Ассоциативная модель индивидуальных знаний личности при изучении иностранных языков

Алексеева Елена Павловна

Язык и речь взаимосвязаны. Ассоциативная память играет важную роль в изучении иностранных языков. Основные логические взаимосвязи памяти формируются и откладываются сначала в кратковременной памяти, а затем они переходят в долговременную память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ассоциативная  модель индивидуальных знаний личности при изучении иностранных языков

Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, называемые способами умственных действий,) играют важную роль в процессе обучения. Уровень опыта личности включает универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе изучения определённых дисциплин. Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру. Ассоциативная модель индивидуальных знаний заключается в том, что органы чувств передают сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти – фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов – ассоциации. Новые связи формируются только через обучение и опыт. Мозг поглощает все виды информации через миллиарды нейронов. Мозг имеет бесконечную способность к запоминанию. Знания исчезают, когда стираются пути запоминания. При изучении иностранного языка работают все виды памяти: механическая память, непосредственное (прямое) запоминание, рабочая память, которая способна включать огромное количество информации; долговременная память способна удерживать информацию в течение длительного периода времени.

         Все гностические  действия человека  [перцептивные (восприятие), мнемические (память), мыслительные, действия оценивания] включаются в реализацию исследовательской функции педагога и базируются на трёх основных китах (позициях) мозга: 1. кит выживания; 2. кит новизны; 3.  кит удовольствия. Память, как известно, это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Особенно важна при обучении иностранному языку механическая, оперативная и долговременная память. В долговременной памяти существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд. нейтронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Человеческий мозг во многом продолжает оставаться тайной. Запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозге должны каким-то образом влиять на электрическую активность. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение обходит весь круг и начинает новый круг, такой процесс называется реверберацией. Генетическая информация, особая для каждого организма, заключена в гигантских молекулах ДНК. Передача ее происходит при помощи молекулы другой нуклеиновой кислоты РНК.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, и в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью. Очень важна при обучении иностранному языку зрительная память, которая связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения информации: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память предполагает тоже хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, что очень важно при обучении иностранному языку.

Кратковременная память перерабатывает самый большой объем информации, отслаивается ненужная информация и остается потенциально полезная. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания слов является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, при запоминании английского слова, мы этим словом, как правило, пользуемся, мгновенно и мысленно произносим это слово несколько раз про себя, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно механически.

Язык связан с речью. Речь своей физиологической основой имеет деятельность слухового и зрительного анализаторов. В коре головного мозга замыкаются временные связи между различными раздражителями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов. Речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Слова и их сочетания всегда представляют собой результат отвлечения и обобщения. Первый этап – программирование речи – построение смыслового костяка речевого высказывания. Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. На этом этапе прогнозируется общая конструкция фразы, её грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. И наконец – третий этап: на этом этапе осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развёртывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче.

   Являясь социально-историческим продуктом, язык тем самым осуществляет связи между разными поколениями, говорящими на этом языке.  По выражению В. Гумбольдта, «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое и целое».

Такое отражение есть активное взаимодействие содержания и формы. Язык – это форма существования сознания, это то, в чем обобщается и передается отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества, и, соответственно, это условие присвоения этого опыта индивидами и вместе с тем форма его существования в их сознании. Наиболее существенной для интерпретации возможностей обучения языку является характеристика его как средства общения. Эта характеристика реализует коммуникативную функцию языка, являющуюся одной из основных наряду с семантической или сигнификативной его функций. С методологической точки зрения, приведенные выше характеристики языка, выявляют общественную, социально-историческую природу языка и предполагают необходимость большего внимания учителя иностранного языка к содержательной, понятийной стороне изучаемых языковых явлений. Существенное внимание должно быть уделено необходимости развития иноязычного (понятийного) мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.

Исходным является то положение, что язык есть средство выражения, формирования мысли в процессе ее высказывания человеком. Усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Индивид усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный – начиная с осознания и намеренности. Развитие родного языка идет снизу-вверх, в то время как развитие иностранного языка сверху-вниз.  В общем и целом, развивая мысль о языке, необходимо рассматривать его как глобальную речевую деятельность говорящего коллектива и отдельного индивида в целом.