Метод проектов в дошкольном образовании как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Бекирова Гульчере Эмирвелиевна

в статье  показана роль   проектного метода в познавательном развитии детей дошкольногго возраста; раскрыта сущность понятия метода проекта и определены особенности использования этого   метода воспитателями  в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bekirova_metod_proektov.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Бекирова Г.Э.,

заместитель директора по ВР

МКОУ «Средняя школа №2»г. Сухиничи

Метод проектов как инновационная педагогическая технология в   познавательной деятельности  детей дошкольного возраста.

Аннотация: В статье показа роль проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста; раскрыта сущность понятия    метода проекта  и определены особенности использования в работе воспитателя ДОУ.  

В настоящее время предъявляются значительные требования к системе образования на всех ее уровнях. Построение в РФ информационного общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых задач, среди которых одной из важнейших является проблема формирования творческого, исследовательского потенциала личности. Введения ФГОС в работу дошкольных образовательных учреждений стимулируют педагогов к поиску максимально эффективных средств обучения и воспитания. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Поэтому в работе дошкольного образовательного учреждения, для достижения положительных результатов, кроме предусмотренных программой методик должны применяться инновационные методы и технологии. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной познавательной  деятельности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике дошкольного  образования.

Целью статьи является выявить специфику использования метода проектов в дошкольном образовании как инновационную педагогическую технологию  в познавательной  деятельности детей дошкольного возраста.

Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Он основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей "Обучение посредством делания". Эта основная идея метода проектов сформулирована Д. Дьюи [1].

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика и Э. Коллингса.

Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В. Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам, и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся[1].

В 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С 1931 до начала 90-х годов метод проектов в практике советской школы и детских садов не применялся.

 Сегодня метод проектов очень популярен и в школе, и в дошкольных учреждениях. За последнее десятилетие проведены многочисленные исследования, дан подробный ретроспективный анализ истории метода проектов в работах Е.С. Полат, И.С. Сергеева, И.Ю. Пахомовой, М.Б. Романовского.

Причиной   популярности метода проектной деятельности является его уникальная интегрированность.  Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели[4,с.75].

Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера  считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

           Е.Г. Кагаров считал, что:

 - исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

 - проект должен осуществляться поэтапно;

 - проект - есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

-ведущим становится принцип самодеятельности: учащиеся сами себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;

- проект – есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой[5].

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели[2 с.97].

Сущность этого метода как способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта,  определяется в исследованиях Е.С. Полат.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей.

Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели.

• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

• В каких источниках можно найти информацию.

• Какие предметы использовать (принадлежности,

оборудование).

• С какими предметами научиться работать для дости­

жения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов[2 с.106]

В практике современных дошкольных учреждений используются различные виды и типы проектов.

По количеству участников выделяют – индивидуальные, групповые, фронтальные, парные.

По содержанию – творческие, исследовательские, познавательные, игровые, информационно- практико-ориентированные- комплексные.

По продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

 Типы проектов в ДОУ:

  • исследовательско- творческий ;
  • ролево-игровой;
  • иноформационно- практико- ориентированный;
  • творческий (по Л. В. Киселевой)[2 с.107]  

 Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

По мнению Н.Е.Веракса  одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка  обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности. Поэтому  наиболее желательны темы, возникшие по инициативе дошкольников при  поддержке со стороны педагогов. При этом темами для проектов могут быть разделы образовательной программы или программы дополнительного образования, события в жизни города или страны. Например: «Здравствуй, Пушкин», 2Подводный мир», «Секреты бабушкиного сундучка», «Зимующие птицы», «День Победы», «День города» и т.п.

При работе над проектом необходимо помнить, что главное в этом методе целеполагание познавательной деятельности на определенный результат, достигаемый в процессе совместной практической деятельности педагогов ДОУ, дошкольников, а так же  родителей. Результат проекта должен быть культурно значимым, доступным, актуальным, ощутимым для дошкольников в первую очередь. Например, это могут быть праздники, игры, выставки, альбомы, макеты, презентации, фото. Дошкольнику необходимо видеть и ощущать результаты своего труда.

         Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию  познавательной и творческой активности.

         Таким образом, современная методология образования представляет метод проектов   как инновационную педагогическую технологию. Используя    в работе метод проектирования в дошкольном образовании,  перед  детьми дошкольного возраста открываются новые возможности в познавательной  деятельности, которые  помогают ребенку научиться  находить  и извлекать необходимую познавательную информацию, и усваивать её в виде новых знаний.

Литература:

  1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  4. Киселева Л.С., Данилина А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  5. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.