МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МДК 04.01 «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» НА ТЕМУ «САМОМЕНЕДЖМЕНТ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ № 072501 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)

Солодина Елена Александровна
Внедрение в учебный процесс ФГОС третьего поколения среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускника. Следовательно, ключевым понятием современного образования является понятие компетенции, а формирование компетенций – одна из основных задач профессионального обучения. Формирование общих и профессиональных компетенций зависит от применения в учебном процессе различных современных технологий. Представленная методическая разработка может быть использована для изучения специальных дисциплин. Автором предлагается пример деловой игры при проведении практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Александровна Солодина, преподаватель

специальных дисциплин ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Ковылкинский аграрно-строительный колледж»,

г. Ковылкино, Республика Мордовия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МДК 04.01 «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» НА ТЕМУ «САМОМЕНЕДЖМЕНТ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ № 072501 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)

Внедрение в учебный процесс ФГОС третьего поколения среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания  образования «от результата», и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускника. Следовательно, ключевым понятием современного образования является понятие компетенции, а формирование компетенций – одна из основных задач профессионального обучения. Формирование общих и профессиональных компетенций зависит от применения в учебном процессе различных современных технологий. Представленная методическая разработка может быть использована для изучения специальных дисциплин. Автором предлагается пример деловой игры при проведении практических занятий.  

Цели методической разработки:

- представить один из возможных вариантов проведения занятия в деятельностной форме проведения – «Деловая игра»

- показать возможности использования элементов инновационных педагогических технологий и современных подходов к организации учебного занятия:

1. личностно-ориентированный подход;

2. сущностный подход;

3. операционно-деятельностный подход;

4. профессионально ориентированный (компетентностный) подход;

5. креативно-развивающий подход.

Планируемые результаты занятия:

- осознать свою личную и социальную значимость;

- умение работать в команде;

- проявлять новаторство;

- развивать творческие способности, проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений;

- повышение культурно-эстетического развития и образованности.

Оснащение урока:

- персональный компьютер,

-медиапроектор,

-электронные презентации PowerPoint,  

-карточки с названиями фирм,

-карточки с заданиями;

-жетоны для голосования,

-коробочки для жетонов,

- макеты, плакаты и картины,

- рабочее место преподавателя,

- рабочие места обучающихся.

Тема занятия: «Самоменеджмент»

Цели занятия:

Образовательные:

- систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета;

- формирование практических компетенций;

- формирование способности работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

Развивающие:

  • развитие речи, творческого мышления обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание у  обучающихся качеств менеджера;

- приобретение опыта адекватного поведения в обществе;

- расширение кругозора и познавательной активности обучения.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Вид занятия:практическое занятие в форме деловой игры

Формируемые компетенции (их части):

общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии , проявлять к ней устойчивый  интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач , оценивать  их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы , оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях..

ОК 4

Осуществлять поиск ,анализ и оценку информации , необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение , эффективно общаться с коллегами , руководством , потребителями.

ОК 7

Ставить цели , мотивировать деятельность подчиненных , организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.  

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития , заниматься самообразованием ,осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности.

профессиональные компетенции

ПК 4.1.

 Составлять конкретные задания  для реализации дизайн-проекта.

ПК 4.2.

Планировать собственную деятельность.

ПК 4.3.

Контролировать сроки и качество выполненных заданий.

Обеспечение занятия:

Основная литература

1. Грибов В.Д. Менеджмент, учебное пособие. М., КНОРУС , 2008 год.

Дополнительная литература

  1. Драчева Е.Л.  Менеджмент , учебное пособие – М., Академия , 2009 год.
  2. ГлызинаМ.П. , Дубова Л.И .,Иванова Е.А.   Современный менеджмент  , учебное пособие - Ростов-на-Дону , «Феникс» , 2009 год.

Этапы занятия:

1. Организационный момент, мотивация

2. Введение в тему занятия

3. Основная часть занятия  

4. Рефлексия

5. Домашнеезадание

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

(мин)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

Ожидаемый результат

Организационный

момент,мотивация

(1мин)

Приветствие, выявление

отсутствующих

Слушают преподавателя

Готовность к совместной

деятельности

Введение

в тему занятия

(4 мин)

Постановка целей. Объяснение правил и условий деловой игры

Слушают преподавателя, принимают цели, высказываются

Готовность к восприятию

целей и правил игры

Основная часть занятия  (35мин)

Организует работу

участников деловой

игры

Выступления участников деловой

игры.

Самореализация

Рефлексия(4 мин)

Подведение итогов        деловой игры

Дают оценку собственной деятельности в процессе игры

Развитие у студентов

способности к адекватной самооценке

Домашнеезадание

(1мин)

Задание для самостоятельной домашней работы

Слушают и записывают

Саморазвитие

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Деловая игра (бизнес-клуб «В мире фирм»)

на тему: «Самоменеджмент»

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему занятия.

Преподаватель: Сегодня мы проводим практическое занятие в форме деловой игры по теме «Самоменеджмент».

Цели занятия:

Образовательные:

- систематизация учебного материала;

- формирование практических компетенций;

- формирование способности работать с новой информацией по теме

Развивающие:

  • развитие речи, творческого мышления обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание у  обучающихся качеств менеджера;

- приобретение опыта адекватного поведения в обществе;

- расширение кругозора и познавательной активности обучения.

Вам было дано домашнее задание: создать 3 команды из 5 студентов, которые будут выступать в роли менеджеров дизайнерских фирм, выбрать директора фирмы, подготовить презентацию о работе фирмы, а также использовать наглядные пособия для конкурсных испытаний. Команды подготовлены. Я буду выступать в роли ведущей деловой игры. Журналист будет комментировать ход игры. Зрители необходимы для оценивания выступления каждой команды.

  1. Основная часть занятия – деловая игра.

Ведущий:

     Добрый день, уважаемые директора, менеджеры фирм и гости! Мы очень рады вас видеть сегодня в нашем бизнес – клубе «В мире фирм». Работа бизнес – клуба заключается в том, чтобы выбрать наиболее лучшую фирму, среди присутствующих здесь. В качестве жюри сегодня будут выступать зрители. Сегодня в наш бизнес – клуб «В мире фирм» приглашены представители управленческого персонала трех дизайнерских фирм. Среди них фирма «РЕСПЕКТ ХАУС», фирма «Slon», фирма «ЛэндКомпани».

Задача зрителей внимательно просмотреть все выступления фирм и выбрать лучшую из них на ваш взгляд. Среди критериев, по которым вы делаете свой выбор:

  1. Коммуникативные способности
  2. Творческий подход
  3. Компетенция в области управления

    Работа нашего бизнес – клуба начнется с презентаций фирм.

(Фирмы по очереди показывают свои презентации)

А теперь проведем пресс – конференцию, на которую приглашаются директора фирм. Прошу вас пройти за отдельный столик.К нам на встречу пришел журналист, который возьмет у вас интервью.

Итак, представляю вам известного журналиста в области дизайна.

Вопросы для проведения интервью.

(задаются каждому директору все вопросы, отвечают по очереди)

  1. Какого стиля руководства вы придерживаетесь в своей работе?
  2. Как я вижу, Вы – молодой руководитель. Есть ли у Вас собственные убеждения и правила поведения при работе с коллективом.
  3. Любой коллектив является сложным сочетанием разнонаправленных мыслей и действий. Бывают ли конфликтные ситуации в вашей фирме. И как вы их разрешаете?

Ведущий

   Большое спасибо всем директорам фирм, прошу вас занять свои места.

   В основе любого бизнеса лежит какая–нибудь предпринимательская идея. Без нее фирмы существовать не могут. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. Уважаемые представители фирм представьте себе, что у вас возникла одна из безумных идей. Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам большую прибыль или только одни убытки.

(менеджер каждой фирмы вытягивает карточку с идеей, время на обдумывание 5 минут)

Варианты безумных идей.

  1. Вы изобрели съедобную посуду, предназначенную для лентяев. Не хочешь мыть посуду – съешь тарелку. Попробуйте экономически доказать, что, если бы вы занялись этим, то доходы были бы огромны.
  2. Один владелец кинотеатра установил цены на билеты соответственно весу зрителя. Взвешиваются на весах возле кассы. Особенно радуются этому дети, которые платят вдвое меньше, чем раньше. Докажите, что владелец кинотеатра вскоре обанкротится.
  3. Вы изобрели новый телевизор, который передает не только изображение и звук, но и запах. Проанализируйте данную идею и докажите ее убыточность.

(Студенты по очереди предлагают доказательство успешности или убыточности применения идей)

Пока участники команд готовятся ответить на задания, журналист работает со зрителями.

Журналист. Сегодня зрители у нас выступают в качестве жюри. Я хотел бы задать несколько интересующих меня вопросов.

Вопросы.

- Что такое менеджмент?

- Кто такой менеджер?

- Назовите необходимые качества менеджера для успешного управления.

 - Назовите известных Вам теоретиков менеджмента.

- Из чего складывается имидж делового человека?

И последнее испытание, которое мы приготовили для вас – это инсценировать ситуацию (представители фирм вытягивают карточку с ситуацией).

  1. Найм на работу
  2. Реклама услуги
  3. Совещание

Итак, фирмы успешно прошли все предложенные испытания.

Сейчас начинается работа зрителей. Оцените наши фирмы и выберите ту, которая вам понравилась больше. Если у вас есть сомнения, вы можете сейчас задать фирмам свои вопросы.

(Зрители задают вопросы)

Прошу всех зрителей проголосовать за понравившуюся фирму. Голосование будет проходить следующим образом: вам сейчас раздадут жетончики, которые вы должны опустить в коробочку с названием фирмы. Напоминаю критерии выбора:

- Коммуникативные способности

- Творческий подход

  1. Компетенция в области управления

Подведение итогов. Вручение диплома

4. Рефлексия – высказать личное мнение об участии в процессе игры.

5. Домашнее задание - повторение пройденного материала по теме «Самоменеджмент»

Преподаватель.Сегодня мы с вами обобщили и закрепили знания по менеджменту. Вы смогли эти знания применить на практике, попробовать на себе роли менеджеров, подчиненных, руководителей. Я думаю, что эти знания помогут вам в будущей профессии.

     Спасибо за работу.

Список использованных источников

1 Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2010 г. N 878) //ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99363/#ixzz3QMryorGR.

2 Рабочая программа ПМ 04 Организация работы коллектива исполнителей по специальности 072501 «Дизайн (по отраслям)».

3 Календарно-тематический план ПМ 04 Организация работы коллектива исполнителей по специальности 072501  «Дизайн (по отраслям)»

4 Веснин В.Р.  Основы менеджмента:  учебник.- М., «Проспект», 2012.

5 Вачугов  Д.Д. Практикум по менеджменту. -М., «Высшая школа», 2013.

6 ГлызинаМ.П., Дубова Л.И., Иванова Е.А.   Современный менеджмент: учебное пособие.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011.

7 Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие.- М., КНОРУС , 2013.

8 Драчева Е.Л.  Менеджмент: учебное пособие.- М., Академия, 2012.

9 КибановА.Я. Управление персоналом. -М., КНОРУС,2009.

10 Попова А.А. Менеджмент. Практикум. - М., Феникс, 2013.