Разработка на тему «Связь поэзии Сергея Есенина с устным народным творчеством»
статья на тему

Бутакова Нина Васильевна

На уроках литературы, посвященных поэзии Есенина, очень важно, чтобы у учащихся сложилось представление о той, исключительной роли, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины. У Есенина обе темы сливаются воедина. Родство между природой и душой человека определяет поэтику Есенина, роднит его поэзию с устным народным творчеством и в тоже время определяет ее своеобразие. Есенин считал себя певцом русской деревне, "последним поэтом деревни" в России. Выросший в Рязанском селе, поэт ощущал кровную связь человека с природой, порождённую ежедневным общением с ней крестьянина и его зависимость от неё.
Есенинское чувство родной земли сродни народному восприятию, выраженному в устном творчестве, одухотворением предметов, деревьев, цветов, лугов, реки, озера. Как и в народных преданиях, былинах, песнях, пословицах, в стихах Есенина любое дерево, растения - живое существо :

Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Что под вечер путнику 
Нашептал ковыль

Образ березки - девушки из народных песен сказок был известен в русской поэзии и до Есенина, но ни у одного поэта образ березки не был так одухотворен, как у Есенина. Ей посвящены лучшие стихи:

Белая береза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом,
Точно серебром

Я навеки за туманы и росы
Полюбил у березки стан, 
И ее золотистые косы, 
И холщевый ее сарафан

Мысль о родстве человека и природы определят поэтику Есенина, выражена в его стихах через всю образную систему. Его любимое средство художественного изображения - это олицетворение : Ставший всадником месяц ("покраснела рябина..."), улыбающиеся березки с растрепанными шелковыми косами ("с добрым утром"), подгулявший клен ("клен ты мой опавший..."), жующая пахнущий мякишь тишины изба - старуха ("о красном вечере задумалась дорога") 
А человек в его стихах ощущает себя деревом, полем,рекой: Сам себе казался я таким же кленом, 
Только не опавшем, а вовсю зеленым. 
("Клен ты мой опавший") 

И душа моя, поле безбрежное, 
Дышит запахом меда и роз. 
("Несказанное, синее, нежнее") 

Из устного народного творчества Есенин заимствовал способ создания образа: два явление соединяются в одном образе: "золотая лягушка" - луна, " ягненочек кудрявый" - месяц, "рыжая кобыла" - осень. Такое сближение поэт называл заставкой и на ее основе создал целый ряд поэтических образов, проходящих через многие стихи. Многие заставки Есенин брал прямо из устного народного творчества, пословиц, загадок, сказок: месяц -всадник, ягненок-месяц, мельница - птица с крыльями, ветер - конь, река - санки.
Как и фольклере, у Есенина есть "сквозные" образы: березка, клен, ива месяц, колокольчик, тройка, постоянные цветы: белый, синий, голубой, красный, золотой, которые ассоциируются с цветами России

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках

Презентация по теме "Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках" может использоваться на уроках истории отделении "Сестринское дело"...

Женщины в жизни и творческой судьбе Сергея Есенина

Презентация поможет в изучении биографии "последнего поэта деревни"...

Внеклассное мероприятие по чтению: Путешествие в город «Устное народное творчество»

Цель: формировать знания об устном народном творчестве. Задачи:Образовательная задача:• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.Коррекционно-развивающая задача:• р...

Мероприятие «Устное народное творчество».

Цели и задачи мероприятия: возрождение и развитие народной культуры;приобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством у...

Устное народное творчество

В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и тр...