ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Фомина Любовь Константиновна

Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития.

 

  Предмет исследования: процесс формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития.

 

  Гипотеза: формирование детско-родительских отношений детей со сложным нарушением развития, будет успешным, если учитывать:

•особенности типа детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития;
• положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития;
•влияние родителей, на воспитание ребенка со сложными нарушениями развития;
•содержание модели деятельности родительского клуба «Мы вместе» по педагогическому взаимодействию учреждения с семьями воспитывающих детей со сложными нарушениями развития.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon detsko-roditelskie_otnosheniya.ppt634.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Сургут 2014

Слайд 2

Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Предмет исследования: процесс формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Гипотеза: формирование детско-родительских отношений детей со сложным нарушением развития, будет успешным, если учитывать: особенности типа детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития; положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития; влияние родителей, на воспитание ребенка со сложными нарушениями развития; содержание модели деятельности родительского клуба «Мы вместе» по педагогическому взаимодействию учреждения с семьями воспитывающих детей со сложными нарушениями развития.

Слайд 3

Задачи: 1. Выявить специфику и типологию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. 2. На основе эмпирического анализа детско-родительских отношений в семьях с детьми со сложным нарушением развития, разработать технологию формирования детско-родительских отношений. 3. Выявить динамику показателей, детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития после внедрения технологий работы родительского клуба «Мы вместе».

Слайд 4

Цель констатирующего эксперимента – выявить специфику проблем семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи : Подобрать диагностический инструментарий для выявления детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом. Подобрать диагностический инструментарий для выявления детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом. Подобрать диагностический инструментарий для выявления детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом. Проанализировать и наглядно представить полученные результаты.

Слайд 5

Сравнительный анализ сформированности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития Диагностические методики Цель: Результаты (в % соотношении) «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ (Э.Г. Эйдемиллер) Изучить влияние родителей на воспитание ребенка. Анализ результатов сформированности детско-родительских отношений Типы отношений Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация «Маленький неудачник» 50% 10% 10% 20% 10% Тест – опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин) Выявить особенности типа детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Типы семейного воспитания семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития Потворствую­щая гиперпротекция Домини­рующая гиперпротекция Повышенная моральная ответственность Эмоциональное отвержение Жестокое обращение Гипопротекция 10% 50% 0% 0% 0% 40% Тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллера Э.Г., Черемисин О.В.). Выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Положение субъекта в системе межличностных отношений Число членов попавших в площадь круга Величина кружков Расположение кружков относительно друг от друга Дистанция между ними 60% 60% 100% 100% «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва) Выявить уровень привязанности ребенка к родителям (прародителям), близким родственникам. Особенности оценки ребенком, его взаимоотношений с родителями Привязанность к матери Привязанность к отцу Привязанность к другим членам семьи 80% 0% 0%

Слайд 6

Цель формирующего эксперимента: определить форму и содержание формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Задачи формирующего эксперимента: Разработать содержание программы деятельности родительского клуба «Мы вместе» по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Реализовать программу деятельности родительского клуба «Мы вместе» по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Формы психолого-педагогической деятельности родительского клуба: 1. Инвариантные: - групповые мероприятия для всех родителей. 2. Вариативные: - подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с их запросами. Принципы: Принцип взаимопомощи; Принцип терпимости; Принцип уникальности личности ребенка; Принцип осознанности.;

Слайд 7

Семья Заведующий дошкольным, образовательным учреждением Заместитель заведующего по УВР Учитель - дефектолог Педагог - психолог Учитель - логопед Музыкальный руководитель Воспитатель Ресурсное обеспечение родительского клуба «Мы вместе»

Слайд 8

Зоны необходимые для реализации модели мероприятий с семьями, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития:

Слайд 9

Работа родительского клуба позволит обеспечить : повышение педагогической культуры; повышения уровня социально – педагогической грамотности; выявления положительного опыта семейного воспитания. приобретения новых знаний и умений; повышение культуры и навыков взаимодействия с взрослым; повышение культурного уровня семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка со сложными нарушениями развития. Этапы организации программы родительского клуба «Мы вместе»: I Организационно – аналитический (сентябрь). Цель: теоретически изучить и экспериментально проанализировать состояние проблемы, связанной с формированием детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. II Практик –ориентировочный (октябрь-апрель) Цель: сформировать оптимальные детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. III Контрольный этап (май) Цель: выявить итоги реализации программы деятельности родительского клуба «Мы вместе».

Слайд 10

Цель контрольного эксперимента – выявить и экспериментально проверить эффективность работы родительского клуба «Мы вместе», направленной на формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Задачи контрольного эксперимента: 1. Определить динамику результатов диагностики влияния родителей на воспитание ребенка, особенности типов детско-родительских отношений, положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникации в семье. 2. Провести сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

Слайд 11

Сравнительный анализ сформированности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития Диагностические методики Цель: Результаты (в % соотношении) «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ (Э.Г. Эйдемиллер) Изучить влияние родителей на воспитание ребенка. Анализ результатов сформированности детско-родительских отношений Типы отношений Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация «Маленький неудачник» до после до после до после до после до после 50% 10% 10% 0% 10% 0% 20% 10% 10% 0% Тест – опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин) Выявить особенности типа детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Типы семейного воспитания семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития Потворствую­щая гиперпротекция Домини­рующая гиперпротекция Повышенная моральная ответственность Эмоциональное отвержение Жестокое обращение Гипопротекция до после до после до после до после до после до после 10% 0% 50% 10% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 40% 10% Тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллера Э.Г., Черемисин О.В.). Выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Положение субъекта в системе межличностных отношений Число членов попавших в площадь круга Величина кружков Расположение кружков относительно друг от друга Дистанция между ними до после до после до после до после 60% 100% 60% 100% 100% 90% 100% 100% «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва) Выявить уровень привязанности ребенка к родителям (прародителям), близким родственникам. Особенности оценки ребенком, его взаимоотношений с родителями Привязанность к матери Привязанность к отцу Привязанность к другим членам семьи до после до после до после 80% 50% 0% 20% 0% 20%