ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации развивающей речевой среды для детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрываются современные условия для успешного формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста. 
Abstract: In the article discussed the features of the organization to develop speech environment for children of preschool age in the conditions of implementation of the federal state educational standards of preschool education. Disclosed modern conditions for the successful formation of communicative abilities of children of preschool age.
Ключевые слова: речевая активность, образовательная среда, развивающая речевая среда, эмоциональное благополучие, коммуникативные умения.
Key words: speech activity, educational environment, developing speech environment, emotional well-being, communicative abilities.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Атякшева Татьяна Витальевна

старший преподаватель,

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,

Кафедра дошкольного образования

Россия, г. Москва

E- mail: prepTatiana@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации развивающей речевой среды для детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрываются современные условия для успешного формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Abstract: In the article discussed the features of the organization to develop speech environment for children of preschool age in the conditions of implementation of the federal state educational standards of preschool education. Disclosed modern conditions for the successful formation of communicative abilities of children of preschool age.

Ключевые слова: речевая активность, образовательная среда, развивающая речевая среда, эмоциональное благополучие, коммуникативные умения.

Key words: speech activity, educational environment, developing speech environment, emotional well-being, communicative abilities.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

(П.А. Вяземский)

 

   В современном дошкольном образовании одним из важных условий воспитания и развития  детей дошкольного возраста является  овладение ими   родным языком. В своих исследованиях Л.С.Выготский обращает внимание на то, что интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от уровня владения родной речью.

Речь ребёнка связана с познанием окружающего мира. Формирование речевой активности представляет собой процесс конструктивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью вербальных и невербальных средств. Социально-культурная среда способствует активному и успешному развитию речи ребенка. В научных работах М.И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как с взрослыми, так и сверстниками.

ФГОС дошкольного образования определяет содержание и условия организации образовательной среды для детей дошкольного возраста, которые должны быть направлены:

  • на создание условий эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Атякшева Т.В. в своей работе обращает внимание на то, что речевое развитие проходит успешно в обстановке, насыщенной положительными эмоциями [1. С.45];
  • на формирование образовательной среды, которая соответствует возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • на оказания поддержки родителям (законным представителям) в воспитании детей дошкольного возраста и в развитии их индивидуальных речевых способностей.

     Основная образовательная программа дошкольного образования определяет условия для позитивной социализации детей и развития инициативы и творческих речевых способностей с помощью создания развивающей среды.

    Содержание программы отражает следующие аспекты образовательной речевой среды: предметно-пространственное окружение; характер взаимодействия с взрослыми и  другими детьми; систему отношения ребенка к миру, к другим людям и к самому себе.

     Для успешной реализации программы воспитатели должны создавать следующие психолого-педагогические аспекты:

  • формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
  • недопустимость, как искусственного ускорения, так и замедления развития детей,
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу,
  • уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.

Особое внимание отводится созданию условий для свободного выбора детьми своей деятельности, для принятия детьми решений и выражения своих чувств и мыслей.

      Педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации строится на современных гуманитарных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста:

  • -  наука о высших достижениях человека на каждой ступени развития;
  • - учение о ценностях человеческой жизни;
  • - понимание смысла поступка, поведения;
  • - учет возрастных и индивидуальных особенностей (непосредственное общение с ребенком, так и опосредованное – через игру, рисунки, творческую деятельность);
  • - переход от набора мероприятий к системе взаимодействия;
  • - создание в образовательном учреждении благоприятной среды – моральной, эстетической, интеллектуальной, культурной, речевой  и др.

   Речевая  деятельность дошкольной образовательной организации реализуется:

1. через непосредственно образовательную  деятельность.

- воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- в образовательной области «Речевое развитие» - изучение национального языка русского народа, развитие коммуникативной направленности - умения красиво, понятно и правильно говорить; приобщение к культуре языка -обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании языка как средства общения;

- при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной детской литературой акцентировать внимание детей на взаимоотношениях героев произведений;

- в образовательной  области «Физическое развитие» через становления ценностей здорового образа жизни,  воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других;

- в образовательной области «Познавательной развитие» воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, воспитание любви к своей местности, региону, стране, взаимопонимания с другими народами; воспитание  экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание хорошего вкуса, творческого потенциала; развитие художественно-творческих способностей, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

2.через игровую деятельность.

- в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим и воспитывающим потенциалом.

Для создания личностно-ориентированной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях необходим соответствующий язык и речь воспитателя, условия и ситуации, где дети могут высказывать  свою точку зрения, своё мнение и своё желание участвовать в разных видах деятельности, особенно речевой. Все планируемые ситуации должны быть направлены на актуализацию и реализацию речевых потребностей детей. Они не только обеспечивают их мотивацию, но и формируют коммуникативные умения, помогают детям освоить речевое поведение с окружающими взрослыми и сверстниками.

Анализируя непосредственно образовательную деятельность в дошкольных образовательных организациях, к большому сожалению, изменений  в организации образовательной и речевой среды часто не наблюдается. В большинстве случаев только вербальная передача знаний и пассивное восприятие образовательного  материала детьми дошкольного возраста. Оптимизация образовательной и речевой среды в дошкольных образовательных организациях может произойти только при интеграции здоровьесберегающего, интеллектуального, психологического и нравственного подхода.

    Влияние речевой среды на воспитание детей дошкольного возраста  может быть положительным, если ребенок окружен людьми, обладающими культурой речи, если взрослые уважительно общаются с детьми и постоянно создают условия для речевой активности. Напротив, не уважительное отношение и недостаточное внимание к общению с детьми, неграмотная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие дошкольников.

Наблюдения в обыденной жизни, педагогическая практика, специальные исследования показывают, что речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.

Культура речи взрослых и детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны. Поэтому, как указывает Атякшева Т.В., важно каждому воспитателю постоянно заботиться о развитии своей речи и постоянно совершенствовать её. [1.с.44]. Соломенникова О.А. уделяет большое внимание в своей работе - технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. [ 3. С.15 ].

Учить детей и учиться самому воспитателю и родителю  следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к родной речи, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской  художественной литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.

Литература

  1. Атякшева Т.В. Особенности речи воспитателя детского сада. Т.В.Атякшева// Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2013 г. В 6 частях. Часть IV. Мин-во обр. и науки – М.: «АР-КОНСАЛТ», 2013г. – С.43-45.
  2. Соломенникова О.А. Профессиональная готовность воспитателя ДОУ к использованию педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста. О.А. Соломенникова// журнал «Педагогическая академия» №1 2013г. - С.10-19.