Г.Ю. Троицкая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА

Троицкая Галина Юрьевна

В статье рассмотрены особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла и даны рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Г.Ю. Троицкая

Аспирант кафедры психологии СПбАППО,                                                 педагог психолог ГБОУ СОШ «Тутти»,Санкт-Петербург

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА                                   В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ                      ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов  предполагает модернизацию системы управления школой, при которой   важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, как необходимого условия для реализации способностей, формирования и развития познавательной и творческой активности     [3].

Особенно актуальна такая модернизация, когда речь идет об обучении и воспитании детей и подростков, обладающих ярко выраженными музыкальными  способностями, поскольку они часто оказываются  неприспособленными к «обыкновенной» школьной  жизни:  испытывают трудности в оценке поступков и поведения других людей, оказываются наивными, зависимыми и неподготовленными к трудностям повседневного бытия [1].

Одной из весьма эффективных моделей  образовательной среды, в которой способный ребенок будет чувствовать себя комфортно, которая не будет тормозить развитие его таланта, а, напротив, будет способствовать этому развитию является общеобразовательная школа, в которой  предметы музыкального цикла гармонично включены в структуру образовательного процесса, то есть школа с углубленным изучением данных предметов.  Именно в такой школе, при условии небольшой наполняемости классов (12-14 человек), возможно осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а также обеспечить своевременную психолого-педагогическую поддержку обучающихся, которая и является ключевым условием для создания здоровьесберегающей среды и, в конечном итоге, для развития творческого потенциала обучающихся [3].

Многолетние наблюдения за детьми и подростками, обучающимися в образовательных организациях с углубленным изучением предметов музыкального цикла, позволили предположить, что данная категория обучающихся обладает определенными психологическими особенностями. С одной стороны, это связано с тем, что при поступлении в школы данного вида, обучающиеся проходят отбор по наличию специальных (музыкальных) способностей. С другой стороны, сам процесс обучения в условиях школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла накладывает отпечаток на развитие личности обучающихся и  обусловливает формирование  у них определенных психологических особенностей[3].

Одной из таких особенностей является повышенная школьная тревожность, уровень которой значимо выше у обучающихся в образовательных организациях с углубленным изучением музыки, чем у обучающихся в массовых школах [3, 4].

Среди причин повышения школьной тревожности обучающихся в образовательных организациях с углубленным изучением музыкальных предметов и обладающих яркими музыкальными способностями, можно выделить следующие:

- учебные перегрузки, вызванные необходимостью многочасовых регулярных занятий на музыкальном инструменте;

- неадекватные ожидания со стороны родителей, которые зачастую чрезмерно ориентированы на достижение ребенком высоких результатов во всех областях его деятельности, не считаясь с его индивидуальными особенностями, склонностями и физиологическими возможностями его организма;

-  неблагоприятные отношения с педагогами, вызванные, прежде всего, тем, что талантливый ребенок, зачастую является «неудобным» для педагога, проявляя  повышенную эмоциональность,  рассеянность и мечтательность;  

- трудности в отношениях с одноклассниками, вследствие погруженности музыкантов в себя и некоторой обособленности от сверстников [3].

Практика психологической работы с детьми и подростками в условиях школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла  показала, что при отсутствии профессиональной психолого-педагогической поддержки, в условиях повышенной тревожности, постоянного эмоционального напряжения, неадекватной учебной нагрузки, неконструктивного стиля родительского воспитания, наступает частичная или полная дезадаптация, ведущая, в свою очередь, к депрессии, эмоциональному истощению, повышенной агрессивности, отказу идти в школу, уходу в аддиктивное поведение.

 Всесторонний анализ психологических особенностей обучающихся в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла, особенностей образовательного процесса в подобных организациях, позволил определить основные принципы, которых следует придерживаться при составлении программ психолого-педагогического сопровождения  обучающихся и других участников образовательного процесса (родителей, педагогов, администрации) в образовательных организациях с углубленным изучением предметов музыкального цикла:

  1. индивидуальный подход к каждому ребенку, корректировка учебной нагрузки с учетом психологических и физиологических особенностей, создание условий для гармоничного развития личности;
  2. повышение психологической компетентности педагогов общеобразовательного цикла по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми;
  3. тесное сотрудничество педагога-психолога с педагогами, осуществляющими индивидуальные занятия с детьми;
  4. использование потенциала семьи для создания благоприятных условий развития талантов, повышение психологической компетентности родителей.

Список литературы:

  1. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 312 стр.
  2. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. - М., 1924.
  3. Троицкая Г.Ю. Особенности школьной адаптации музыкально одаренных детей / Г.Ю.Троицкая// «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во «Гамма», 2013, с. 286-292.