Словообразовательные морфемы русского языка.
методическая разработка по теме

Бутакова Нина Васильевна

Словообразовательные морфемы русского языка - суфикссы, приставки, а также корни и основы. Самый простой и лгкий способ образования новеых слов - присоединения приставок. Приставки присоединяются к готовому слову, при этом всегда получается слово той же части речи: ходить - приходить, глупо - преглупо. 
При этом способе словобразования значения слово обычно не меняется коренным образом, а к нему лишь добавляется некоторый оттенок. Так, глаголы убежать, прибежать, подбежать обозначают то же действие, что и глагол бежать. Приставочный способ словообразования  действует преимущественно в кругу глаголов, прилагательных и наречий. Эти части речи обозначают действие ( глаголы) и признаки ( прилагательные и наречия), для них особенно важно определить направление действия, время его протекания и меру или степень признака. 
Для имен существительных приставочный способ словообразования не характерен. Среди существительных, конечно, тоже встречаются слова, образованные присоединением приставки: вкус-привкус, дед - прадед, история - предыстория. Однако число таких слов по сравнению с общей массой существительных, образованных другими способами, незначительно. 
Второй способ образования новых слов в русском языке ( самый употребительный) - присоединение суффиксов: стол- стол-ик, студент - студент-ка , черный - черн-еньк-ий, луна - лун-ник. Производное слово в одних случаях отличается от слово исходного только оттенком значения ( столик, черненький), в других случаях производное слово называет нечто совсем иное, чем исходное слово (луна - лунник). 
Суффикс прибавляется не к готовому слову, как приставка, а к корню или основе слова: вод-а - вод-ян-ой, писа-ть - писа-тель. 
Существенные различия имеются не только между приставочным и суффиксальным способами производства, но и между суффиксами и приставками, как строительными материалами слов.
Положение суффикса после корня приводит к тому, что он является показателем части речи и других грамматических особенностей слова. С этим свойством суффиксов, связано и то, что в русском языке нет общих для разных частей речи суффиксов: -ну-  - суффикс только глагольный ( крик- ну-ть ), -оват- суффикс только прилагательных ( бел-оват-ый) , - ота-  - суффикс только существительных ( глух-ота) 
Иное дело приставки они могут присоединятся к словам различных частей речи. 

,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

викторина по русскому языку "Его Величество русский язык"

Практические задания для проведения викторины по русскому языку для первокурсников профессионального образования...

Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"

В презентации раскрываются понятия  "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для профессиональных образовательных организаций...

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...