УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКИЙ)

Обучению иностранного языка в школе чаще отводится приоритетное внимание. Факт того, что формирование навыков чтения на иностранном языке на начальном этапе протекает быстрее и легче, что нельзя сказать о формировании навыков говорения, аудирования и письма.

Задачей современного учителя становится объяснение того, что процесс формирования навыков техники чтения является плодотворным – потому что формирование навыков техники чтения является одним из звеньев развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Формирование навыков техники чтения закладываются на начальном этапе.

При формировании навыков техники чтения на начальном этапе следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся, таких как тип темперамента, скорость протекания познавательных процессов и т.д. К ним относятся и индивидуальные различия в восприятии.

Для того чтобы повысить эффективность формирования навыков техники чтения на иностранном языке был рассмотрен комплекс приёмов и  упражнений, которые были направлены на развитие сопутствующих каналов восприятия информации и формирование способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Молчановская СОШ  №2»

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКИЙ)

Автор работы:

Учитель английского языка

Костина Лилия Анатольевна

МОЛЧАНОВО 2015

Упражнения на формирование и совершенствование навыков техники чтения

Обучению иностранного языка в школе чаще отводится приоритетное внимание. Факт того, что формирование навыков чтения на иностранном языке на начальном этапе протекает быстрее и легче, что нельзя сказать о формировании навыков говорения, аудирования и письма.

Задачей современного учителя становится объяснение того, что процесс формирования навыков техники чтения является плодотворным – потому что формирование навыков техники чтения является одним из звеньев развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Формирование навыков техники чтения закладываются на начальном этапе.

При формировании навыков техники чтения на начальном этапе следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся, таких как тип темперамента, скорость протекания познавательных процессов и т.д. К ним относятся и индивидуальные различия в восприятии.

Для того чтобы повысить эффективность формирования навыков техники чтения на иностранном языке был рассмотрен комплекс приёмов и  упражнений, которые были направлены на развитие сопутствующих каналов восприятия информации и формирование способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую.

На начальном этапе обучения формированию навыков техники чтения на иностранном языке считается более продуктивным приём персонификации, данный приём обучения применяет при знакомстве с гласными буквами. Приложение 4.

Он позволяет каждое звукобуквенное соответствие предъявлять как единое целое – наглядный, эмоционально насыщенный и привлекательный образ, понятный 7-8 летнему ребенку. Например, буква Аа предстает в виде цапли, в честь которой написано четверостишие. Приложение 5

Познакомьтесь, цапля А (эй) Представляется: “My nаmе...”. У нее подруга Саt, Вместе дружат много лет.

На следующих этапах обучения чтению (чтение слов, словосочетаний и предложений, чтение текстов) можно проводить ряд упражнений. Все упражнения делятся на 3 группы:

I. Упражнения для развития зрительного восприятия:

  1. зрительный диктант (обучающимся предлагают прочитать слово, словосочетание, предложение 2 раза, а потом записать);
  2. “слово в слове” (обучающимся предлагается составить возможное количество слов из одного слова);
  3. нахождение в тексте слов с определенным количеством звуков, букв; с определенной буквой или звуком; с ударением на определенном слоге, слове;
  4. “расколдуй слово” (phis – ship);
  5. составь слово из отдельных букв, слов и т.д.

II. Упражнения для развития слухового восприятия:

  1. слуховые диктанты (обучающиеся записывают слова, словосочетания, предложения под диктовку);
  2. “самое длинное предложение” (обучающимся предлагается прослушать несколько предложений и определить самое длинное из них);
  3. “снежный ком” (обучающимся дается определенное слово, один из них называет слово, начинающееся на последнюю букву первого слова и т.д.);
  4. “цепочка” (учитель называет простое предложение, состоящее из двух слов; обучающиеся по очереди добавляют возможные слова, чтобы получилось распространенное предложение);
  5. “угадай слово” (учитель диктует номера букв по алфавиту, учащиеся следом записывают его буквами) и т.д.

III. Упражнения для развития кинестетического восприятия:

  1. рисование буквы, звука, слова, словосочетания в воздухе;
  2. простукивание ритмического рисунка слова;
  3. “рассказывание руками” по телефону, телевизору, радио и т.д.;
  4. изображение слова, словосочетания, предложения в воздухе;
  5. пересказ с заданием передать мимикой и жестами разное физическое и эмоциональное состояние (весело, грустно, холодно, жарко) и др.

Приведём ряд упражнений, которые способствуют формированию навыков техники чтения:

  1. на начальном этапе изучения английского языка, поможет упражнение, которое способно выявить навыки техники чтения на родном языке, а так же проявить интерес к изучению данного предмета.

Люди изучают иностранный язык по разным причинам. Вот некоторые из них. Выбери из списка те, которые особенно важны для тебя.

Я изучаю английский язык, потому что:

  • это очень интересно;
  • хочу больше  знать об истории и культуре Великобритании, США и других стран;
  • собираюсь путешествовать по всему свету;
  • люблю смотреть фильмы, а в оригинале они гораздо интереснее;
  • надеюсь найти хорошую работу, а для этого зачастую необходимо знать английский;
  • хочу порадовать родителей;
  • мне интересны компьютеры, а многие компьютерные программы создаются на английском языке;
  • мне было бы интересно читать книги, газеты и журналы на английском;
  • хочу быть не хуже других;
  • хотел бы развить свою память;
  • хочу общаться с людьми из разных стран;
  • люблю слушать и петь песни на английском языке.
  1. В русском языке немало слов, которые звучат почти так же как в английском, послушай запись и скажи название каких предметов ты смог узнать?
  • Jeans
  • Bananas
  • Computer
  • Telephone
  • Coffee,
  1. Познакомься с первыми английскими буквами и теми звуками, которые они определяют

А. Согласные Bb [b], Dd [d], Pp [p], Tt [t], Ff [f], Kk [k], Mm [m], Nn [n]

Послушай и повтори их за диктором эти согласные звуки.

Б. Гласная Ee

Эта буква читается по-разному. Так в именах наших знакомых Теда и Кена она читается как [e]: Ted [ted], Ken [ken].

Послушай и повтори за диктором эти и другие имена.

Ben [ben], Len [len], Nell [nel], Ed [ed]

  1. Послушай, как диктор читает имена этих мальчиков и девочек. Прочитай их за диктором:

Bet, Nell, Len, Ken, Ben, Mel, Ted, Ed

  1. Убедись, что ты можешь прочитать эти имена самостоятельно.

Nell, Len, Red, Ed, Bet, Ken, Ben, Mel.

  1. Посмотри на ряд английских букв, найди буквы, которые ты уже знаешь. Произнеси звуки, которые они могут передавать.

Bb, Dd, Pp, Tt, Xx, Vv, Qq, Ff, Kk, Ll, Rr, Ii, Mm, Nn, Ee

  1. Зная столько английских букв, ты можешь читать даже незнакомые слова. Прочитай эти слова. Проверь себя.
  • Pet
  • Bed
  • Pen
  • Tent
  • Ten
  • Bell
  • Belt
  1. Напиши слова в четыре столбика в соответствии с чтением гласных букв.

Wind, pond, cup, bed, bus, pig, doll, mug, dog, egg, big, jump, box, jug, milk, pet

[i]                        [o]                        [Λ]                        [e]

8. Посмотри на английский алфавит и прочитай, под каким номером находится та буква, которую ты до сих пор не знаешь

1. Aa 2. Bb 3. Cc 4. Dd 5. Ee 6. Ff 7. Gg 8. Hh 9. Ii 10. Jj 11. Kk 12. Ll 13. Mm 14. Nn 15. Oo 16. Pp 17. Qq 18. Rr 19. Ss 20. Tt 21. Uu 22. Vv 23. Ww 24. Xx 25. Yy 26. Zz

9. Можешь ли ты правильно прочитать эти слова? Проверь себя. Вспомни, что эти слова означают.

[i:] – a sheep, a street

[k] – a clock, a cock, a sock

[a:] – a bar, a car, a park, a farm

10. Разучи рифмовку: послушай и прочитай её за диктором.

Hickory, dickory, dock,

I see a clock.

Hickory, dickory, dock,

It is a good clock.

11. Прочитай и сравни эти предложения. Одно из них утвердительное, а другое – вопросительное. Скажи, чем они отличаются и как можно превратить утвердительное предложение в вопросительное.

It is a dog.                                 Is it dog?

12. Прочитай эти утвердительные упражнения и сделай из них вопросы. Проверь себя и повтори вопросы за диктором, обращая внимание на интонацию.

  • It is a car.
  • It is a star.
  • It is a park.
  • It is a farm.

13. Попросить обучающихся дома приготовить карточки с транскрипцией звуков. На уроке учитель говорит звук, младшие школьники показываю карточку. Упражнение подходит как  для коллективной работы, так и для работы в парах.

14. Составьте предложение из предложенных слов, прочитай, что у тебя получилось.

have, I, a, dog.

Отдельно хочется отметить работу с деформированными предложениями, когда детям предлагается из отдельных слов составить предложение. Это упражнение относится к разряду тех заданий, которые развивают все три канала восприятия одновременно.

На начальном этапе одним из продуктивных методов является разучивание стихотворений на иностранном языке. Можно встретиться с двумя типами стихотворений. К первому относятся стихотворения, которые можно декламировать, подкрепляя слова мимикой и движениями. К другому типу относятся стихотворения, которые трудно сопровождать действиями. Приступая к разучиванию стихотворения необходимо объяснять его содержание.  Для разучивания стихотворений с обучающимися необходимо учитывать следующую последовательность:

  • произносить вслух каждую смысловую фразу и моделировать выполнение действия, о котором в ней говорится. Обучающиеся слушают и наблюдают. Декламировать смысловую фразу и показывать движение, попросить обучающихся повторить действия, в то время как будет звучать нова фраза;
  •  повторить п.1, на этот раз обучающиеся не только выполняют движения, но и проигрывают вслед за учителем каждую смысловую фразу. На этой ступени можно поправлять обучающихся, просить повторить трудное место ещё раз;
  • декламировать стихотворение с обучающимися хором и выполнять одновременно требуемые действия;
  • установить ритм, отстукивая его карандашом. Прочитать стихотворение, чтобы обучающиеся послушали ритм. Отстукивая ритм, обучающиеся самостоятельно декламируют стихотворение и сопровождают его движениями. Поле этого можно разделить группу на две части и попросить каждую подгруппу произносить слова по очереди;
  • обратитесь к книге, где проиллюстрировано разученное стихотворение. Прочитать его, указывая на каждую строку и побуждать обучающихся, следя по книги, повторять хором после учителя. Затем вместе продекламировать стихотворение по книге.

С целью координации работы всех систем восприятия после работы с определенными единицами чтения учащимся предлагается самостоятельно выполнить различные рисунки, сочинения, проектные работы.

Таким образом, правильно подобранный комплекс упражнений и приёмов их регулярное использование, а также правильное построение урока поможет учителю сделать процесс формирования навыков техники чтения на начальном этапе обучения иностранному языку более эффективным.

Список использованной литературы.

  1. Риторина, А.К. Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка / Начальная школа, 1999 . – №5
  2.  Рогова, Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. – М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Просвещение, 1991. – С. 142.
  3.  Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждении: пособие для учителей и студентов пед. Вузов: 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
  4.  Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждении: пособие для учителей и студентов пед. Вузов: 3-е изд. – М.: Просвещение, 1988.
  5.  Салтовская, Г.М. Приёмы обучения различным видам чтения / Иностранные языки в школе. – 2005. – № 4.
  6.  Сафонова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. - М.: Еврошкола, 2001.
  7.  Селиванова, Н.А Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе / Иностранные языки в школе.  2004.  №4.
  8.  Соловова, Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников / Иностранные языки в школе. – 2007. – № 2.
  9. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – М.: Высшая школа, 2000.
  10.  Филатова, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей; под. ред.– Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С.292.
  11. Феклистов , Г.Е. Проблемы изучения английского языка в школе. – М.: РАО, 2004.