Коррекционная работа с детьми школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Сухарникова Ксения Владимировна

 Статья "Коррекционная работа с детьми школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивность написана для педагогов, работающих в коррекционных школах. В этой статье написаны основные принципы работы с детьми с СДВГ, упражнения, которые можно использовать при работе с такими детьми, рекомендации родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивность.

            Все особенности ребенка с СДВГ связаны с его центральной нервной системой. Это не невоспитанный ребенок, а ребенок с особым развитием и страдает от особенностей своего поведения не меньше, чем окружающие его люди. Это нужно помнить при работе с такими детьми.

           Целью коррекционной работы с детьми с СДВГ является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Первый принцип работы с детьми с СДВГ - это принцип комплексности. Помощь ребенку с данными нарушениями должна носить комплексный характер. Обязательно с ребенком должен работать  врач - невролог, он назначает медикаментозное лечение. Педагоги сами не имеют ни профессионального, ни морального права советовать родителям какие-либо лекарственные препараты. Помимо врача - невролога в работе участвует психолог (это может быть школьный психолог, дошкольный психолог), педагог, который контактирует с детьми и, обязательно, родители.

           Если работа с ребенком за пределами дома носит положительный результат, то дома этот результат должен подкрепляться. И если не будет контакта с родителями, то вся работа будет напрасной.

Второй принцип работы говори о том, что меры педагогического воздействия на ребенка с СДВГ должны быть систематическими. Что бы коррекционная работа имела успех, она должна быть постоянной и систематической. В такую работу детей нужно включать поэтапно. Если с ребенком нет тесного, близкого, теплого контакта, то вряд ли коррекционная работа будет успешной, у ребенка будет низкая мотивация для взаимодействия со взрослым. Любая коррекционная работа начинается с установления контакта с ребенком. Ребенок должен сначала включиться в индивидуальную работу, а уже затем в групповую. Групповая работа с детьми с СДВГ очень важна: ребенок будет учиться ждать своей очереди, будет учиться взаимодействовать с другими детьми и т.д.

           Еще одна важная вещь в коррекционной работе - это необходимость выявления доминирующего симптома и построение коррекционной работы в соответствии  с этим. Есть дети с дефицитом внимания, есть дети с гиперактивностью. У детей эти два симптома могут быть выражены одинаково и имеют смешанный характер. При работе с такими детьми необходимо выявить, какое нарушение у ребенка преобладает.

           Последний принцип организации коррекционной работы - это отбор и адаптация методик обучения и воспитания в соответствии с потребностями каждого ребенка. Педагог или воспитатель должен подобрать для каждого ребенка такую методику, которая будет помогать и педагогу и ребенку.

Коррекционная работа со школьниками с СДВГ подразумевает четыре блока.

           Первый блок - это формирование у учащихся мотивационной обусловленности обучения.

           Второй блок - это развитие познавательной сферы ребенка, значимой для освоения учебного материала.

           Третий блок - это постепенный переход учеников к саморегуляции своей деятельности и к самоконтролю.

           Четвертый блок - это снижение уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижение уровня школьной тревожности. То есть работа с эмоционально-волевой сферой.

           Для того, что бы повысить учебную мотивацию у ребенка с СДВГ необходима прежде всего смена видов деятельности на уроках и занятиях. Можно использовать приемы творческой деятельности в процессе обучения и воспитания детей с СДВГ, задания, имеющие творческий характер. При работе с детьми с СДВГ для повышения учебной мотивации так же можно предоставить ребенку возможность выбора формы домашнего задания. Ученикам среднего и старшего звена можно предложить создать пособие (карточки, плакаты для более младших школьников). Можно использовать метод составления текстов диктантов самими учениками, или, как вариант, составление вопросов для одноклассников по пройденному материалу.  Очень продуктивно дл повышения мотивации к обучению и воспитанию детей с СДВГ применяется система поощрений и наказаний, а так же можно разработать систему жетонов.

            Для развития познавательной сферы у детей с СДВГ используют множество упражнений. Например упражнение "Каналы восприятия". Целью этого упражнения является различных видов восприятия, интеграция различных видов информации. Педагог подготавливает список слов, напечатанных на карточках. Ребенку предлагается прочитать слова по слогам вслух. Пока ребенок читает слово,  у него активируются все каналы восприятия. Например, ребенок читает слово "крокодил". Педагог просит ребенка рассказать, что он видит в этот момент (животное, зеленое и т.д.), что он слышит в этот момент (плеск воды и т.д.), что он чувствует в этот момент (страх и т.д.).  И так с каждым словом. После этого ребенок прописывает это слово в воздухе с проговариванием и записывает слово в тетрадь. Обязательно выполняется проверка правильности написания слова. Это упражнение развивает познавательную сферу, саморегуляцию и контроль.

           Так же для развития познавательной сферы можно использовать карточки - алгоритмы для визуальной поддержки учащихся с СДВГ при выполнении заданий. На таких карточках нарисовано что и в какой последовательности нужно делать. Например, поочередное рисование по клеточкам.

           Для развития познавательной деятельности используют упражнение "Корректурная проба". Целью этого упражнения является развитие устойчивости внимания, переключение внимания, умение выполнять инструкцию взрослого. Ребенку дается текст и предлагается, например, зачеркнуть все буквы "А", подчеркнуть буквы "Б".  Это упражнение не только развивает познавательную деятельность, а так же способствует усидчивости и развитию внимания.

           Когда ребенок будет готов, можно постепенно передавать ребенку функцию учителя для того, что бы повышался уровень самостоятельности ребенка. Со стороны педагога идет снижение уровня "опеки", но не полностью. За ребенком идет ненавязчивый, мягкий контроль, используются дополнительные рекомендации.  

           Обязательно у учащихся с СДВГ должно формироваться чувство уверенности в своих силах, в себе ("Рецепт успеха"). Ребенку приятно, когда его хвалят. Для ребенка с СДВГ можно даже сделать копилочку достижений, куда ребенок будет складывать написанные достижения. Очень важно обучение детей поиску и осмыслению эффективных стратегий деятельности в конкретных действиях. Ребенок может сам найти путь решения какой-либо задачи. Важно, чтоб он рассказал об этом.

           Работа с эмоциями. Для детей  СДВГ очень важно чувствовать эмоциональную поддержку. Для снижения чувства тревожности педагог может попросить детей в группе или в классе рассказать, например, что интересного у них произошло (диалог педагога с классом). Можно проводить занятия в игровой форме, но обязательно без элементов явно выраженной соревновательности. Детям с СДВГ очень сложно участвовать в тех видах спорта, играх, где есть элементы соревнований. Им нужны более спокойные занятия.

           В коррекционной работе с детьми с СДВГ  должны быть включены обязательно упражнения на снятие мышечных зажимов, дыхательные техники, специальные упражнения, например, попросить ребенка изобразить, что он сначала стойкий оловянный солдатик, а потом тряпичная кукла. Подобные упражнения можно включать  при планировании урока или занятия. Для нормализации эмоционального состояния учащихся используют повторяющиеся из занятия в занятие виды деятельности. В случае необходимости, если возникают проблемы с эмоциями, работу с ребенком выносят за пределы учебного процесса, и она имеет индивидуальное коррекционно-развивающее направление.

           Таким образом при организации учебного процесса с детьми с СДВГ необходимы: смена видов деятельности, реализация двигательной потребности ребенка, снижение требований к аккуратности на  первых этапах обучения. Инструкции педагога должны быть четкими и немногосложными, при работе с ребенком нужно избегать категоричных запретов и при необходимости - индивидуальная работа. По возможности ребенок с СДВГ должен сидеть на первой парте, должны соблюдаться четкие временные интервалы. У педагога с ребенком должна быть моментальная обратная связь. Ребенка с СДВГ должны обучать навыкам планирования своей деятельности.

           Первостепенная задача специалиста, работающего с семьей ребенка с СДВГ - информировать всех членов семьи об особенностях данного нарушения. Необходимо разработать систему поощрений , которой будут придерживаться все члены семьи. Поощрения эти могут быть как одномоментные (похвала, одобрение, сладости, деньги), так и кумулятивные (система жетонов).

           Все взрослые в семье должны договориться между собой и выработать единодушный подход к воспитанию. Если этого не сделать, ребенок будет проверять взрослых на "прочность". На семейном совете должны быть составлены семейные правила, тут крайне важна последовательность реализации принятых семейных правил (например распределение обязанностей в кругу семьи).

           Вследствие имеющихся  у детей с СДВГ нарушений в блоке программирования, регуляции и контроля необходимо контролировать их действия гораздо дольше, чем в случае с другими детьми. Родителям ребенка с СДВГ необходимо уметь владеть собственными эмоциями и чувствами и обучать ребенка способам совладания с гневом.  При введении запрета нужно предоставить ребенку выбор, но в четко ограниченных рамках. Например, если ребенок сел играть в телефон, а семье нужно куда-то уходить, можно разрешить ребенку поиграть, но не долго, минутки 2-5. Нельзя просто отобрать телефон.  А еще очень важно соблюдать режим дня, важно, чтоб ребенок  с СДВГ жил в четкой структуре.  

Список литературы.

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Издательство института психотерапии, 2001г. - 45с.

2. Горячева Л., Кругляк Л. Гиперактивный ребенок- это навсегда? М.: ИГ "Весь", 2014.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. 2000г.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. М.: Речь, 2005г. - 190с.

5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.  СПб.: Речь, 2007г. - 186с.

6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.  М.: ТЦ Сфера, 2002г. - 129с.