ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ.

Оболенская Лариса Васильевна

Повышение качества практического обучения студентов, предполагает учет современных требований к оказанию медицинских услуг, повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста, воспитание профессионально и личностно значимых качеств, усиление творческих начал в профессиональном обучении. В этой связи особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению. Главная цель практико-ориентированного обучения — формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.В. Оболенская

ГБОУ СПО СК «Кисловодский медицинский колледж»

г. Кисловодск

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ.

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.

Современное состояние, перспективы развития экономики требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

Переход к практико-ориентированному обучению, заявленный в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования 3-го поколения связан с усилением прикладного, практического характера всего среднего профессионального образования.

Комплекс политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения и определил необходимость реформы здравоохранения. Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, оказания медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование. Качество оказываемой медицинской помощи напрямую связано с качеством профессионального образования медицинских работников. 

Повышение качества практического обучения студентов, предполагает учет современных требований к оказанию медицинских услуг, повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста, воспитание профессионально и личностно значимых качеств, усиление творческих начал в профессиональном обучении. 

В этой связи особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению. Главная цель                                             практико-ориентированного обучения — формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности. 
Значительное расширение функций среднего медицинского персонала, обусловленное внедрением в практику здравоохранения сложных технологий, необходимость обеспечения лечебно-профилактических учреждений практико-ориентированными кадрами, обладающими высокопрофессиональной квалификацией и многофункциональными умениями, требуют новых подходов к организации образовательных деятельности средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля. 

Круг исследований проблем профессионального образования в настоящее время достаточно широк. Это прежде всего работы по проблемам развития профессионального образования Е.Я. Бутко, А.П. Беляевой, Т.Ю. Ломашина, М.И. Махмутова, Г.В. Мухамедзямовой, A.М. Новикова, В.А. Кальной, А.Н. Лейбовича, B.А. Скакуна, B.C. Леднева, в которых выявлены состояние, тенденции и перспективы развития системы профессионального образования: непрерывность, гуманизация, интегративность, комплексность, ориентация на формирование творческих способностей специалистов, их общей эрудиции и др.

Ряд исследований посвящен особенностям деятельности профессиональной школы в новых социально-экономических условиях (Серкутьев Г.В., Хейфец П.С. и др.) В данных исследованиях авторы придерживаются позиции, что современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.

Компетентностный подход предполагает формирование не только знаний, умений и навыков, но и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность. И.А. Зимняя в своих работах отмечает, что одним из направлений реализации компетентностного подхода в той его части, которая связана с актуальностью проблемы формирования социальной компетентности учащихся, является разработка и внедрение личностно-деятельностного подхода. Под подходом в данном случае понимается системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты, а также компоненты субъектов взаимодействия. В аспекте личностного подхода практическая подготовка специалиста — это прежде всего формирование личности, способной к осуществлению целостной профессиональной деятельности. Деятельностный подход позволяет преодолеть разрыв между знаниями и их практическим применением, т.е. знания и умения выступают в единстве, в рамках единой деятельности.

Проблема разработки личностно-деятельностной технологии решается, преимущественно, применительно к общеобразовательной школе, а применительно к сфере профессионального образования она раскрыта в научных исследованиях недостаточно. 

В продолжение деятельностного подхода и применительно к проблемам профессионального образования была разработана теория контекстного обучения научно-педагогической школой А.А. Вербицкого. Контекстным является такое обучение, в котором на языке науки с помощью всей системы форм, методов и средств обучения— традиционных и новых — моделируется предметное и социальное содержание деятельности, что, на наш взгляд, крайне важно для обучения медицинских работников.

На сегодняшний день производственная деятельность медицинского работника среднего звена включает в себя такие типы деятельности, как профессиональная, социальная, познавательная, организационно-управленческая, нравственная, вследствие чего в условиях среднего медицинского образовательного учреждения становится особенно актуальной проблема выработки реальных педагогических механизмов, обеспечивающих у каждого будущего медицинского работника формирование потребности развиваться. В конечном итоге это должно способствовать переходу от манипуляторных тенденций к профессионально-творческой деятельности. При контекстном обучении создается такая система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование конкретной ситуации, придает смысл и значение — как ей в целом, так и отдельным ее компонентам. Реализация такого подхода предполагает усвоение информации студентами с самого начала в контексте профессиональных практических действий и поступков. Будущие специалисты развиваются в ходе индивидуального и совместного анализа и решения профессиональных ситуаций. 

Многие российские (Г.А. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Бакшаева, Т.Д. Дубровицкая) и зарубежные исследователи занимались теорией и технологией контекстного обучения. На сегодня определены источники контекстного обучения, основные принципы, содержание, обучающие модели, формы и виды учебных занятий. Однако все исследования являются теоретическим, касаются высшей, профессиональной школы, нет описания применения технологии на практике. Таким образом, анализ изученности проблемы профессиональной подготовки специалистов среднего звена позволил выявить следующие противоречия: 

— между потребностью современного общества в практико-ориентированных специалистах, готовых полноценно работать с первого дня, и недостаточной готовностью профессионального образования к решению этой проблемы;

— между стремлением педагогов к поиску путей организации                              практико-ориентированной подготовки специалистов среднего звена и недостаточной теоретической и методической разработанностью соответствующих подходов; 

— между заинтересованностью личности (специалиста) качественно осуществлять целостную профессиональную деятельность и слабой подготовленностью к выполнению ее на практике. 
Данные противоречия определили проблему нашего исследования — каким должно быть научно-теоретическое, организационно методическое обеспечение процесса практикоориентированной подготовки специалистов среднего звена. 

Если вести речь о традиционных технологиях обучения, то можно отметить следующее. Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс (группу), который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

- класс (группа) работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого обучающиеся должны приходить в школу (ВУЗ) в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

- основная единица занятий – урок (лекция);

- урок (лекция), как правило, посвящены одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся руководит учитель (преподаватель): он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс (допуске к экзамену);

- учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения – централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых студенту предоставлено право обучаться.

Методы усвоения знаний основываются на:

- сообщении готовых знаний;

- обучении по образцу;

- индуктивной логике от частного к общему;

- механической памяти;

- вербальном изложении;

- репродуктивном воспроизведении.

К традиционным технологиям относят и                                           лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов или экзаменов.

Основные характеристики традиционной формы обучения в учебном заведении представлены в таблице 1.

Таблица 1. Достоинства и недостатки традиционной формы обучения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематичность учебного процесса

Использование шаблонов в учебном процессе, единообразие

Упорядоченная, логическая, системная подача учебного материала

Аудиторные занятия обеспечивают лишь первоначальное освоение материала, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания

Организационная четкость

Ограниченные возможности развития самостоятельного, критического мышления

Постоянное воздействие личности преподавателя

Пассивность или видимость активности студентов.

Возможное отсутствие обратной связи.

Усредненный подход к оценке знаний студентов

Оптимизация затрат и ресурсов при организации учебного процесса

Отсутствие возможности индивидуального обучения

Учитывая наличие определенных недостатков, присущих традиционным формам обучения, необходимо внедрять в учебный процесс учебных заведений новые формы обучения, отвечающие современным требованиям экономического, социального и политического развития России и её регионов.

В основе практико-ориентированного подхода в образовании лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.

Переход к профильному обучению направлен на реализацию одновременно принципов личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, поэтому он преследует широкие образовательные и развивающие цели: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов; обеспечение равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями и интересами; расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Применение практико-ориентированного подхода должно начинаться в школе и целенаправленно переходить в систему профессионального образования, причем, являться основным методом обучения данной ступени системы образования.

Любая образовательная технология – это воплощение определенной стратегии. Внедрение практико-ориентированного подхода в учебный процесс образовательного учреждения обусловлено необходимостью поиска адекватных образовательных технологий – совокупности средств и методов обучения и развития студентов, позволяющих успешно реализовать поставленные цели.

Современные работодатели рассматривают знания, умения и навыки выпускников в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг.

Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.

Основная цель практико-ориентированного подхода в образовании – построить оптимальную модель (технологию), сочетающую применение теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций специалиста.

В системе профессионального образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию. Одни авторы                             (Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе. Другие авторы  (П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Некоторые авторы (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные этапы практико-ориентированного обучения

К практико-ориентированным образовательным технологиям, по нашему мнению, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.

Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих специалистов.

Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально-значимые приоритеты.

Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “Знания – умения – навыки” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности

Введения понятия компетентности как “умение мобилизировать знания и опыт к решению конкретных проблем”, позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования. Совершенно новой для нас является проверка компетентности или некомпетентности обучающегося, проверка наличия или отсутствия у него опыта профессиональной или социальной деятельности. Многообразие способов оценивания, заявленных в модулях, требует разработки учебных заданий, инициирующих качественное усвоение разнообразных видов учебно-профессиональной деятельности студентов. Кроме того,             деятельностно-компетентностный подход предполагает переход от оценивания преподавателем к сооцениванию при участии обучающихся.

Хотелось бы сказать об одном из современных  инструментов оценки компетенций студентов 21 века – это Портфолио («портфель достижений»). В соответствии с новыми стандартами каждый обучающийся оформляет портфолио на протяжении всего обучения. Считается, что портфолио позволит оценить развитие студентов в течение длительного периода времени по отношению к требованиям ФГОС, т.е понятным сформулированным критериям, а не путем сравнения студентов между собой. Документация, которая традиционно оформлялась на производственной практике - отчеты, характеристики, может быть творческие задания, войдут в портфолио.

Деятельностная модель подготовки среднего медицинского работника предполагает постоянную трансформацию видов деятельности. Первоначально студент овладевает опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Далее осваивается опыт предпрофессиональной деятельности в кабинетах доклинической практики путем моделирования условий, содержания и динамики реального производства, отношений занятых в нем людей, используя такие активные формы, как деловая игра, мозговая атака и т.д. В ходе учебной  практики студенты овладевают реальным опытом выполнения прикладных работ – обследование, написание истории болезни, выполнение манипуляций.

Трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной  деятельности в ходе производственной практики. Впервые, для усиления практико-ориентированного обучения в соответствии со стандартами 3-го поколения выделено три вида практики:

- практические занятия

- учебная практика

- производственная практика

Обучающиеся по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело»  на практических занятиях по ПМ «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» с преподавателем обсуждают теоретические вопросы, отрабатывают  на муляжах и фантомах технологии выполнения простых медицинских услуг. Практические занятия трансформируются в учебную практику, где обучающиеся уже на практических базах  под руководством преподавателя закрепляют полученные знания, отрабатывают умения и приобретают навыки. Чтобы обучающийся смог соотнести свое представление о профессии с требованиями, предъявляемыми реальными условиями лечебных учреждений и осознания собственной роли в лечебном процессе, его погружают в профессиональную среду - отправляют на производственную практику, где под контролем опытных специалистов практического здравоохранения он приобретает опыт профессиональной деятельности.

Производственная практика способствует достижению основной цели подготовки специалистов – обеспечить здравоохранение профессиональными кадрами среднего звена и повысить качество оказания медицинской помощи населению. Являясь составной и необходимой частью образовательного процесса, она обеспечивает практико-ориентированный характер обучения будущего медицинского работника, целенаправленное и осознанное овладение им системой базовых, общепрофессиональных и специальных дисциплин, приобретение позитивного профессионального опыта и завершение подготовки к самостоятельной работе в лечебном учреждении. В это время студент становится участником множества реальных отношений – с пациентами, коллегами, родственниками пациентов и пр. У него развивается система ценностей и формируется устойчивая положительная мотивация к профессиональной медицинской деятельности.

Производственная практика  самая сложная форма учебного процесса и в организационном, и в методическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы лечебного учреждения и колледжа. По сложившейся практике совместная работа нашего колледжа, учреждений здравоохранения города Кисловодска проводится на договорной основе.

Между колледжем и учреждениями здравоохранения города обеспечена двусторонняя, обоюдовыгодная связь. Взаимодействуя с учреждениями здравоохранения, колледж получил возможность:

- привлекать для учебной и практической работы со студентами высококвалифицированных специалистов учреждения;

- вырабатывать единые требования к компетентности специалиста;

- ускорять процесс профессиональной адаптации выпускников, гарантировать их трудоустройство.

Лечебно-профилактические учреждения, в свою очередь, получают возможность:

- получить специалистов, соответствующих потребностям работодателя;

- осуществлять работу по непрерывному образованию сотрудников;

- быстро адаптировать молодых специалистов;

- получать помощь в организации и проведении конференций, семинаров.

Для подготовки конкурентоспособного специалиста большое значение имеет привлечение в преподавательскую деятельность опытных врачей ЛПУ города, участие работодателей в научно-практических конференциях, участие в профессиональных конкурсах проводимых среди выпускников, которые наряду с итоговой государственной аттестацией подводят итог теоретической и практической подготовки студентов.

В современных условиях возрастающих требований работодателя к профессионализму и компетентности специалистов со средним медицинским образованием педагогический коллектив колледжа обеспечивает высокое качество подготовки выпускников в интересах практического здравоохранения региона.

Литература:

1. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; [сост.: В. М. Кларин, А. Н. Джуринский]. - М.: Педагогика, 1988.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».

3. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)).

4. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика: колл. монография / Т. Н. Бондаренко [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010.

5. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие для вузов / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев - Краснодар, 2000.

6. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000.

7. Беспалько В П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.                       / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1995.

8. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом Педагогики, 1996.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.

10. Просалова, В. С. Концепция внедрения практикоориентированного подхода / В. С. Просалова / Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 11.10.2013).