Использование компьютерных презентаций на занятиях по развитию лексико-грамматического компонента связной речи.

Елена Евгеньевна Костюкова

Как изменить традиционную образовательную деятельность (в данном случае на занятиях по развитию связной речи) в детском саду и сделать её более насыщенной, яркой, увлекательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_itk_po_rechi.docx20.31 КБ
Файл igra_kak_metod_obucheniya.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава

СП Детский сад

воспитатель Костюкова Е.Е.

Использование компьютерных презентаций на занятиях по развитию лексико-грамматического компонента связной речи.

2013

Использование компьютерных презентаций на занятиях по развитию лексико-грамматического компонента связной речи.

С  развитием информационных технологий появилась возможность изменить традиционную образовательную деятельность в детском саду и сделать её более насыщенной, яркой, увлекательной.

В  дошкольном учреждении ИКТ могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. При этом именно компьютерные презентации являются самыми доступными для педагога ДОУ.

Компьютерные презентации имеют ряд преимуществ:

‒      повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;

‒      появление возможности моделировать объекты и явления;

‒      развитие наглядно-образного мышления дошкольников;

‒      индивидуальный подход в обучении и воспитании;

‒      возможность восприятия образного типа информации, понятного ребенку дошкольного возраста.

Использование презентаций позволяет построить воспитательно-образовательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности. Также подача материала в виде компьютерной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы организма детей.

Воспитатель имеет возможность создать презентацию, учитывая особенности детей дошкольного возраста, цели и задачи конкретной образовательной деятельности.

Мы рассмотрим возможности использования компьютерной презентации в организованной образовательной деятельности по развитию речи детей. Но сначала поговорим о задачах, стоящих перед воспитателем на занятиях по развитию лексико-грамматического компонента связной речи :
1. Развитие словаря;закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим миром.2. Формирование грамматической стороны речи;3. Воспитание звуковой культуры речи;В каждом слове правильно произносить звуки (паузы, ударения, темп).4. Формирование разговорной (диалогической речи);Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.
5. Пересказ;Это развитие монологической речи.6. Ознакомление с художественной литературой;Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?7. Подготовка детей к обучению грамоте;Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове.
В дошкольном воспитании существуют различные методики и приемы по развитию речи
1. Наблюдения за животными, за растениями;2. Экскурсии; 3. Рассматривание картины;4. Рассматривание предметов;5. Загадывание загадок;6.  Пальчиковые игры;7. Стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);8. Артикуляционная гимнастика;9. Звуковые игры;10. Дыхательная гимнастика;
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты
1.Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;2.Глубже постигаются понятия числа и множества;3.Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;4.Тренируется эффективность внимания и память;5.Раньше овладевают чтением и письмом;6.Активно пополняется словарный запас;7.Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;8.Уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;9.Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;10.Развивается воображение и творческие способности;11.Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;
Психологи считают, что интеллект ребенка напрямую связан с уровнем развития речи. Чем раньше ребенок научится правильно воспринимать и анализировать звуки речи, тем быстрее будут развиваться его интеллектуальные способности. Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрасте активно развивается способность общаться. Уверенная и непринужденная речь, умение свободно выражать мысли и чувства поможет ребенку адаптироваться в любом детском коллективе, придаст уверенности в себе и позволит избежать многих психологических трудностей и проблем в общении.

 На сегодняшний день существуют множество обучающих компьютерных программ для дошкольников. Среди них программы, помогающие  развитию речи, грамотного произношения звуков русского языка.Для индивидуального подхода к формированию навыков правильной речи, образного мышления и развития творческих навыков актуально использование мультимедийных  программ.Это программа «Учимся говорить правильно».
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. 
Программа содержит четыре раздела 1. Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира, знакомство со звуками мира природы); 2. Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов); 3. Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка); 4. Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста); Вот еще несколько программ необходимых для внедрения повсеместно в дошкольном образовательным учреждениям для развития лексико-грамматического компонента связной речи.Это программы : «Баба Яга учиться читать» ; «Волшебный букварь» , «Несерьезные уроки» , «Развитие речи».

Для детей с ОНР можно использовать комплексную коррекционно- логопедическую программу « Игры для тигра» и « Трудные звуки « , содержащую логопедические игры и упражнения .

Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом и соответствовать возрастным особенностям.

Так, например, в младшем дошкольном возрасте у ребенка преобладает ситуативная связная речь. Потребность общения стимулирует малыша к овладению словарем, грамматикой, звуковой культурой речи. Содержание компьютерных презентаций должно быть направлено на обогащение словарного запаса детей. Наглядный материал презентаций способствует быстрому освоению словаря за счет зрительного восприятия.

В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает повествовательный вид речи, с удовольствием сочиняет сюжетные рассказы по картине, а также  Тематика презентаций усложняется. Например, я хочу предложить следующие презентации :

‒      «Отгадай сказку» (презентация повышает мотивацию воспитанников к рассказыванию любимой сказки по картинке).

‒      «Веселая азбука» (наглядный материал компьютерной презентации способствует обучению дошкольников звуковому анализу слов, подготавливает к овладению грамотой);

- « Найди два предмета с одного звука» ( развивающая игра , целью которой является развитие внимание и речь.)

- « Предлоги»

Для активизации словаря эффективно использовать слайд – презентации.

Эффективность использования компьютерной презентации в образовательной деятельности по развитию речи подтверждается следующими позитивными факторами:

·         у ребят появляются мотивация к участию в образовательной деятельности;

·         повышается речевая активность;

·         дети лучше воспринимают предлагаемый материал за счет того, что компьютерные презентации несут в себе образный тип информации, доступный восприятию дошкольников.

Таким образом, при условии систематического использования в обучающем процессе компьютерной презентации в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речи детей дошкольного возраста значительно повышается.

Список литературы.

  1. М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3;

       2. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития      операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся .

3. Лизунова Л.Р.Использование информационно-коммуникационных технологий
в логопедической работе.
4.  Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
   6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
8. Варченко В. И. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

9. Варченко В.И. «Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе». //«Начальная школа», №10. М.:, 1997

10. Игры для тигры info@logopunkt.ru

11. Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса

12. Е.Соловьёва»Обучать тому, что будет», ж. «обруч», 2009- № 6.

13. Л.А.Коч, Ю.А.Бревнова «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград, 175 стр.

14. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании2 / под ред. Ю.М.Горвица, М., 1988

15. Е.Я.Кривич «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006

16. М.К.Антошин Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007

17. Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6

18. Е.Вренёва «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12

19. Т.Денисова «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2



Предварительный просмотр:

                                                                 ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава

                                         СП «Детский сад»

                                                             воспитатель: Костюкова Е.Е.

Игра как метод обучения и воспитания в детском саду.

2013

Игра как метод обучения и воспитания в детском саду.

                                                                                             «Игра порождает радость,

                                                                                 свободу, довольство, покой в себе

                                                                                              и около себя, мир с миром»

                                                                                                            Фридрих Фребель

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игровая деятельность

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. 

   По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры

  • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  •  творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности –

  • Целеполагание,
  • планирование,
  •  реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Структура игры как процесс –

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике

  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные
  •  игры-драматизации

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

    Игровая среда:

  •  игры с предметами
  •  без предметов,
  • настольные,
  •  комнатные,
  • уличные,
  •  на местности,
  • компьютерные
  •  с ТСО,  
  • с различными средствами передвижения.

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

          Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

         Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

          Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

          Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

  Детская игра- средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.

Игру можно понимать по разному:

- игра- особый вид человеческой деятельности;

- игра- средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель);

-игра- особый набор правил, требующих своего исполнения;

-игра- особый способ условного присвоения мира;

-игра- как форма педагогической деятельности.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

1.    эмоционально развивающая функция ;

2.    диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;

3.    релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;

4.    компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает;

5.    коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;

6.    функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7.    социокультурная функция- в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;

8.    терапевтическая функция- может служить средством лечения психических расстройств человека.

Организация качественной , полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал ) При организации игры он должен выбрать  в качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важными.

Роль игры в воспитании в детском саду

Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

           Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

         Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

          Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

          Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

        Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

        В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые     используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

1. Бытовые (игры в семью, детский сад)

2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)

3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

       Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

       Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
       Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

            В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

          Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) .                                 Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности

Вывод

Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей .Игры повторяются ежедневно, на «их плечах» в благоприятных условия растет и крепнет детский коллектив, с присущим ему разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов.

Процесс игры у дошкольников требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа.

Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем большие возможности в воспитании детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 1979.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.

3. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г

4. Гуружапов ВА. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

5. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

6. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.

7. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.

8. Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984.

9. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.

11. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

12. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М, 1990.

13. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983.

14. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. — 114 с.

15. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

16. Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2000.

17. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985. – 163 с.

18. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.