Познавательная деятельность детей дошкольного возраста в свете новых стандартов дошкольного образования.

Бекирова Гульчере Эмирвелиевна


в статье рассматривается проблема формирования и развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bekirova_g._poznavatelnaya_deyatelnost_detey.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Бекирова Г.Э.,

заместитель директора по воспитательной работе

МКОУ «Средняя школа №2»г.Сухиничи

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста в свете новых стандартов  дошкольного образования.

В статье рассматривается проблема формирования и развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Показана важность данного направления работы в условиях стандартизации.

Преобразования в современном российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны данного уровня образования. На  современном этапе заинтересованность  со стороны государства повышением качества дошкольного образования подтверждается принятием документа,  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Проблема развития  познавательной деятельности  дошкольников впервые   была поставлена в Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в 2009 г. и выделена  в образовательной области «Познание» и познавательно-речевом направлении развития. Согласно ФГТ содержание названной образовательной области было направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей [ФГТ ДО п.3.3.6.]. 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) отделяет    образовательную область «Познавательное развитие», от   «Речевое  развитие» [ФГОС ДО п. 2.6.], и  трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира[ФГОС ДО п.4.6.].

 На наш взгляд, из этого следует, что познавательное формирование и развитие дошкольников предполагается  рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Этот сложный и длительный процесс начинается в раннем и дошкольном детстве и связан с развитием:

  • любопытства;
  • любознательности;
  • познавательного интереса;
  • познавательной активности.

         Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

          Любопытство. Детское любопытство можно назвать врожденным инстинктом самовыживания. Уже с пеленок ребенок интересуется всем новым, что его окружает. Пытается это потрогать, попробовать на вкус и даже погрызть. И чем старше он делается, тем сильнее увеличивается тяга к познанию. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности [5]. Наша задача, подтолкнуть ребенка к дальнейшим познаниям , чтобы он из любопытного стал любознательным.

Любознательность  представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И. Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»[5 с. 19]. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. К сожалению, иногда родители, вместо того чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов, а нужно не отмахиваться и не пичкать сразу готовыми ответами, а дать возможность приобрести ответы самостоятельно.

Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях, чтобы у детей в дошкольном возрасте начал развиваться познавательный интерес.

Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Характеризуется  повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира [5]. Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску, т.е ребенок подходит высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста познавательной активности.

 Познавательная и активность, основой  служит целостный акт познавательной деятельности–учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту [3, с. 74–78].

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует на:

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности[ФГОС ДО п.1.4.7.];
  • конкретное содержание образовательных областей, зависящее от возрастных и индивидуальных способностей детей и может реализоваться в различных видах деятельности:

-для детей дошкольного возраста (3 - 8 лет)- ряд видов деятельности, таких как  игровая ,включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, познавательно- исследовательской(исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)[ФГОСДО 2.7]. 

 В качестве рекомендуемых нами форм познавательно-исследовательской деятельности, обеспечивающих  формирование и развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста, мы выделяем:

  • исследовательская деятельность;
  • экспериментирование;
  • использование проектирования.

Исследовательская деятельность как особая форма познавательно- исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив, постановке и решении познавательных задач, предполагающих наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности [2].

По мнению П.Г. Саморуковой, познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности: вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки связей [1]. Примерами познавательных задач могут быть следующие: Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? и т.д. Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т.д. [1].

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Экспериментирование, форма поисковой познавательно- исследовательской деятельности, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.В качестве примеров предлагаем следующие эксперименты: «Есть ли у воды вкус?» ,«Испаряется ли вода?»  и т.д.

К эффективной формой поисковой познавательно- исследовательской деятельности дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [4]. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

В практике современных ДОО могут быть использованы исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение варианта решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования. В качестве примеров проектной деятельности можно взять: проекты «Моя семья», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Зоопарк»; межгрупповой проект «Времена года»; комплексный проект «Богатыри земли Русской».

Таким образом, проанализировав ФГОС ДО можно сделать вывод о том, что:

- на современном этапе развития дошкольного образования проблеме формирования и развития  познавательной деятельности  дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

 -используя  эффективные формы познавательно-исследовательской деятельности, при решении проблемы в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход и  качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Литература.

1. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1992.

2. Педагогическая энциклопедия : актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М. : Изд. дом «Восток», 2003.

3. Проскура, Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е.В. Проскура. – Киев : Радянська школа, 1985.

4. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности : учеб.метод. пос. / Сост. А.Ю. Кузина. – Тольятти : ТГУ, 2009.

5. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 1971.

6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки  России от17.10.2013.№1155.