ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Ланина Екатерина Сергеевна

Социальная роль современного педагога в обществе, тенденция ее повышения. Характеристика профессии педагога: условия, ценностные ориентации, предмет, средства труда, психофизиологические требования к субъекту педагогического труда. Профессиональное соответствие педагога: мотивационно-ценностное отношение к профессии, гражданская позиция, гуманистическое мировоззрение, педагогическое мышление, креативность, педагогический оптимизм, профессиональная и общая культура. Знание и выполнение "Декларации прав человека", "Конвенции о правах ребенка". Коммуникативная культура педагога. Сочетание косвенного и прямого воздействия на субъект образовательного процесса.Характеристика функций и сфер деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогические способности и мастерство. Система подготовки кадров для дошкольных учреждений. Профессиограмма, психограмма, квалификационная характеристика как ориентиры профессиональной подготовки специалиста. Непрерывность педагогического образования. Самовоспитание и самообразование педагога. Методическая работа в дошкольном учреждении как фактор повышения квалификации педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_-_professiya_-_lichnost.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Педагог, где бы он ни трудился - является представителем одной из самых социально значимых человеческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога. Они, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Однако чтобы по-настоящему содействовать прогрессивному развитию общества педагоги, как и образовательная система, в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек — Человек». Согласно Ё.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хороший самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей.

Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом, например, во многих странах мира, не исключая и нашу, наблюдается всплеск насилия, терроризма, экстремизма. Эта проблема постоянно муссируется в средствах массовой информации, рассматривается на государственном уровне и т.д. Но не грубая сила и попрание прав человека, а ростки гуманизма символом которого стала всемирно известная мать Тереза, - вот основа прогресса общества. И именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вере исповедания должно строиться сегодняшнее воспитание. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, семья, коллеги и др.).

Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Десятилетие назад известный социолог И.В. Бестужев-Лада назвал детские сады «камерами хранения», подчеркнув тем самым, что они годятся лишь для присмотра за детьми. Сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях — одна из важных для общества, но не единственная, школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка к школе. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы педагог изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания, чтобы их дочери и сыновья получали широкое образование, выходящее за рамки традиционного (иностранные языки, спортивные занятия, приобщение к искусству и т.д.). Не менее остро стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать

в семейном воспитаний. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям педагог должен постоянно пополнять знания  общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действиями.

Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагога. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что одновременно отмечается и недооценка педагогического труда со стороны общества.

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.

Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения. В ней можно выделить следующие компоненты; предмет способы осуществления результат. От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит ее успех. Они существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального поколения Согласно данным социологических исследований, у современных студентов педагогических колледжей и вузов мотивы выбора профессии часто бывают недостаточно осознанными. Порой молодой человек не представляет главной цели будущей профессии, перспектив последней. Однако за годы обучения происходит перестройка мотивов, первоначально побудивших юношу или девушку к выбору профессии. Студенты проникаются значимостью педагогической профессии, осваивают ее содержание, технологию. Профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к самосовершенствованию, к самоактуализации в интересах будущих воспитанников, Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н. Леонтьев). Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности Например, цель воспитания - разностороннее развитие ребенка - у многих воспитателей дошкольных уч. конкретизируется как полноценная подготовка к школе, укрепление здоровья, формирование творческих способностей Согласно теории Леонтьева,  главное, что  отличает одну деятельность  от другой,  - это  предмет,  на который она направлена.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта - труда. В любой деятельности есть субъект (тот, кто её выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ученик) Объект педагогического воздействия - материал, уникальный по своей ценности. Это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении. Характер этих изменений во многом определяется позицией педагога, если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом. В таком случае педагогическая деятельность из субьектно - объектной превращается в субъектно - субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Во многих видах деятельности недобросовестно, некачественно выполненную работу можно переделать. В воспитании брак, допущенный педагогом, имеет необратимые последствия. Поэтому учитывая хрупкость и ранимость детского организма, большую впечатлительность ребенка, педагог избегает небрежности, грубости, резкости в общении с воспитанниками. Если утром ребенка невзначай обидели, а вечером приласкали, след от обиды не исчезнет. То, что малыш недополучил в своем развитии сегодня (мало играл, потому что полдня заняли репетиции к предстоящему утреннику, или др.), нельзя компенсировать в будущем.

Психологические исследования ряда ученых (О.С. Газ-лан, В. А. Петровский и др.) свидетельствуют о большой роли механизма неосознаваемого ребенком «заражения» чертами педагога, заимствования воспитанником особенностей поведения, манер воспитателя. В зависимости от типа личностных качеств педагога у детей проявляются особенности мышления (гибкость или, напротив, инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам), формируется предпочтительное отношение к одним или другим областям знаний и т.д.

Основные «орудия педагогического труда» - голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты. Так называемая педагогическая техника - это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Немаловажна культура речи - хорошее владение словом, четкая дикция, интонационное разнообразие для выражения чувств, отношений. Педагогическая техника выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочию наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагоги, осуществляющие профессиональное образование, могут никогда не увидеть, какого специалиста они подготовили, поскольку мастерство, основы которого были заложены в колледже, вузе, раскроется со временем. Воспитатель дошкольного учреждения не узнает, во что вылились его старания. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что невозможно определить меру вклада в развитие ребенка какого-либо конкретного лица. В процессе воспитания и обучения задействованы многие лица. Потому современный педагог должен проникнуться мыслью, что воспитание ребенка — коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых. Инициатор такого единения - педагог как лицо, профессионально подготовленное к образовательной работе.

Любое  воздействие  педагога должно  быть  целенаправленным,  вызывающим ту  или  иную  деятельность (мыслительную, практическую), придающим ей позитивный характер.

Педагогическое  творчество  -  непременное условие  современного  педагогического  процесса,  центральной фигурой, которой стал ребенок (а не абстрактные дети, как это было в течение десятилетий). Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения. Значит, современный педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески преобразовывать их. Профессиональные функции педагога: 1 .создание педагогических условий для успешного воспитания детей; 2. обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

Осуществление воспитательно - образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно - методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов.

В интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе.

Современным, повышенным в ходе демократизации общественной жизни требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет багаж своей общекультурной и профессиональной подготовки. В связи с этим обязательно еще одно направление профессиональной деятельности педагога - самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения литературы (специальной, художественной), посещения музеев и т.п. до участия в конференциях, выставках, конкурсах и др. Цель самообразования - поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства (Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям (нововведениям) в области образования. Многие педагоги включаются в экспериментальную работу.  В последние годы отчетливо проявляется тенденция к обновлению, обогащению воспитательно - образовательной работы дошкольных учреждений. Это делает профессионально необходимым еще одно направление в деятельности педагога - участие в опытной, исследовательской работе. Тут уместно вспомнить слова В.А. Сухомлинского о близости и родстве творческого педагогического труда и научного исследования в силу того, что педагог анализирует факты и, опираясь на этот анализ, прогнозирует дальнейшую работу, что профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций). Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги.

Профессиограмма - это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.

Содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой - реализация функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.

Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность. Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним. «Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога, - «любите ребенка!» - такую заповедь профессиональной деятельности предложил усвоить студентам, будущим педагогам, Ш.А. Амонашвили. Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность в наибольшей степени важны для современного педагога. От него требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность и многое другое одна из особенностей труда педагога, работающего с детьми первых лет жизни, состоит в большой нагрузке на его психофизиологический аппарат. Поэтому к профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость,  уравновешенность.

Педагогу важно развивать у себя способность к пониманию внутреннего мира воспитанника, умение «влезть в шкурку ребенка» (образное и удивительно меткое выражение Н.К. Крупской). Психологи это качество называют - эмпатией (постижение эмоциональных состояний) другого человека в форме сопереживания, сочувствия) У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие изменения в поведении малыша, который еще не может высказывать словами свои желания, чувства. Педагогический такт (от лат. tactus - прикосновение ощущение) означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; иронией и юмором без насмешливости; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заискивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздражительности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость.

Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть, перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние. Зоркий педагог не прервет взволнованное высказывание ребенка репликами типа «Понятно, все ясно!», поймет мотив детского вопроса «Вы боитесь темноты (грозы, прививки и т.д.)?» как крик о помощи, об эмоциональной поддержке. Напротив, по внешним признакам в поведении ребенка педагог понимает изменения в его настроении, умеет «читать» его эмоции, переключает с одного вида деятельности на другой, предупреждая негативные формы поведения.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Суть такого оптимизма сформулирована в педагогических заповедях Ш.А. Амонашвили: «Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в науку». Педагогу, любящему детей, свойственна настроенность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует раскрытию личного потенциала у детей. Педагог подбадривает и поощряет ребенка в его стремлении быть хорошим. Столкнувшись с трудностями воспитательного процесса, он не опускает руки. Он знает, что воспитание маленького ребенка - длительный процесс, в котором бывают свои «приливы» и «отливы», но залог успеха - опора на положительное в поведении, деятельности, чувствах малыша. Педагог - оптимист не может плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, призывать их «принять меры» и т.п. Педагогический оптимизм проявляется во внутренней энергии, в умении; лечь, вдохновить, повести за собой, в чувстве о жизнерадостности.

Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог- родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

У молодого специалиста наибольшие трудности вызывает общение с родителями. Для преодоления этих трудностей важен психологический настрой педагога на сотрудничество с семьей, осознание необходимости обрести доверие родителей, расположить их к дошкольному учреждению вниманием, теплом, доброжелательностью, заботливостью по отношению к ребенку. Доверие родителей - первый «кирпичик» в завоевании педагогом авторитета. Он будет крепнуть в глазах родителей, воспитанников, коллег по мере того, как они «откроют» в педагоге его высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, преданность профессии. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает авторитет родителей, коллег.

Успех в деятельности педагога во многом связан со способностью к педагогической рефлексии.

Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов. При этом следует придерживаться правила: причины неудач, прежде всего, искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.

Как отмечалось выше, деятельность педагога дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умения. Условно эти умения делятся на:  гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А. Панько).

Педагогические умения и способности Гностические умения (от греч. гносис - знание) - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения). Изучение ребенка - основа понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания, обучения. Объектом изучения должна быть и семья. Педагогу необходимо знать воспитательные возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка, меру участия обоих родителей, других членов семьи; особенности семейного микроклимата и др. Много ценного в познании детей, их семей педагогу дают целенаправленные наблюдения, беседы, рассказы родителей, детей (о режиме дня, о домашнем труде, о чтении книг и др.), совместные праздники, трудовая деятельность детей, педагогов и родителей. В отдельных случаях организуется специальная экспериментальная работа с целью выявления каких - либо особенностей в развитии детей (изучение представлений детей о Родине, уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и др.). Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому воспитаннику с учетом особенностей его развития. Педагог замечает «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умениями (освоили один вариант настольно-печатной игры) педагог вносит в их деятельность изменения и усложнения (предлагает новый вариант игры). Он проектирует материальное оснащение образовательного процесса (использование игрушек, поделка оборудования для занятий, труда; выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного  творчества детей и их родителей и др.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения. Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают воспитателю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Его рабочий день - 6 часов, но как много надо успеть сделать за этот небольшой отрезок времени: выполнить то, что запланировано на сегодня, сделать «задел» на завтра (подготовить глину для занятия лепкой, воду для утреннего полива комнатных растений и т.п.). При этом важно решить, что будет делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь родителей. Организаторские умения, даже хорошо сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей, взрослых, заразить юс своей энергией.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Система подготовки Современное   педагогическое   образование   в   России   (как      во   многих   странах   мира)   представляет   собой многоуровневую систему. Эта система реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами и государственными стандартами соответствующего уровня и направленности.

КРЕАТИВНОСТЬ - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной той же ситуации. Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в т.ч. способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем), способность осознать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказаться от стереотипных способов мышления. В качестве критериев Креативности целесообразно рассматривать комплекс определённых свойств интеллектуальной деятельности: 1) беглость (количество идей, чикающих в единицу времени); 2) оригинальность (способность проводить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных от; 3) восприимчивость 4) метафоричность (готовность работать фантастически.

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная, правовая и политическая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, способность выполнять свои обязанности Гуманистическое мировоззрение-система взглядов на мир в целом (к обществу, природе, самому себе).

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении специфических профессиональных задач. 1) когда хотят подчеркнуть высокий профессионально - квалификационный уровень специалиста (здесь речь идёт об особенностях мышления, выражающих его "качественный" аспект); 2) когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности (здесь имеется в виду предметный аспект). Интуитивно имеются в виду некоторые особенности мышления. Мышление  специалиста, позволяющие ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность: быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определённой предметной области. Таких специалистов обычно характеризуют как людей творческих в своей профессиональной области, как людей, "по-особому" видящих предмет своей деятельности и способных к рационализаторству, новаторству, открытиям нового.