Программа по развитию мелкой моторики кистей рук

Макарова Юлия Анатольевна

Программа предназначена для развития мелкой моторики кистей рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_palchiki.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка»

Программа развития мелкой моторики кистей рук

«Веселые пальчики»

Педагог-психолог: Макарова Ю.А.

п.Тюльган 2014 год.

Содержание

№ п /п

Раздел

Страница

1

Актуальность

3

2

Цели, задачи

4

3

Приемы и упражнения

5

4

Основные направления работы

6

5

Учебный план

7

6

Диагностические средства оценки программы

8

7

Литература

9


Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями - не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства.

С возрастом двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.

 


Цель программы: подготовить мелкую моторику дошкольников к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.

    Задачи курса:

  • Развитие речевой деятельности посредством формирования точных движений мелких групп мышц:
  1. Формирование актуальных знаний на бытовом уровне;
  2. Координация движений руки и глаза;
  3. Формирование умения строить свою деятельность по словесной инструкции;
  4. Формирование умения анализировать результат деятельности.
  • Создавать эмоциональное настроение, вызывающее положительное отношение к игре.
  • Учить ребенка ориентироваться на странице в тетради.
  • Воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Используемые приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, вырезание ножницами и др.)
  • Специальные предложения для подготовки к письму;
  • Рисование пластилином, аппликация.


        Основные направления работы.

  1. Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
  2. Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху в низ и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
  3. Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.
  4. Дорисовывание и копирование рисунков.
  5. Раскашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.

Учебный план

        Учебный материал практического курса «Веселые пальчики» для детей подготовительной к школе группы, рассчитан приблизительно на 31 занятие в год (1 раз в неделю по 25-30 минут).  Занятия проводятся в дошкольном учреждении. В реализации программы курса практических занятий могут принять участие и родители. Занятия с детьми проводятся в подгруппах (до 12 человек) по учебному плану.

         Планирование занятий по учебной программе «Веселые пальчики»

Темы

Кол-во часов

В огороде у Федоры

1

Собираем ягоды

1

Готовим салат

1

Варим компот

1

Большая стирка

1

Вытягиваем ленточку

1

Веселые подружки

1

Платье в горох

1

Зима

1

Лыжные палки для Вани

1

Это что за теремок

1

Это праздник Новый год

1

Хоровод зверей в лесу

1

Следы в лесу

1

Продолжи дорожку

1

Посмотри, кто спрятался в комочке?

1

Угощения для птиц

1

Защитники Отечества

1

Домик для птицы

1

Мамин праздник

1

Веселый автобус

1

Кто приехал?

1

Колеса для машин

1

Геометрическая мозаика

1

Составь из палочек

1

Собери целое

1

Все, что только захотим

1

Волшебный цветок

1

Собери цветок

1

Составь из палочек

1

Разрезные картинки

1

Итого

31


Диагностические средства оценки программы.

  1. Диагностика определения ведущей руки.
  2. Методика «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину)
  3. Диагностика развития моторики.
  4. Методика «Цветовой тест отношений»
  5. Методика «Рукавички» (по Г.А.Цукерману)


Литература.

  1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь- Лань, Санкт-Питербург, 1997.
  2. Безруких М.М. , Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики- Дрофа, 2000.
  3. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет- № 3,5,6 2005.
  4. Гаврина С. Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс,2006.