Семинар "Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Баранова Евгения Владимировна

Цель данного семинара: рассказать педагогам о том, как правильно развивать графомоторные навыки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_grafomotornye_navyki.rar2.63 МБ

Подписи к слайдам:

Семинар "Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Рекомендации по организации графической деятельности детей и подготовки руки к письму   Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до начала систематического школьного обучения. Уже на первом году жизни необходимо заниматься с ребенком, развивая мелкую мускулатуру рук и стимулируя разнообразные движения кистей и пальцев рук. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму с детьми ранних возрастов (до 3-4 лет) должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма. Нужно заметить, что в этих возрастах обучение приемам графической деятельности малоэффективно, потому что, во-первых, у ребенка еще слабо развита способность принимать учебную задачу и действовать по образцу, заданному взрослым, и, во-вторых, детская рука физиологически не готова к выполнению сложных графических движений.  Начиная с 4 - 4,5 лет можно постепенно вводить несложные задания на формирование графических движений, прежде всего, это штриховка контурных изображений в любимых многими детьми книжках-раскрасках. Перед ребенком ставятся задачи: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое. Штрихи должны быть ровные, прямые, без просветов, с одинаковым нажимом, при этом нужно постараться не заезжать за контур. Для штриховки лучше использовать цветные карандаши.
Можно предложить ребенку этого возраста рисование по точкам (обведение контура, выполненного точками или штрихами) крупных рисунков, сделанных прямыми или с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.). Эффективно в этом возрасте рисование по крупным трафаретам. Ребенка 6 лет обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху – вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Детям этого возраста можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам и копирование рисунков по клеточкам. Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. Начиная с 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв.
 У семилетних детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения письму в школе. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребенок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретенные навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.   Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность, длительность занятия для детей до 5,5 лет – 5 мин., от 5,5-6,5 – 10 мин., старше 6,5 лет – 10-15 мин., затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнения для снятия напряжения и усталости с опорно-двигательного аппарата кистевого и плечевого отделов и спины.   Во время занятий нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.   
Правильное положение руки при письме
Неправильное положение руки при письме: пальцы прогибаются и напряжены
Этапы формирования правильного графического навыка
Первый шаг: "Учимся правильно сидеть".
Второй шаг: "Учимся правильно держать карандаш и бумагу".
Третий шаг: "Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные".
Четвертый шаг: "Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии".
Пятый шаг: "Учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние".
На этих этапах детей учат правильно сидеть, держать карандаш и лист бумаги. Сначала необходимо научить детей ставить точки, с которых начинается движение, затем рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Самое главное – зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании: линии должны быть равными. Закрепляется понимание того, где на листе бумаги "верх", "низ", "справа", "слева", "сбоку", что значит "вести руку направо (по направлению стрелки), налево, вверх, вниз".
Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать, - очень важный этап подготовки к письму. Многократные упражнения по штриховке позволяют тренировать умение писать параллельные вертикальные, наклонные и горизонтальные линии.
Следующий этап – письмо верхних и нижних, правых и левых полуовалов, с направлениями движений вправо и влево. При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки и особо – на правильность опоры кисти (только на мизинец!).
Этапы формирования правильного графического навыка
Шестой шаг: "Учимся рисовать круги и овалы".
Седьмой шаг: "Учимся рисовать зигзаг (плавно передвигая руку)".
Восьмой шаг: "Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограниченную линейку – строку)".
При выполнении овалов и кругов основное внимание следует обратить на их различия и способность детей мысленно вписать овал в прямоугольник, а круг – в квадрат. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы такие графические задания, как "раскрути спираль" (движения от середины) и "закрути спираль" (движения к середине).
Выполнение этих заданий позволит научить детей свободно передвигать руку в строке, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если графические элементы будут более крупными, так как основная задача – научить детей передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть "волны", "облака", "дороги с горками", лабиринты. Сначала можно попробовать "проехать" по широкой дороге, а потом, постепенно, - по узкой тропинке и по горной дороге.
Этот этап подготовки уже приближает ребенка к письму как таковому. Написание букв связано с достаточно жесткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как располагаются элементы. Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления мышц глаза, поэтому в ежедневную работу включаются специальные зрительно-восстановительные упражнения.
Девятый шаг: "Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно".
Этапы формирования правильного графического навыка
Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические навыки. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, педагог показывает на доске, как нужно выполнять его, сопровождая показ подробным описанием. Для тренировки к доске вызываются 2-3 человека. Затем дети должны воспроизвести образец карандашом в воздухе. После этого дети обводят образец в тетради обратным концом карандаша.          
Неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности: зрительное внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,зрительно-моторные, слухо-моторные координации,координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),мелкая моторика.
Использование многообразных методов и приёмов по развитию графомоторных навыков и подготовки руки к письму, путём активизации развития тонкой моторики, позволяет успешнее подготовить руку ребёнка к обучению письму в школе.
Спасибо за внимание!