статья- Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Бекирова Гульчере Эмирвелиевна

в статьуе рассматриваются условия формирования предпосылок учебной деятельности, приоритет непрерывного образования и умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bekirova_g.e._2.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бекирова Г.Э.,

Заместитель директора по воспитательной работе

МКОУ «Средняя школа №2»г.Сухиничи

 Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

В статье рассматриваются условия формирования предпосылок учебной деятельности, приоритет непрерывного образования –умение учиться.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности.

С 29 декабря 2012 года  вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того– исходного, базового уровня образовательной системы.

Современная система образования выдвинула в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от с 17 октября 2013 г. №1155 утвержден  «Федеральный государственный образовательный  стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» [5.ФГОС 2.1, 1.6.].

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития"[1]. Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности[6].

Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.[4] 

 Анализ  психологических и педагогических  исследований позволяет  определить в науке  две концепции формирования  предпосылок  учебной деятельности у  детей старшего дошкольного возраста:

  • в процессе игровой деятельности;[1,6]
  • в процессе специально  организованного обучения[5].

Исследования ученых помогли определить, что в старшем дошкольном  возрасте у ребенка начинают формироваться  следующие  предпосылки учебной деятельности:

- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-умение  определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения;

-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности;

- умение планировать деятельность, ориентируюсь на её результат.

           Перечисленные  выше предпосылки учебной деятельности схожи    с целевыми ориентирами  ФГОС , которые предполагают формирование у детей  дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования[5.ФГОС 4.4]

Развитие у детей навыков  учебной деятельности является условием успешного обучения   в школе. Отсюда возникает  проблема необходимости  подготовки детей  дошкольного возраста к учебной деятельности. Для этого  в  ДОУ существует ряд  психолого- педагогические условий, способствующий  формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников :

-личностно-ориентированное взаимодействие  взрослых и детей;

-развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;

-сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;

-обеспечение развивающего характера предметно- развивающей среды ДОУ;

-ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирования  самооценки ребенка;

- повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

Эффективность  формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в дошкольном образовании возможно, при наличии специальной  разработанной модели,  которая  должна состоять:

1.  Подготовки системы игр и игровых упражнений в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, фронтально и по подгруппам, способствующие развитию и формированию  универсальных способов действия у дошкольников.

2. Разработка проектно-исследовательской  деятельности детей.

3. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования  у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Для решения  разработки данной модели  можно использовать  комплекс  теоретических и эмпирических методов:

-тестирование детей;

- наблюдение за ними в процессе занятий  и в свободной  деятельности;

- анкетирование педагогов, беседы с ними;

- изучение педагогической документации, педагогического опыта;

- наблюдение за работой педагогов.

Анализируя теоретические положения и результаты анкетирования детей и педагогов, позволит  придти к  следующим  выводам:

1. Предпосылки учебной деятельности  проявляются у детей  старшего дошкольного возраста   даже при отсутствии специально  организованной воспитательно-образовательной работы, но для дальнейшего исследования  нужно  организовать    контрольную группу (специальные условия для развития познавательных предпосылок учебной деятельности не создавать) и экспериментальную группу( где помимо  предусмотренных  условий  будет введена специальная модель эффективности развития  познавательных предпосылок учебной деятельности, т.е. познавательной активности детей).

2. Формирование и развитие  предпосылок учебной деятельности, направленных на усвоение ребенком  определенной системы  знаний, умений и навыков, освоение общих способов действий при решении практических задач,   эффективны при создании психолого-педагогических условий.

3. Основанием преемственности от дошкольного к начальному общему образованию может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Использованная литература

1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения-М.,1996.

2.Кудрявцев В.Т. О «неожиданном» в образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта//Дошкольное воспитание.2014.№2. с.86-90

3.Субботина С.Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности//Дошкольное воспитание.2014.№4. с.108-114.

4.Усова А.П. Игра и организация жизни детей: Методические указания.М.:Просвещение,1976.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки  России от17.10.2013.№1155.

6.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах// Избранные психологические труды/Под редакцией Д.И. Фельдштейна; РАО,Моск.психол.-соц. Ин-г.3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж:МОДЭК,2001.