Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"

Баранова Евгения Владимировна

Цель мастер-класса: рассказать педагогам о том, как правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_vystuplenie.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"

        Цель: рассказать педагогам о том, как правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Место проведения: КУ "СРЦН Большереченского района", учебный класс.

Подготовила и провела: Е.В. Баранова.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

         Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

Методические рекомендации по проведению артикуляционной   гимнастики.

           Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.      

        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.         

        Работа организуется следующим образом:                  

- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении;                

- показывает его выполнение;                    

- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.                    

        Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.                

           В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя ему говорить, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение.

        Лучше покажите ребенку его достижения ("Видишь, язык уже научился быть широким"), подбодрить ("Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху").

Упражнения  для свистящих звуков:

1. Загнать мяч в ворота.

   Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.

2. Наказать непослушный язык.

   Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...

3. Сделать язык широким.  

   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

4. Почистим зубки.

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.                                                                

5. Насос (для звука С) или Песенка комарика (для звука З).

Насос – длительное или отрывистое произношение звука С.

Песенка комарика — длительное произношение звука З.

Упражнения для шипящих звуков:

1) Наказать непослушный язык. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

2) Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать  его в таком положении под счет от 1 до 5.

3) Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.          

4) Приклей конфету. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

5) Песенка ветерка. Длительное или короткое произнесение звука ш. (При условии сохранного изолированного звука ш).    

Упражнения для звука Л:

1. Наказать непослушный язык.

   Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносит звуки пя-пя-пя...      

2. Вкусное варенье.

   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

3. Пароход идет.

   Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы.

4. Качели.

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.

5. Пощелкать кончиком языка.

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

6. Песенка самолетика.

        Длительное произношение звука Л по подражанию.

Упражнения для звука Р:

1.Чьи зубы чище?

   Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

2. Маляр.

   Улыбнуться, открыть рот и "поглаживать" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

3. Пощелкать кончиком языка. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

4. Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

5. Барабанщики. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д.

Упражнения для звуков Т, Ть; Д, Дь

1. Лопаточка.

   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

2. Иголочка.

   Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

3. Почистить зубки.

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

4. Качели.

   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка за нижние зубы, а затем широкий кончик языка за верхние зубы. Поочередно менять положение языка.

5. Горка.

   Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

6. Ветерок дует с горки.

   Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык "горкой", а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.