К вопросу об: Методическом сопровождении педагогов дошкольных организаций в процессе подготовки к профессиональным конкурсам

Стуглева Людмила Викторовна

Рассмотрение вопроса методического сопровождения педагогов дошкольных организаций в процессе подготовки к профессиональным конкурсам

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу об: Методическом сопровождении педагогов дошкольных организаций в процессе подготовки к профессиональным конкурсам

На сегодняшний день в нашем образовании происходят глубокие изменения и стремительные перемены. На смену прежнему стилю работы приходит новый стиль работы и одним из показателей профессиональной компетентности педагогов является его способность к самообразованию. Самообразование педагога возможно достичь разными методами: чтение новинок методической литературы, участие в семинарах и конкурсах, проведении открытых мероприятий.

Рассмотрим один из видов повышения профессиональной компетенции – участие в конкурсах. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и региональном уровне.

Проанализировав ситуацию по уровням и Положениям конкурсы педагогических достижений любого уровня должны решать целый комплекс задач: выявлять и распространять эффективный педагогический опыт; создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; помогают выявлять талантливых, творчески работающих педагогических работников; повышать престиж педагогического труда и публично признавать вклад педагогических работников в развитие системы образования; совершенствовать механизмы оценки педагогического труда; привлекать внимание общественности к позитивному педагогическому опыту; стимулирование творческой и инновационной деятельности педагогов; знание и внедрение в образовательный процесс Профессионального Стандарта.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Какие цели преследует инновационная деятельность педагогов в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Способность коллектива к трансформации традиционного образовательного процесса в новое более прогрессивное состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей участников образовательного процесса: педагоги, дети, родители

Главные составляющие инновационной деятельности в ДОУ

  • Образовательная программа
  • Проектная деятельность
  • Участие в конкурсах, повышение компетентности
  • Платные образовательные услуги
  • Программа развития ДОУ

Анализ массовой практики показывает, что повышение профессиональной компетентности педагога чаще всего осуществляется посредством самообразования, т.е. актуализации образовательных потребностей, постановки цели, задач и последовательного приближения к этой цели через определенные действия. Профессиональное развитие осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Это осознанное, обязательно добровольное участие педагога в мероприятиях, организованных образовательным учреждением, выраженное в различных формах (корпоративное обучение, исследовательская деятельность, участие в инновационной деятельности дошкольной образовательной организации, трансляция опыта на семинарах, мастер-классах) и за счет использования потенциала внешних источников (повышение квалификации, обобщение и распространение опыта, конкурсы педагогического мастерства и пр.). Особую нишу в процессе самообразования занимают профессиональные конкурсы для педагогов.

Анализ опыта работы в ДОУ  позволяет выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемых в работе с педагогами ОУ:

  • смотры-конкурсы предметно-развивающей среды,
  • конкурсы методических, учебно-методических материалов,
  • конкурсы профессионального мастерства,
  • конкурсы с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ОУ.

Основные факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

  • Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей
  • Желание приобрести определенный профессиональный статус
  • Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

Инновационная деятельность педагогов и участие в конкурсах оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования, рассмотрим положительные стороны:

Положительные стороны:

«+»РАЗВИТИЕ: творческого потенциала и способностей, компетенций педагогов, активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, профессионального общения

«+»СОЗДАНИЕ: благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов, пространства активного педагогического общения

«+»ВОЗМОЖНОСТЬ - заявить о социально значимых идеях, внедрение новых педагогических технологий, внедрить в образовательный процесс передовой опыт

«+»СТРЕМЛЕНИЕ - к самосовершенствованию, к самопознанию, к самоактуализации.

Несмотря на позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что есть и отрицательные стороны и проблемы:

Отрицательные стороны:

«-» проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

«-» стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

«-» усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Основные признаки инновационной деятельности педагога в повышении профессионализма:

  • Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах;
  • Открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления
  • Культурно-эстетическая развитость и образованность
  • Готовность совершенствовать свою деятельность
  • Развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности)

Примеры конкурсов в Санкт-Петербурге

  • I Всероссийский конкурс педагогического мастерства с международным участием «К вершинам профессионального успеха – 2015/2016», организатор Петербургский культурно-образовательный центр. http://anichkov.edu.ru/mezhdunarodnyj-konkurs-pedagogicheskogo-masterstva-k-vershinam-professionalnogo-uspekhaq
  •   Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия», организатор Комитет по образованию, http://www.k-obr.spb.ru/olimp_konkurs/
  • Портал системы образования Выборгского района, http://sisobraz.shko.la/imc/pedagogiceskie-konkursy
  • Городской конкурс инновационных продуктов, организатор Инфовационо-методический центр, http://imc-peterhof.edu.ru/konkurs_innov_2015.htm

Для помощи педагогов при выборе конкурса было бы целесообразно разработать методическое пособие в бумажном и электронном носителе, к котором указывались названия и сайты конкурсов, условия участия с примерами, которое позволит показать в каких конкурсах участвовать в зависимости от опыта работы педагогов.

Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов.