Методика активизации визуальных, тактильных и вербальных каналов восприятия у детей в школьном музее

Вера Михайловна Семенютина

Основываясь на последних разработках специалистов музейной педагогики, было принято решение о создании интерактивных зон музейного пространства. Создается особая музейно-образовательная среда, в которой учащийся действует, думает, проявляет сообразительность, принимает решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика активизации визуальных, тактильных и вербальных каналов восприятия у детей в школьном музее

При создании историко-краеведческого музея «Детство, опаленное войной» в Санкт-Петербургской школе № 76 с самого начала встал вопрос, какая роль отводится посетителю музея? Будет ли это пассивный слушатель или ребенку отводится роль участника диалога, в котором организовано взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом.

         Основываясь на последних разработках специалистов музейной педагогики, было принято решение о создании интерактивных зон музейного пространства. Создается особая музейно-образовательная среда, в которой учащийся действует, думает, проявляет сообразительность, принимает решения.

         Так, например, в экспозиции «интерьер ленинградской квартиры» ребятам предоставляется возможность завести патефон, примерить муфту или папаху, подержать в руках тяжелый чугунный утюг, попробовать расколоть орех  или кусочек сахара с помощью специальных щипчиков. В экспозиции, посвященной школьной среде 30-х – 40-х годов учащиеся младших классов пишут чернилами перьевыми ручками. Старшеклассники делают математические вычисления с помощью логарифмической линейки и на арифмометре. У витрины, рассказывающей о внешкольной жизни своих сверстников середины прошлого столетия, можно попробовать проявить свои умения в штопке дырочки на носочке,  вязании крючком и на спицах, вдевании нитки в швейную машинку марки «Singer», можно полистать тетрадь с рисунками маленькой ленинградки или посмотреть альбом с коллекцией старинных открыток.

           Для усиления воздействия на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений, экскурсии сопровождаются звуковым и световыми эффектами. В блоке «блокадных дней» выключается верхнее освещение, и все действие происходит в слабом рассевающем свете с мерцающими огоньками из открытой топки «буржуйки». Начинается «путешествие в блокадные дни» у макета радио-тарелки, мы слышим голос Левитана, передающего сообщение ТАСС о нападении германских войск на СССР. Раздается свист падающих авиабомб, и «неустанно звучит ленинградский метроном». Ну и конечно все общение строится на диалоге. Ребятам все время приходится отвечать на вопросы: знают ли они как называется тот или иной предмет, каково его назначение в жизни человека, что они могут рассказать об этом предмете и истории его происхождения. Необходимым условием для мотивации познавательной деятельность и проведения исследовательской работы является домашнее задание: нарисовать или сделать макет какого-то экспоната, увиденного в музее сделать самодельную игрушку или связать шарфик для музейной «куклы Зои», написать эссе и или придумать рассказ. Таким образом, учащиеся могут глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения. 

Руководитель музея

 ГБОУ СОШ № 76

Выборгского р-на СПб

                                                                                 Семенютина В.М