Методический час "Развитие связной речи дошкольников"

Баранова Евгения Владимировна

Данную презентацию можно использовать, как для работы с родителями, так и для работы с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический час " Развитие связной речи дошкольников "

Слайд 2

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Слайд 3

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Это не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Функции: Главная функция: коммуникативная. Социальные функции: 1. Помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми. 2. Определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности. Формы связной речи: диалогическая (диалог); монологическая (монолог).

Слайд 5

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх слов. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

Слайд 6

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К концу дошкольного возраста обе эти формы существуют, и ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от задач и условий общения.

Слайд 7

Задачи обучения детей связной речи

Слайд 8

Ранний возраст 1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки. 2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. 3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Слайд 9

Средняя группа 1 - Подводить детей к составлению коротких ( 3 - 4 предложения) описаний игрушек и картинок. 2 - Учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.

Слайд 10

Старшая группа 1 - Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования. 2 - Учить составлять повествовательные рассказы из 5-6 предложений, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения. 3 - В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.

Слайд 11

Подготовительная к школе группа 1 - Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение ) из 6 и более развёрнутых предложений. 2 - С амостоятельно оценивать и анализировать рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности.

Слайд 12

Методы и приемы развития связной речи дошкольников

Слайд 13

Основные методы развития связной речи дошкольников Наглядные Словесные - наблюдения во время прогулок, экскурсий ; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; - знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов - заучивание наизусть; - пересказ; - составление различных видов рассказов; - беседы

Слайд 14

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Наглядные - организация наблюдения; - демонстрация иллюстраций , картин, предмета, макета и т.д .; - просмотр видеофильмов. Игровые дидактические игры-упражнения; театрализован-ные игры; сюжетно-ролевые игры; и др. виды игр с речевым содержанием. Словесные - речевой образец; п овтор ; вопрос. Косвенные - подсказка; совет; исправление; замечание.

Слайд 15

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников ТРИЗ : • технология обучения детей составлению сравнений; • технология обучения детей составлению загадок; • технология обучения детей составлению метафор; • составление рифмованных текстов; • технология обучения детей творческих рассказов по картине; • технология обучения составлению текстов сказочного содержания. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА Почему? Зачем? Каким образом?

Слайд 16

ПРИЕМ " ИЗОСКАЗКА " - Активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников. - Способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной. - Повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками. - Развивает мелкую моторику.

Слайд 17

МНЕМОНИКА (НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ) И МНЕМОТЕХНИКА

Слайд 18

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Золотое правило моделирования : Последовательное рассматривание = Последовательное рассказывание

Слайд 19

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Дидактические игры Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ)

Слайд 20

Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Слайд 21

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Слайд 22

ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы ( младший, средний возраст ) Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблица. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Слайд 23

ТЕРЕмок (Мнемомодель сказки)

Слайд 27

ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы (старший возраст) Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Этап 2. Каждая часть кодируется. Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Слайд 28

Критерии отбора текста для пересказа Небольшой объём текста. Доступность содержания для данного возраста. Чёткость композиции. Простота сюжета (одна сюжетная линия). Доступность языка. Нравственность содержания. Художественность текста.

Слайд 29

Обучение пересказу Первичное чтение текста без установки на пересказ. Второе чтение текста с установкой на запоминание. Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются). Работа над текстом. Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности. Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста. Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений). Третье чтение произведения (расставление смысловых акцентов, деление текста на части). Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии). Пересказ.

Слайд 30

Заучивание стихотворения ПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет . Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.

Слайд 31

Загадки 1. Рассматривание мнемотаблицы. 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

Слайд 32

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию; • величина; • цвет; • форма; • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?

Слайд 34

Сравнительное описание Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

Слайд 35

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка: умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике рассказы, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет.

Слайд 36

Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки

Слайд 37

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Последовательность работы

Слайд 38

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Но достичь необходимых результатов в развитии связной речи без помощи взрослого ребенок не способен самостоятельно. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Слайд 41

Спасибо за внимание!