Внеклассное мероприятие по чтению: Путешествие в город «Устное народное творчество»
план-конспект урока на тему

Солдатова Ирина Олеговна


Цель: формировать знания об устном народном творчестве. 
Задачи:
Образовательная задача:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Коррекционно-развивающая задача:
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
Воспитательная задача:
• воспитывать положительную учебную мотивацию; 
• доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии:

1.     Игровые технологии

2.     Коррекционно-развивающие

3.     Групповые

4.     Технология КТД

Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: костюмы  к русским народным сказкам, пословицы, поговорки, сказки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентация, музыкальное сопровождение.

Термины и понятия: фольклор, устное народное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по чтению:

Путешествие  в город

 «Устное народное творчество»


Цель: формировать знания об устном народном творчестве. 
Задачи:
Образовательная задача:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Коррекционно-развивающая задача:
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
Воспитательная задача:
• воспитывать положительную учебную мотивацию; 
• доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии:

  1. Игровые технологии
  2. Коррекционно-развивающие
  3. Групповые
  4. Технология КТД

Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: костюмы  к русским народным сказкам, пословицы, поговорки, сказки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентация, музыкальное сопровождение.

Термины и понятия: фольклор, устное народное творчество.

Ход занятия. Слайд 1

Звучит народная музыка и на фоне музыки ведущая в русском народном костюме читает.

Учитель: Слайд 2(музыка)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.        Вадим Шафнер 

     

 1-ая девушка:  Майорова Л.

- Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас в увлекательное путешествие…  Веселья вам да радости. Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому — правда, кому — сказка, кому — песенка.

2-ая девушка:  Мишина И.

-- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…
Сегодня вы узнаете частицу нашей истории и для этого отправимся  в страну «Устное народное творчество».

Девушки садятся.

Учитель:

-Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки, прибаутки, потешки. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее.

-Сегодня, чтобы еще раз окунуться в мир устного народного творчества нам надо отправиться в путешествие. Для этого нужно сказать волшебное заклинание:
( дети встают , произносят слова и выполняют движения ) Слайд 3

В ладоши хлопни раз - два - три!
Руки к солнцу протяни.
Вправо - влево наклонись
И соседу улыбнись!


-Молодцы! Теперь тихо садимся на свои места.

Слайд 4
- Сегодня мы отправляемся в город Устное народное творчество. Вот перед вами карта- схема  этого удивительного города, где показано, на каких остановках мы с вами будем останавливаться.

(На доске вывешивается карта. Называются остановки  на карте.)

1 остановка: Колыбельные песни. Слайд 5(музыка)

Учитель: (Включается запись колыбельной песни)
-Устное народное творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней жизни человека на Земле.
Название песни «колыбельная» происходит от слова «колыбель». Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребёнка и пела песенку. Эта песенка как будто соединялась с покачиванием, и ребёнок быстрее засыпал. Колыбельные песни наполнены материнской любовью.

Исполнение колыбельной песни «Ай, люли, люли…»  Болталова А.

(На сцене: колыбель, младенец. Девушка в русском народном костюме.)

2 остановка: Потешки и прибаутки. Слайд 6

Учитель: 

Слайд 7
-Потешки — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают игры с малышом. У него вырабатывается привычка соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. « Водичка, водичка, умой моё личико.» Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки». 

(Учитель вызывает к себе ребенка и проводит с ним игру)

  • асти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса.
    Расти, косонька, до пят -
    Все волосоньки в ряд.
    Расти, коса, не путайся -
    Маму, дочка, слушайся.

  • Ладушки-ладушки!
    Где были – у бабушки!
    Что ели – кашку,
    Что пили – бражку!
    Ладушки-ладушки,
    Снова едем к бабушке!

(Просмотр потешки) Слайд 8

Слайд 9
Прибаутки – стихотворная, короткая, весёлая история, которая рассказывала мама своему ребёнку. Это маленькие сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом.

Слайд 10

(Просмотр  и  хоровое исполнение учащимися прибаутки после того, как прочитает прибаутку учитель)

4 остановка: Пословицы. Слайд 11

Учитель: 
«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.

 
- Давайте проведем конкурс «Паутина пословиц».

- Приглашаются  2 человека – знатока пословиц. Нужно соединить начало и конец пословиц. У кого быстрее это получится, тот и станет победителем.

 

(Ребята на магнитной доске выкладывают пословицы)

  1. Любишь кататься,……(люби и саночки возить)
  2. Труд кормит, а…..(лень портит)
  3. Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
  4. Ученье свет, …(а неученье тьма).

5 остановка: Русские народные песни. Слайд 12

Учитель:

- Русская народная песня -  это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – это  его духовное богатство. Вот послушайте:

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, ребята.

-Сейчас я попрошу учащихся нашего класса исполнить русскую народную песню «Во кузнице…» Слайд 13

(Ребята исполняют песню с инсценировкой) Брыксин, Бадьев, Скворцов, Болталова,

6 остановка: Русские народные сказки. Слайд 14 (музыка)

Учитель:

-А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. 
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье. Сказка была интересна людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям и которые сами являются участниками сказок.

 Я уверена, что сказки  любят не только дети, но и взрослые.  Давайте вначале проверим, как вы знаете сказки.

 Конкурс. «Узнай сказку и её героев» 
(Работа по слайдам)

Слайд 15
1.  Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)

Слайд 16
2.  В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
Слайд 17
3.  Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)

Слайд 18
4.  Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал. 
( «По щучьему веленью» )

Слайд 19

  1.  Колотил да колотил
    По тарелке носом –
    Ничего не проглотил
    И остался с носом…
    («Лиса и журавль»)

Учитель: Слайд 20

- А сейчас я вам предлагаю послушать начало русской народной сказки «Лиса и Журавль», а продолжение этой сказки  нам покажут ребята. Только это продолжение будет  уже  не в прозе, а в стихотворной форме. Итак, сначала смотрим на экран.

Просмотр мультфильма (Начало сказки  «Лиса и Журавль») Слайд 21

(Для показа продолжения выходят ребята и показывают инсценировку сказки)

Действующие лица:

Рассказчик

Журавль

Лиса


Рассказчик  Брыксин А.

Затаил журавль обиду.
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком длиной в аршин,
Да налил в него окрошки.
Но ни миски и ни ложки
Он для гостьи не припас.

Лиса   Болталова А.

Тук-тук-тук!

Журавль   Бадьев С.

 Сейчас, сейчас!
Здравствуй, милая соседка,
Ты совсем не домоседка.
Проходи, за стол садись,
Угощайся, не стыдись!

Рассказчик   Брыксин А.

Начала лиса вертеться,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощенья дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
И душа его поет –
Из кувшина понемножку
Съел он всю свою окрошку!

Журавль   Бадьев С.

Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.

Лиса  Болталова А.

Нечем? Ты же сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Вот тебе я покажу!
Всем в лесу я расскажу
Про твое гостеприимство.
Это не обед, а свинство!

Рассказчик  Брыксин А.

Долго так они ругались,
И кусались, и бросались
Всем, что под рукой нашлось…
И с тех пор их дружба врозь!

Учитель:

Слайд 22

- А сейчас, ребята, я вам предлагаю встать в хоровод и немного отдохнуть. Но прежде, чем вы встанете в хоровод, я вам дам маленькое пояснение, что значит  ХОРОВОД.

- Хоровод – это самый древний вид  танца.  Основное построение хоровода - круг.  Люди, взявшись за руки, как бы поклонялись могущественному богу солнца - Яриле.

Слайд 23 (музыка)

-Ну, а теперь, мы тоже встанем в хоровод и исполним этот замечательный танец.

7 остановка: Скороговорки Слайд 24

Учитель:
- Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
- А сейчас давайте посоревнуемся  в   произношении некоторых  скороговорок. Итак, объявляем «Бой скороговорок» Участники должны по очереди проговорить предложенные им скороговорки в быстром темпе. Кто произнесет быстрее всех, тот будет являться победителем.

(Детям выдаются карточки со скороговорками. Предлагается  прочитать скороговорку про себя, а затем в быстром темпе вслух).

1)Все бобры для своих бобрят добры. 
2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
3)Иней лег на ветви ели
Иглы за ночь побелели.

4) Кошка Крошка на окошке
    Кашку кушала по крошке.

Итог занятия:

Учитель:

- Вот и подошло к концу наше путешествие.  И вот мы снова в современном мире с телевизорами, компьютерами, мобильными телефонами. Все это хорошо. Но наши предки оставили нам богатое наследство – это те традиции и обычаи, о которых мы знаем, но  редко  о них вспоминаем. А ведь это так просто:  надо радоваться каждому дню, приносить радость людям. Подумайте об этом.  А устное народное творчество будет жить на земле вечно!

Учитель: Слайд 25

(под  музыку)

Докучаев И.

Достаточно свежее прошлое
Уже порастает быльём.
Как много пушисто-хорошего
Скукожилось в сердце моём.
Ни жарко - ни холодно в общем-то.
Шепчи - не шепчи - пустота. 
Ведь это народное творчество
Из уст отдаётся в уста.

Грязев М.

 Вобрав в себя картины прошлых лет,
Герои сказок, притч, былин народных,
Всем поколеньям будущим дают совет,
Как жить по совести и быть душой свободным.

Учитель:

-Наше мероприятие закончено. Но мы с вами еще на протяжении нескольких лет будем изучать жанры народного творчества, погружаться в мир народного искусства слова.

-Понравилось ли  вам наше мероприятие?(Ответы детей).

-Спасибо вам  на добром слове!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Название работы: «Космическое путешествие» Автор: Комбичекова Лидия Нурбиевна Место работы: Кошехабльский центр дополнительного образования для детей при МБОУ СОШ №11 аула Ходзь ,Республики Адыгея. Эл.адрес-lkom82@

СЦЕНАРИЙ  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯНазвание работы: «Космическое путешествие»Автор: Комбичекова Лидия НурбиевнаМесто работы:  Кошехабльский центр дополнительного образования для детей п...

Внеклассное мероприятие по географии "Географическое путешествие", 7 класс

Вопросы, предложенные обучающимся, охватывают не только базовый уровень знаний, но и применение дополнительной литературы. Познавательная игра представлена в виде путешествия. При проведении мероприят...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну - моя будущая профессия"

В данной методической разработке отражена методика проведения внеклассного мероприятия, которое проводиться в форме интеллектуальной игры, в которой принимают участие студенты первого курса дневного о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ ГЕРМАНИИ»

Интегрированное внеклассное мероприятие по географии и немецкому языку....

Внеклассное мероприятие на неделе английского языка «Веселое путешествие в страну английского языка».

Внеклассное мероприятие на неделе английского языка«Веселое путешествие в страну английского языка»....

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс

На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими  русскими народными сказками...

Мероприятие «Устное народное творчество».

Цели и задачи мероприятия: возрождение и развитие народной культуры;приобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством у...