, в которых студенты часто допускают ошибки.) 3 предлагается записать предложение, где только глаголы и предлоги, вместо других слов ставится тире: В 5 часов Ахмед вернулся из колледжа домой. В - - - вернулся из - - . Восстанавливаются предложение. Типы работы с глаголами очень разнообразны и вся эта работа ставит своей целью создание языковой базы для развития иностранных студентов, навыков правильного оформление русской речи, поскольку грамматическая правильность речи способствует успешности и комфортности коммуникации.