Мои выступления на конференциях. Тема: ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Пивоварова Оксана Николаевна

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_pivovarova_o.n.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В Российском образовании сегодня происходит много изменений и обновлений, как структурных так и содержательных. Одной из задач обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций. Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самоусовершенствования.

Ключевые компетенции рассматриваются как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях.

Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Поэтому современный преподаватель стремится к тому, чтобы обучающиеся были активными, умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося».

Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

В современной педагогической литературе, представляя отличительные особенности активного и интерактивного обучения, ученые указывают следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием. Конечно, и активные методы обучения включают групповые формы обучения и субъект-субъектное взаимодействие, но в процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатора и помощника, коллективное обучение в малых группах становится основной формой организации обучения.

Психологами установлено, что при учебном общении повышается точность восприятия, улучшается память, развиваются свойства личности – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; наблюдательность при восприятии.

Каковы же преимущества интерактивных методик обучения?

Прежде всего, интерактивные методы:

• вызывают интерес к обучению;

• поощряют активное участие каждого обучающегося в учебной деятельности;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многостороннее воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• способствуют формированию собственного мнения и отношения обучающихся;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

В своей преподавательской деятельности использую наиболее важные, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении истории и обществознания:


№ п/п

Интерактивный метод и его краткое описание

Компоненты ключевых компетенций или компетенции

Практическое применение

Продукт

1

Метод проектов

Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.

В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по дисциплине, так и получение новых знаний.

Компетенции:

исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные,  умения и навыки работы в команде и др

Проекты по истории:

«История моей семьи», «Моя малая родина», «История освобождения Сахалина и Курил  от японских захватчиков» и др.

Проекты по обществознанию:

«Религиозные объединения Российской Федерации», «Правонарушения несовершеннолетних: причины и последствия», «Развитие конституционного строя в РФ»

Театральная инсценировка

«Уголовное право»

«Трудовое право» и др.

Реферат, статья, презентация,

 выступление на учебном занятии, конференция «Забытые страницы истории»

Презентация, статья  круглый стол «Правонарушение несовершеннолетних: причины и последствия», круглый стол «Двадцатилетие принятия Конституции РФ»

сценка «Грабеж»

сценка «Центр занятости»

2

Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»).

Суть его заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

Компоненты ключевых компетенций:

умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Кейсы по темам:

  1. «Молодёжь и политика. Взгляды на проблемы преемственности власти»
  2. «Политическая культура»
  3.  «Местное самоуправление».

Доклад  «Участие молодежи в политической жизни государства», круглый стол  в техникуме,  

компьютерная презентация на УЗ

3

Исследовательский метод

В основе этого метода лежит проблемное обучение.

При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения дисциплины, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя.

Компетенции:

умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Практические работы по темам:

1. СССР в 30-е годы.

2. Экономические системы.  

Исследовательская работа по темам:

«Чума XXI века», «Ранние браки», «Проблема отталкивания обществом молодежных субкультур».

 «Развитие молодежной политики в Сахалинской области»

Выполненная практическая работа

Презентация, рефераты, доклады

Исследовательская работа, конференция

Доклад, круглый стол при администрации городского округа

г. Анива

4

Дискуссии

Учебные дискуссии представляют собой форму познавательной деятельности обучающихся, в которой они обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

Компетенции:

коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

Дискуссии по обществознанию: «Социальный конфликт: причины социальных конфликтов и их пути решения», «Особенности молодежной субкультуры, влияние западной культуры на современную культуру России».

Дискуссии по истории:  «Владимир-язычник и Владимир-христианин – два исторических образа», «Перт I – реформатор или зловещая фигура истории?», «Перестройка в СССР шаг вперед или провал назад?»

Выступление на конференциях, рефераты, участие в круглых столах

Выступление,

Урок – суд,

Презентации, сообщения

5

Игровые методики

Игра – вид деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию общественных наук. Использование разных типов игр для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения дисциплин.

Компетенции:

освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Для проверки домашнего задания – игра «Хочу спросить», обучающийся задает любому из группы свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, обучающийся, не давший правильного ответа, выбывает из игры.    

Для проверки нового материала – игра «Перестрелка вопросами».

При изучении нового материала – ролевая игра «Кадровое агентство»,

Закрепление тем по истории «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности» и «Нашествие монголо-татар и немецких и шведских рыцарей» - групповая игра.

Закрепление тем по обществознанию «Экономика как наука и хозяйство», «Социальные нормы» - групповая игра

Видеоролик, на УЗ

Кроссворд, схема, тест на УЗ, декада социально-правовых дисциплин

Кроссворд, творческие задания, плакаты на УЗ,  декада социально-правовых дисциплин

6

Мозговой штурм

 Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить.

стимулирование познавательной активности, формирование творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах, формирование умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Тема по обществознанию «Основные принципы и нормы морали»

Мозговой штурм: Можно ли назвать преступника личностью с точки зрения морали?

Обсуждение, варианты решений, конспект


Рассмотренные выше интерактивные методы были апробированы в ГБПОУ «СПЭТ» в процессе обучения истории и обществознания, и подтвердили, что они способствуют достижению результатов современного образования.

Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.

Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию, «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и др.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях для формирования ключевых компетенций.

Таким образом, использование интерактивных методов помогает выполнить заказ общества, подготовить компетентного специалиста, способного самостоятельно мыслить и принимать решения.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей //Электронное научно техническое издание «Наука и образование» - № 4 – 2011 г. [Электронный ресурс]. http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
  2. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008. с. 3-56.
  3. Интерактивные технологии в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. http://интерактивные технологии метод Модерации ТОГИС
  4. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
  5. Масловская С. В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации – 2011г. [Электронный ресурс]. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#_top
  6. Мультимедиа технологии в образовании // Все для учителей – 2012г. [Электронный ресурс]. http://for-teacher.ru/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html
  7. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс [Электронный ресурс] – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http:// www.iori.hse.ru/tuning/materials/Introduction_Tuning%20 Educational%20Structures.pdf
  8. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.].  Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
  9.  Соколов В. Н. Инновационные технологии в образовании: стимулы и препятствия // Вестник ННГУ. Выпуск 1(6) - 2005 – №6 – [Электронный ресурс]. http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990199_West_innov_2005_1(6)/25.pdf
  10.  Трошкина Т. Н. Интерактивные технологии в образовании // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» - 2012 г. [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/417553/
  11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm
  13. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm  
  14.  Шишминцева А. П., Суртаева Ю. Н. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе // Вестник ТГПУ – № 8 - 2012г. [Электронный ресурс]. http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/shishmintceva_a._p._97__98_8_123_2012.pdf