Бутакова Нина Васильевна

Сайт преподавателя русского языка и литературы

Профессия: Преподаватель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Литература

Увлечения: Путешествия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: СПбГБПОУ КПМ "Колледж Петербургской моды"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nina-vasilevna-0

Сайт преподователя русского языка и литературы перейти на сайт


 

 
 
Статья на тему: 
Связь поэзии Сергея Есенина с устным народным творчеством
 
 
Опубликовано 07.12.2014 - 23:42 - Бутакова Нина Васильевна

 

На уроках литературы, посвященных поэзии Есенина, очень важно, чтобы у учащихся сложилось представление о той, исключительной роли, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины. У Есенина обе темы сливаются воедина. Родство между природой и душой человека определяет поэтику Есенина, роднит его поэзию с устным народным творчеством и в тоже время определяет ее своеобразие. Есенин считал себя певцом русской деревне, "последним поэтом деревни" в России. Выросший в Рязанском селе, поэт ощущал кровную связь человека с природой, порождённую ежедневным общением с ней крестьянина и его зависимость от неё.
Есенинское чувство родной земли сродни народному восприятию, выраженному в устном творчестве, одухотворением предметов, деревьев, цветов, лугов, реки, озера. Как и в народных преданиях, былинах, песнях, пословицах, в стихах Есенина любое дерево, растения - живое существо :

Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Что под вечер путнику 
Нашептал ковыль

Образ березки - девушки из народных песен сказок был известен в русской поэзии и до Есенина, но ни у одного поэта образ березки не был так одухотворен, как у Есенина. Ей посвящены лучшие стихи:

Белая береза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом,
Точно серебром

Я навеки за туманы и росы 
Полюбил у березки стан, 
И ее золотистые косы, 
И холщевый ее сарафан

Мысль о родстве человека и природы определят поэтику Есенина, выражена в его стихах через всю образную систему. Его любимое средство художественного изображения - это олицетворение : Ставший всадником месяц ("покраснела рябина..."), улыбающиеся березки с растрепанными шелковыми косами ("с добрым утром"), подгулявший клен ("клен ты мой опавший..."), жующая пахнущий мякишь тишины изба - старуха ("о красном вечере задумалась дорога") 
А человек в его стихах ощущает себя деревом, полем,рекой: Сам себе казался я таким же кленом, 
Только не опавшем, а вовсю зеленым. 
("Клен ты мой опавший") 

И душа моя, поле безбрежное, 
Дышит запахом меда и роз. 
("Несказанное, синее, нежнее") 

Из устного народного творчества Есенин заимствовал способ создания образа: два явление соединяются в одном образе: "золотая лягушка" - луна, " ягненочек кудрявый" - месяц, "рыжая кобыла" - осень. Такое сближение поэт называл заставкой и на ее основе создал целый ряд поэтических образов, проходящих через многие стихи. Многие заставки Есенин брал прямо из устного народного творчества, пословиц, загадок, сказок: месяц -всадник, ягненок-месяц, мельница - птица с крыльями, ветер - конь, река - санки.
Как и фольклере, у Есенина есть "сквозные" образы: березка, клен, ива месяц, колокольчик, тройка, постоянные цветы: белый, синий, голубой, красный, золотой, которые ассоциируются с цветами России

О себе

Преподаватель русского языка и литературы СПбГБПОУ "Колледж Петербургской моды" 
Образование -высшее; Ленинградский государственный университет филологический факультет.
Стаж педагогической работы -35 лет.
Стаж работы в системе профессионального образования -27 лет.
В колледже Петербургской моды -24 года.
Почетный работник начального профессионально ообразования. 
В 2003 году награждена медалью "В память 300-летия г. Санкт-Петербурга"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Новеллы


1. "Дон Кихот" Мигель Сервантес 
2. "Путешествия Гулливера" – Джонатан Свифт 
3. "Гордость и предубеждения" – Джейн Остин 
4. "Оливер Твист" – Чарльз Диккенс 
5. "Письмо Скарлет" – Натаниел Хоторн 
6. "Моби Дик" – Герман Мелвилл 
7. "Мадам Бовари" – Густав Флобер 
8. "Преступление и наказание" – Ф.М. Достоевский 
9. "Анна Каренина" – Лев Толстой 
10. "Приключения Гекльберри Финна" – Марк Твен 
11. "Процесс" – Франц Кафка 
Автобиографии и мемуары 
1. "Трактаты" Августин 
2. "Полное эссе" – Мишель де Монтейн 
3. "Первоначала философии" – Рене Декарт 
4. "Уолден, или Жизнь в лесу" – Генри Дэвид Торо 

Исторические


1. "Истории" Геродот 
2. "Пелопоннесская война" – Фукидид 
3. "Республика" Платон 
4. "Сравнительные жизнеописания" Плутарх 
5. "Город богов" Августин 
6. "Государь" – Николло Макьявелли 
7. "Утопия" – Сэр Томас Мор 
8. "Общественный договор" Жан-Жак Руссо 
9. "История упадка и разрушения Римской империи" – Эдвард Гиббон 
10. "Демократия в Америке" Алексис Токвиль 
11. "Манифест коммунистической партии" – Карл Маркс 

Драмы


1. "Агамемнон" Эсхил 
2. "Миф об Эдипе" Софокл 
3. "Медея" Эврипид 
4. "Птицы" Аристофан 
5. "Поэтика" Аристотель 
6. "Ричард III" Уильям Шекспир 
7. "Сон в летнюю ночь" Уильям Шекспир 
8. "Гамлет" Уильям Шекспир 
9. "Тартюф" Мольер 
10. "Так поступают в свете" Уильям Конгрив 
11. "Кукольный дом" – Генрик Юхан Ибсен 
12. "Святая Иоанна" Джордж Бернард Шоу 
13. "Бытие и ничто" Жан Поль Сартр 

Поэзия


1. "Илиада" – Гомер 
2. "Одиссея" – Гомер 
3. "Оды" Гораций 
4. "Ад" Данте Алигьери 
5. "Кентерберийские рассказы" Джефри Чосер 
6. "Сонеты" Уильям Шекспир 
7. "Потерянный рай" Джон Мильтон 
8. "Избранное" Уильям Вордсворт 
9. "Стихотворения" Сэмюэл Тейлор Колридж 

Мой взгляд на мир

Любовь, познание и созидание

Мои достижения

Стаж педагогической работы -35 лет.
Стаж работы в системе профессионального образования -27 лет.
В колледже Петербургской моды -24 года.
Почетный работник начального профессионально ообразования. 
В 2003 году награждена медалью "В память 300-летия г. Санкт-Петербурга"

Моё портфолио

Преподаватель русского языка и литературы СПбГБПОУ "Колледж Петербургской моды" 
Образование -высшее; Ленинградский государственный университет филологический факультет.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы