Особенности применения ТРИЗ – технологии в дошкольной образовательной организации, методы ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников

Куприянова Валентина Алексеевна

В педагогической статье описаны методы, средства и формы работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ в рамках технолигии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_statya_triz_-_pedagogika_.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья

«Особенности применения ТРИЗ – технологии в дошкольной образовательной организации, методы ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников»

Подготовила: Валентина Алексеевна Куприянова,

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 51»

Г. Энгельс, Саратовской области

2024 г.

В современном обществе под влиянием изменений в системе образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. На данном этапе обществу требуются люди, способные мыслить нестандартно, самостоятельно, преобразовывая жизнь. Поэтому социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов. В обыденной жизни нам всегда приходится решать различные задачи, мы стараемся сделать всё качественнее и быстро, и при этом извлечь пользу, создать новое, полезное, для этого человек выстраивает план своих действий.

В условиях современной системы образования особую актуальность приобретает проблема развития системно – логического мышления  детей. Детский возраст  является периодом бурной деятельности воображения и важным период для развития этого качества. Ведь воображение – это одно из главных качеств творческой личности. Дети любят проявлять себя творчески, что – то  придумывать, сочинять, создавать. Это выражается в их продуктивной образовательной деятельности: лепке аппликации, рисунке, художественном труде, конструировании.

В этих условиях  усиленно ведутся поиски новых методов и приемов воспитания творческой личности, исследуются и внедряются в учебно – образовательный  процесс дошкольных образовательных организаций новые действенные педагогические технологии, определяется их место и значимость для эмоционального и интеллектуального развития дошкольников.

В дошкольных образовательных организациях апробируются множество новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ТРИЗ – технология решения изобретательских задач. Методы и приемы данной технологии успешно применяются в образовательном процесс дошкольных учреждений и занимают особое место. ТРИЗ – педагогика включена в структуру современной педагогики и стала одной из моделей перспективного образования. Психологи отмечают, что творчество является самым эффективным способом активного развития личности. ТРИЗ – педагогика  представляет собой исключительный инструмент для поиска нестандартных идей, формирования творческой личности, эволюция творческого и сильного мышления. Эта теория еще раз доказывает, что творчеству нужно и можно обучить. Педагогическое убеждение последователей ТРИЗ - теории заключается в следующем – изначально каждый ребенок талантлив и по своему гениален, но задача педагога – научить детей умению ориентироваться в современном обществе, затратив при этом минимум усилий, но достигнув максимум результата. Цель педагога в рамках данной теории – обучить дошкольника делать анализ конкретной ситуации и отыскивать нешаблонные пути ее решения. Обучение дошкольников методам и приемам ТРИЗ проводится в ходе образовательной деятельности в виде игр, проблемных ситуаций, сюжетных зарисовок и продуктивной деятельности [ТРИЗ – педагогика 2007: 33]

У педагогов и исследователей ТРИЗ существует свой девиз – «можно говорить все». Это означает, что дети на ограничены рамками программы, возраста, религии и многими другими факторами, которые в обычной педагогике всячески прописываются в стандартах. И дошкольники размышляют, выдумывают, фантазируют, изобретают. В двух словах, в результате такой активной мыслительной деятельности у дошкольников формируются познавательно – речевые способности, навыки работы с проблемами, а также сохраняется устойчивый интерес к познавательно – речевой деятельности. Педагог обязан выслушать каждого желающего, даже если ответ не удовлетворяет содержанию. Детей обучают возражать воспитателю и сверстникам, но приводя аргументы. Вот уже здесь педагог делает первые попытки научить детей работать с противоречиями. Оценивать в этом случае необходимо только положительно: «интересно», «молодец», «хорошо», «необычно» [Корзун 2008: 11]. В ходе образовательной деятельности по развитию творческого воображения дети импровизируют. Педагог помогает детям усваивать новый материал и пользоваться инструментами ТРИЗ в ходе практических занятий, так дети учатся придумывать сказки, используя преобразователи («Волшебники»), решают сообща проблемные ситуации при помощи метода «Мозговой штурм», помогают сказочным персонажам принять правильное решение при помощи приема фантазирования, рассматривают объекты окружающего мира посредством системного оператора. Одним словом, дети познают и сопоставляют простые и знакомые явления действительности, делают для себя новые открытия, не замечая того, что обучаются, но уже в рамках современной развивающей технологии, а педагог просто корректно помогает им достичь наилучшего результата [Сидорчук 2007: 57]

В результате любой деятельности возникает психологическая инерция, которая мешает ребенку в поиске истины. Для этого в ТРИЗ используются методы и приемы, позволяющие побуждать детей к творческой активности и устранить нежелательное воздействие психологической инерции. На сегодняшний день методы и приемы технического ТРИЗ пользуются успехом и в дошкольных образовательных организациях для развития у детей творческого мышления и воображения, а также помогают снять психологический барьер перед новым, неизвестным, даря детям радость творческих открытий [Гин 2007: 7].

Целью ТРИЗ является не просто развитие фантазии детей, а обучение их системному мышлению, с пониманием того, что будет происходить в будущем, либо как это было в прошлом, чтобы ребенок смог предугадать итог. Педагог же получает в руки инструмент по конкретному практическому воспитанию у дошкольников качеств творческой личности, способной понимать происходящие процессы [Жихар 2006: 32].

Возникает вопрос, каким образом воспитать такую личность, которая бы сумела самостоятельно разрешить возникшие проблемы? Все что дети узнают об окружающей жизни, обществе и функционировании систем, это зависит от взрослых. В первую очередь тех качеств, которые взрослые приучают и воспитывают в детях. Педагогам и психологам  известно, что творческой личностью может быть любой ребенок, так как он талантлив с рождения. Но если такой ребенок подвергся неправильному воспитанию и обучение, то зачатки его способностей погибнут еще в стадии зародыша [Ширяева 2006: 49].

ТРИЗ – методика  является увлекательной технологией, поскольку дошкольникам интересно все новое, необычное. Ее методы уникальны. Не в какой другой педагогической технологии вы не встретите Робинзона, который приготовил для вас сундук с объектами, не отправитесь в увлекательную прогулку на системном лифте, не познакомитесь с 12 волшебниками – преобразователями; какая технологи знает, кто такие маленькие человечки вещества и как они действуют. Все это лишь малая часть того, что педагог может использовать в образовательном процессе. Детям нравится постигать неизведанное, хотя иногда они и не знают, как действовать в сложившейся ситуации. Поэтому, главная задача использования элементов ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это радость творческих открытий для самого ребенка [Корзун 2008: 88].

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что педагогический поиск и является основным средством работы с детьми в рамках данной технологии. Задача педагога – научить детей поиску истины, умение самостоятельно подобраться к раскрытию вопроса, обобщить на практике уже имеющиеся знания, дополнив новыми понятиями и терминами свой активный словарь. Ключом к открытию новых знаний становятся правильно подобранные и разработанные педагогом методы и приемы, которыми ребенок сможет осуществлять поиск истины.

Многие исследователи в своих работах предприняли попытки осветить, как методы и приемы ТРИЗ – технологии можно применять на практике в области образования. Среди них такие как  Сидорчук Т.А., раскрывшая вопрос о ТРИЗ – технологии в российской педагогике [Сидорчук 1991: 61].

Используются различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ, для стимулирования творческой активности детей. Вот некоторые из них: мозговой штурм; синектика; морфологический анализ; метод фокальных объектов; да – нет классификация; метод Робинзона; типовое фантазирование; системный оператор; моделирование маленькими человечками.

Следует подробнее рассмотреть каждый из методов для того, чтобы определить, как они работают в практике дошкольного образования.

Мозговой штурм представляет собой определение задач и поиска способов ее решения с помощью перебора вариантов и конечного выбора подходящего решения. Задачи должны соответствовать возрасту дошкольников. Тематика данного метода может быть разнообразной, но ее формулировка должна оставаться доступной для детей. Чаще всего это темы из уже прочитанных сказок (русские народные сказки), окружающий мир (про овощи и фрукты, растения, снег, воду, воздух), математика для малышей (манипуляции с фигурами, действия с числами), музыка (песни, танцы), продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование). Педагог обязательно вносит в тему занятие определенное противоречие, чтобы дети проявляли творчество в поиске истинного пути решения. Например, лиса прогнала зайца из избушки, а как поступила бы лиса если бы заяц пришел к ней и выгнал бы ее. В этом случае дети начинают перебирать варианты решения данной задачи. Ответы детей предугадать в данном случае невозможно. Это и называют творчеством [Бухвалов 2004: 24].

Метод «мозговой штурм» придерживается некого правило, согласно которого исключается всякого рода критика как со стороны взрослого, так и со стороны сверстников; поощрению подлежать самые необычные идеи; приветствуется наибольшее число ответов и предложений. Анализируя каждую идею, высказаться следует по оценке «плохо – хорошо». Из предложенных вариантов выбирается более приемлемое, которое позволяет разрешить противоречие с минимум потерь. Результатом рассматриваемого метода обязательно становится некая продуктивной деятельности: рисунок (цветы выросли среди снега), лепка (лучик солнца появился на ночном небе), аппликация (летом появился каток на игровой площадке) [Викентьев Каиков 1992: 53].

В большинстве случаев и сами педагоги не против пофантазировать. В этом случае воспитатель может поделиться с детьми своими идеями решения задач, что, как показывает опыт, стимулирует вooбражение детей и вызывает интерес к твoрческoй деятельнoсти.

Реализация данного метод в дошкольной образовательной организации позволяет развивать речевые  способности у дошкольников и способность детей к анализу ситуации, стимулирует твoрческую активнoсть в пoиске, пoнимание тoго, что из любой сложной ситуации можно найти выход. Дети oсваивают умение вести спoр, учатся слышать и слушать друг друга, делают пoпытки к высказыванию своей точки зрения, умение oценивать мнения других [Новые ценности образования 2003: 49 -52].

Метод синектика или метод аналогий. Аналогии по ТРИЗ бывают личностные, прямые и фантастическое.

Личностные аналогии или эмпатия: ребенку предлагают представить себя в виде любого объекта или явления в проблемной ситуации. Например, покажи кита, который хочет станцевать; изобрази мышь, выступающую в цирке; представь, что ты говорящий дождь и во время грозы поешь песни.

Прямая аналогия: суть – поиск сходных характеристик из других областей научного знания. Например, ребенку предлагают объект – гриб, а он должен по сходным параметрам найти что – то похожее, только из другой области знания (гриб - зонт). Сравнивая объекты между собой детей открывают для себя сходство систем (утюг – аналогия руки, самолет – аналогия стрекоза, компьютер – аналогия книги и др.)

Фантастическая аналогия: суть – все происходящее не подчиняется законам реальной действительности, задачи и поиск решения осуществляется как в сказке. Например, изобрази волшебный замок. Возможные варианты – это и огромный дом с купаломи, и скала с разноцветными окнами, жилой комплекс на деревьях, и постройки из ягод и фруктов, и многое другое [Петров 2010: 68].

В середине тридцатых годов XX в. появляется метод морфологического анализа. В работе с детьми дошкольного возраста этот метод особо эффективен в плане преодоления стереотипов. Суть – сочетание разного рода  описания отличительных признаков рассматриваемого объекта или системы при придумывании обновленного образа данного объекта. Цель метoда сoстoит в том, чтобы выявить все вoзмoжные факты решения даннoй прoблемы, которые мoгли быть упущены при прoстoм перебoре [Сидорчук 2007: 83].

В практике дошкольного образования принято изображать метод морфологического анализа в виде таблицы (вертикальная и горизонтальная оси). Ось – это характеристики рассматриваемого объекта, по каждой из которой записываются всевозможные варианты ее преобразования. Например, детям предлагается придумать новый шкаф, для этого на горизонтальной оси отмечен его размер, а на вертикальной материал. После этого дети должны пересмотреть разные сочетания этих элементов (деревянный маленький шкаф удобен для небольшого помещения, но в нем мало места для одежды; стеклянный большой шкаф для посуды, но он может легко разбиться). Вариантов дошкольники придумывают много и все они непохожи между собой. Продуктивная деятельность детей является итогом такого метода. Каждый ребенок зарисовывает придуманный им образ шкафа [Жихар 2006: 97].

Итак, создавая новый образ выбранного объекта, важно выделить наибольшее количество характеристик данного объекта. Практика показывает, работу по методу морфологического анализа следует начать со сказочных образов. новый образ подробно будет описан в том случае, если подобрано наибольшее количество критериев. Это могут быть увлечения и привычки героя,  его характер, стиль общения, особенности внешнего вида, склад ума.  По такой аналогичной схеме набора характеристик работают и с рукотворными предметами: изобретают транспорт, придумывают одежду, проектируют здания и т.д. Трудность этого метода в том, что дошкольники не читают, либо читают не совсем хорошо, а в памяти им еще трудно удерживать большое количество характеристик объекта. Педагоги придумали выход из такой сложной ситуации и создали систему символов, которые обозначают характеристики объекта. Эта система символов в каждом ДОО своя. Главное, что детям это облегчает работу по данному методу, так как они уже знакомы с символами, им остается лишь набрать характеристики, соответствующие рассматриваемому объекту и выстроить их на оси.

Используя такую таблицу осей, можно комбинировать героев, место событий и сюжеты известных сказок, придумывая новые истории [Селевко 2006: 132, 135].

Еще один метод ТРИЗ, это метод фокальных объектов (далее – МФО), предложенный американским психологом Ч. Вайтингом. Суть – на рассматриваемый объект «накладываются» свойства и характеристики других объектов, ни чем с ним не связанных. Это вызывает интерес, так как сочетания свойств получаются неожиданными. Это так называемый метод каталога, но в усовершенствованном виде. Этот метод позволил найти новые идеи необычных товаров (сувениры, игры, реклама). Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей. Цель метода – нахождение общего с разными случайными объектами [ТРИЗ – педагогика 2007: 84].

В начале работы необходимо выбрать объект. От детей объект держат в секрете. После дошкольникам предлагают назвать три любых объекта. Идеальное условие, если все три объекта из разных областей знания. Но это условие необязательно. Затем детьми перечисляются качества названных объектов. Названные свойства применяются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может быть и при каких условиях.

Детям предлагаются два – три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

МФО, наряду с развитием творческого мышления, в первую очередь призван сформировать у детей умение находить причинно – следственные связи между разными, не связанные между собой, объектами окружающего мира [ТРИЗ – педагогика 2007: 86].

Метод «да – нет классификация» теории ТРИЗ дает возможность педагогу обучить детей нахождению сходные признаки в объектах, классифицировать их по общим признакам, выстраивая на их основе вопросы. Да – нет классификация проводится с дошкольниками в виде игры. Темы могут самые разные. Да – нет – ка выглядит как лента с карточками, на которой изображены объекты. Существуют и правила, как играть с такой лентой. Педагог загадывает объект, изображение – карточка которого находится на ленте. Дошкольникам вначале делается подсказка, к какому миру относится данный объект (природный или рукотворный мир). Дети начинают задавать вопросы об этот объекте, вначале общие, затем более узкой направленности, либо вопросы – догадки. На вопрос воспитатель отвечает лишь да или нет. Дошкольники перебирают варианты объектов, изображенный на ленте. Педагог постепенно загибает неподходящие варианты. В итоге, после всех перечисленных вариантов, остается нужное изображение. Игра заканчивается [Зиновкина 2004: 217].

Метод Робинзона способствует формированию у детей умения находить применение совсем ненужным предметам. Этот метод также проводится с детьми в виде игры либо в образовательной деятельности, либо в свободной деятельности между детьми. Педагог предлагает дошкольникам некий предмет (например, карандаш, мяч, бутылка с водой, швабра, палку, гвоздь) и просит придумать ему наибольшее количество применений. Можно также придумать условие, место, где необходимо применить данные предметы. Предметы можно оставить без изменения. Например, педагог рассказывает историю: команда моряков отправилась в далекое путешествие, но корабль попал в шторм и потерпел крушение. Команду вынесло на берег. Это был остров, но необитаемый. Здесь не было ни домов, ни транспорта, ни телевизора, ни холодильника. А моряки были такие голодные и уставшие. Вопрос, что делать морякам, как действовать в сложившейся ситуации, если у них лишь карандаш, мяч, бутылка с водой, швабра, палку и гвоздь, а на острове есть песок и фрукты. Дети начинают предлагать варианты решения ситуации. Например, такой вариант: можно взять карандаш и попробовать развести костер, из бутылки сделать стакан для воды, швабру сломать соединить с палкой и попытаться приспособить для котелка, которым будем мяч. Далее дети самостоятельно думают над возможными вариантами [Викентьев, Каиков 1992: 58].

Следующий метод ТРИЗ, который эффективнее всего используется педагогами при обучении детей творческому рассказыванию, это метод типового фантазирования. Педагог совместно с дошкольниками придумывает с использованием конкретных приемов: уменьшение - увеличение объекта; наоборот; дробление – объединение; оператор времени (замедление - ускорение времени; динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот).

Квалифицированный специалист по ТРИЗ – технологии Т.А. Сидорчук предложила метод типового фантазирования рассматривать с точки зрения воображения. Для этого придуманы волшебники, которые преобразуют объекты. Например, прием уменьшение – увеличение – это волшебник уменьшения и волшебник увеличения. По аналогии называются и другие волшебники – преобразователи. Это, безусловно, облегчало работу педагогу и доступно для понимания детям. В игровой форме дошкольники попадают в определенное место, где ставится некая цель, в ходе которой возникает проблемная ситуация, решить которую помогают волшебники – преобразователи. Такая игровая ситуация интересна и увлекательна для детей, а для педагога возникает возможность преподнести детям новый материал и закрепить пройденный [Сидорчук 1991: 39].

Метод системный оператор предполагает формирование у дошкольников умение анализировать и делать описание системы связей любого объекта материального мира. Любой объект материального мира  в ходе своего существования проходит три стадии: прошлое, настоящее и будущее. Безусловно, этот объект обладает набором свойств и качеств, которые изменяются в течении определенного времени. Если начать рассматривать этот объект, как систему, которая состоит из некоторого набора составляющих, то объект, несомненно, станет частью другой системы, более широкой по своему строению [Андриянова, Гуткович 2001: 51].

Системный оператор или системный лифт - это «перемещение» рассматриваемого объекта по возрастающему принципу.

В центре системного оператора располагается система (объект или проблема), выше находится надсистема (частью чего эта система является). У каждой системы выделяют большое количество надсистем. В зависимости от цели и постановки задачи можно рассматривать надсистему как класс объектов, к которому принадлежит система, или как место нахождения системы. Таким образом, система с одной стороны является частью чего-то, ас другой – она и сама состоит из частей (подсистем).

Подсистема на лестнице иерархии располагается ниже системы. Подсистем большое количество. Поскольку это отличная от других структурная единица системы, то в зависимости от поставленной задачи, подсистемы тоже выделяются на основе признака, имеющий значение в определенной ситуации [Гуткович Самойлова 1999: 17].

Системный оператор  ТРИЗ – технологии является одним из первых способов по развития системного логического мышления, которое позволяет детям видеть объект одновременно в единстве аспектов. Это единство аспектов и является окружающим нас миром  и формирует совершенно иной стиль мышления [Мурашковский 2015: 135]. Такой стиль мышления помогает задуматься о будущем и не совершать  ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не совершать ошибок в будущем. Для этого нужны новые знания и определенная информация. И это уже  задача взрослого. На основе анализа и обобщения ребенком осознается настоящее, но взрослый не обязан делиться готовой информации о настоящем. Ребенок способен добыть информацию сам, а педагог лишь должен корректно наделить его определенным инструментом знаний в виде приемов и методов, которыми он сможет пользоваться при поиске необходимых сведений о настоящем. Для размышления о будущем у детей работает воображение. Думать за ребенка – значит лишить его творчества, следует в корректной форме указать ребенку, что будущее с настоящим взаимосвязаны [Петров 2010: 106].

Данный метод технологии ТРИЗ позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх; позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы. Регулярное использование приема «Системный оператор» формирует у ребенка навыки системного анализа [Гуткович Самойлова 1999: 21].

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор – это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как: система – изучаемый объект; подсистема – составляющие части объекта; надсистема – это частью чего является изучаемый нами объект; прошлое – чем или кем  объект был раньше; настоящее – что представляет собой объект сегодня; будущее – что произойдет с объектом через некоторое время [Ширяева 2006: 23].

Кроме этого, Альтшуллер Г.С. выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект, либо группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе, это то что мешает при изучении объекта.

Работая с системным оператором следует придерживаться алгоритма, разработанного Г.С.Альтшуллером: выбор объекта и определение его функции; определение линии развития объекта или его функции; определение составляющих объекта; выяснение основного места функционирования объекта  [Альтшуллер 2007: 41].

Системный оператор представляет собой девятиэкранную схему, которая используется для систематизации представлений, помогает при поиске решения исследовательских задач, дает возможность прогнозирования развития систем (объектов). Располагая интересующий нас объект в центральном экране, мы можем проследить его изменения во времени.

Умение производить системные раскладки отрабатываются с дошкольниками в ходе игр различного характера (дидактические, сюжетные, подвижные) [Иванов 2003: 119].

Итак, подводя итоги вышесказанного можно отметить, что технология ТРИЗ пользуется многими методами и приёмами, успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Вот основные из низ: мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод аналогий, метод Робинзона, метод «Моделирование маленькими человечками», системный оператор, морфологический анализ, метод типового фантазирования, метод «да – нет классификации». Использование методов ТРИЗ в практике ДОО позволяют развить у дошкольников воображение, фантазию, это новые открытия и знания в увлекательной и интересной для них форме, что обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления детей, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

К особенностям применения ТРИЗ – технологии в дошкольной образовательной организации можно отнести следующее: можно использовать в любых видах образовательной деятельности; при использовании элементов ТРИЗ на занятиях у детей активизируется мыслительная и творческая активность; дошкольники способны придумывать оригинальные решения в создавшейся ситуации; дети учатся проявлять себя, проявляют интерес к процессу познания, способны к прогнозированию,  у них формируются навыки системного анализа объекта или ситуации; технология развивает нравственные качества – радость творческих открытий, радость за успех товарища, желание помочь друг другу.

В заключении можно отметить, что ТРИЗ – технология являются действенным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывая значительное влияние на развитие многих психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение собственного опыта ребёнка и организацию детской деятельности, позволяющую обеспечить применение приобретенных знаний в разного рода ситуациях, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Список используемых источников

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. М., 2007

Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников/ Под ред. Т. А. Сидорчук, Ульяновск, 2001.

Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. 2004. № 4.

Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. – М., 1992

Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007

Гуткович Н.Я., Самойлова О.Н. Сборник игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск, 1999

Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.

Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ. М., 2004

Иванов Г.И. Для чего необходимо развивать воображение // Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ: Материалы  VI международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2003

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ - педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ - педагогики. Саратов, 2008

Мурашковский Ю.Ю. Программы развития системного мышления // ТРИЗ в развитии. Ч.1. Вып.7. СПб., 2015

Новые ценности образования: ТРИЗ - педагогика. М., 2003. Вып. 1

Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. М., 2010

Селевко Г.К. Энциклопедия педагогических технологий. Т.2. М., 2006

Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007

Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Ульяновск, 1991

ТРИЗ - педагогика: диалог теории и практики / Под ред. А.А.Нестеренко, В.А.Ширяевой. Саратов, 2007.

Ширяева В.А. ТРИЗ - педагогика: от теории к практике. Саратов, 2006

http://otsm-triz.org

http://triz.natm.ru