Методическое объединение " Мотивация учебной деятельности учащихся как основополагающий аспект музыкального образования "

Людмила Николаевна Волкова

" Методическое объединение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.volkova_vystuplenie_na_rayonnom_mo.docx139.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                   

МАОУ Зареченская средняя общеобразовательная школа № 2

УЧИТЕЛЬ ГОДА-2016
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»






                                                     
                                                   
Мотивация
         учебной деятельности  
                учащихся  как  
          основополагающий  
          аспект  музыкального            
                образования



                           

                                                                           
Учитель музыки          
                                                                           Волкова Л.Н.

                               
                                 Тоцкое - Второе 2016
Музыка 3.jpg

         
           
Здравствуйте, коллеги! Путь музыканта – это 8 лет музыкальной школы, 4 года музыкального училища, 4 года университета или 5 лет консерватории. Каждодневные многочасовые занятия. Всё это было в моей жизни. Сложилось так, что после долгих лет работы музыкальным руководителем в дошкольном учреждении я вернулась учительствовать в школу.
Урок музыки – 1 час в неделю, это 1 сутки в год, за 7 лет – всего неделя. Как в таких условиях открыть ребёнку мир музыки, воспитать человека, который любит и понимает её?

Слайд №1

Я приглашаю вас на семинар, чтобы поделиться своим опытом решения одной из самых актуальных проблем, стоящих перед каждым учителем: как заинтересовать ребёнка предметом, как удержать этот интерес? Многие могут возразить, но о какой мотивации идет речь, по отношению к предмету музыка? Хочу вас заверить, что современный урок музыки, совсем не похож на тот урок  пения  из нашего детства. Сейчас  это огромная работа мысли, анализа, эмоционального восприятия и конечно исполнения. Чтобы решить  проблему заинтересованности, мне пришлось учиться заново.

Мир музыкальной педагогики для меня открывала концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского.  Совершенствовать музыкальное и педагогическое мастерство в настоящее время мне помогают семинары и мастер-классы ведущих педагогов и музыкантов современности.

Слайд №2

Я понимаю мало находиться в пути самой. Нужно создать условия, чтобы дети пошли за мной и со мной. Как сформировать у детей потребность в постоянном саморазвитии, желание идти дальше? С интереса всё начинается, и без него ничего не получится. Я считаю, что нужно создать для ребёнка образовательное пространство, которое окружает его везде: на уроках, внеклассных мероприятиях, дома...
В моём случае это пространство музыкальное, и  моя задача как учителя – показать ученику возможные горизонты, векторы дальнейшего движения… Дальше ребёнок пойдёт сам.  

Слайд №3
Современный ребёнок. Какой он? Что он слушает? Под влиянием окружения подросток очень часто ограничивает круг своих пристрастий и ничего не слышит, кроме того, что звучит в его наушниках. Я предполагаю, что это не классика. Скорее всего, это клубная музыка, рэп, R&B… Моя  задача – «снять» с него эти наушники и открыть для него огромный и разнообразный мир Музыки.

Ядром музыкального пространства является урок. Импульс любого учебного занятия – мотив. Само это слово очень музыкальное: с мотива начинается мелодия, начинается музыка, начинается каждый мой урок. В течение работы учителем музыки я использовала  разные приёмы создания учебной мотивации. Предлагаю вам познакомиться с наиболее эффективными, универсальными приемами.

Слайд №4

Личный пример учителя .

Самый сложный этап урока - восприятие, слушание. Мне постоянно задавался вопрос и возмущения: «А зачем нам это нужно?», « Только голова болит от вашей классики!». Отвечать, разъясняя все положительные моменты образованности и музыкальной культуры, было скучно и не эффективно. И тогда я смоделировала ситуацию, которую условно назвала «Повар –картошечник». (рассказ)

Больше ни подобных вопросов, ни возмущений я не слышала, а назидательное «повар-картошечник» стало воспитательным моментом для новичков.
Главным компонентом урока музыки, как я уже сказала,  является слушание. С музыкальным произведением можно познакомиться двумя способами: прослушать аудиозапись или живое исполнение. Что предпочтительнее? Думаю, все согласны, что если учитель самостоятельно музицирует и рождает музыку здесь и сейчас, это создаёт интерес, затрагивает струны души ребёнка! Даже самая качественная аудиозапись не позволит достичь того же эффекта, поэтому на каждом моём уроке звучит живая музыка: фортепиано, гитара, народные инструменты и, безусловно, пение.

Слайд №5

Классическая эстрада и современная классика» 

Иду от самого близкого детям – эстрады. В программе не предусмотрено изучение эстрадного репертуара. Однако в некоторых шлягерах можно услышать мелодии великих произведений классики: Céline Dion «All by myself» – мелодия из 2 части концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова,  Mireille Mathieu « Siempre amor» – мелодия из 1 части Симфонии № 40 В.А.Моцарта,  Пелагея «Щедривочка»  – мелодия «Утра» Эд.Грига

Кроме того, я уверена, что можно воспитывать музыкальный вкус, потребность испытывать эстетические переживания на лучших примерах эстрадной музыки в исполнении Луи Армстронга, Муслима Магомаева, Эдит Пиаф, Леонида Утёсова, Анны Герман, «Битлз», Фрэнка Синатры, Аллы Пугачёвой, Лары Фабиан, Пелагеи. …

Слайд №6

Звуки истины и фальши.

Многие ли смогут отличить живое исполнение от фонограммы? Опыт показывает, что нет. Только посещая концерты, где звучит живая музыка, можно ощутить ее энергию, вибрацию, магнетизм. Тогда происходит осознание музыки как искусства, рождённого здесь и сейчас. Зритель становится свидетелем и соучастником этого события.

Этому приёму можно придать и экономическую направленность:  каждый человек как слушатель, «потребитель» музыкального «продукта» должен понимать, за что платит деньги. Продолжая тему, мы неминуемо придём к выводу, что фальшь, обман недопустимы в любой сфере жизни.

Слайд №7
Это интересно или переплетение  судеб.
Удивительно, как неожиданно порой переплетаются судьбы великих музыкантов, поэтов, художников и их произведений.  Например, великая русская балерина М. Плисецкая мечтала создать образ Кармен на балетной сцене. Она обратилась к своему супругу Р.Щедрину с просьбой написать музыку к балету.  Композитор соединил самые яркие номера бессмертной оперы «Кармен» Ж.Бизе,  создал оригинальную оркестровку. Так родилась знаменитая «Кармен-сюита».

Романс М.Глинки на стихотворение А.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» посвящен Екатерине, дочери Анны Петровны Керн.

Чем больше учитель знает и приводит таких фактов, тем интереснее и ярче становится урок.  Невозможно обойти вниманием  переплетение В.А.Моцарта, А.Сальери и А.С.Пушкина; С.В.Рахманинова и Ф.И.Шаляпина  и т.д.  

Слайд №8
Музыка в кино, рекламе, спорте 
Использование возможностей синтетических видов искусств: кино, балета, театра – на уроке очевидно. А как будет воспринята музыка из рекламы или демонстрация записи выступлений фигуристов? Конечно, она вызовет удивление. Оказывается, их можно и нужно СЛУШАТЬ. В качестве драматургической основы программ спортсмены выбирают лучшие образцы мировой музыкальной культуры.

        Олимпийские чемпионы 2014 года Т.Волосожар и  М.Траньков танцевали под  музыку знаменитого вальса А.И.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад», а бронзовые призёры Е.Ильиных и Н. Кацалапов – под великую музыку  П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро».
        Поистине произведениями искусства стали программы таких мастеров, как Н.Бестемьянова – А.Букин на музыку Бородина «Половецкие пляски», Т.Навка – Р.Костомаров, на музыку Ж.Бизе «Кармен», Е.Плющенко  победил под музыку Равеля «Болеро»…

А в  новогодней  рекламе  драже  M&M’s  главные  герои  отправляются  дарить  подарки  Санта-Клаусу.  Атмосфера  Нового  Года  в  рекламе  выражается  с  помощью  «Танца  феи  Драже»  Петра  Ильича  Чайковского;  эта  музыка  сказочная  и  волшебная,  она  прекрасно  отражает  наступление  праздника.  Треугольник  и  бубенцы  подчёркивают  это  состояние.

Что звучит за музыка  в рекламе Samsung galaxy s 4?

Вивальди. «Времена года» . Концерт №2 «Лето» : III. Presto. «Летняя гроза».

В рекламе АКВА МИНЕРАЛЕ звучит С.С.Прокофьев «Марш Монтекки и Капулетти», «В  пещере  горного  короля»  из  сюиты  «Пер  Гюнт» Э.Грига  звучит в  рекламе  «Ростелеком», «Токката  и  фуга»  (d-moll)  Иоганна  Себастьяна  Баха  используется   в  заставке  телепередачи  «Человек  и  Закон».

Слайд №9

Погружение в эпоху

Часто для мотивации учащихся использую эксклюзивный материал,  собранный мной во время посещения мест, связанных с жизнью и творчеством великих композиторов. Моя страсть к путешествиям имеет профессиональную направленность: многогранный Петербург – колыбель и оплот русской культуры (некрополь Чайковский), родной Оренбург с его музеями и театрами, Москва.
Мои впечатления, интересные, неожиданные факты, которых нет в учебнике, позволяют приблизить личность композитора, сделать его образ живым.

Слайд №10

Сложное играючи

Понятие «тембр» даю через игру «Узнай меня». Повернувшись лицом к классу, ученик узнает по тембру голоса одноклассников, произносящих одну и ту же фразу.

Слайд №11

Интернетушка

Что общего у музыки и интернета? Отсутствие границ! Интернет позволяет мне заниматься музыкой с детьми дистанционно, вовлекать их в виртуальное общение на предложенные мной и интересующие их темы,  мотивировать к выполнению домашних заданий, основанных на возможностях интернета.

Слайд №12

Пусть опять играет музыка

Уроки музыки заканчиваются в 7 классе, но путь ребенка в музыке продолжается во внеурочной деятельности, расширяя его образовательное пространство.

Каждый ученик  получает первоначальные навыки исполнительского мастерства, участвуя в хоре своего класса. И здесь стимулом к занятиям становятся  конкурсы. Например, конкурс «Зажги свою звезду», «Долг. Честь. Родина», «Талант, музыка, дети».

Это дает им возможность не только выразить себя (приобрести опыт публичных выступлений, обрести уверенность в себе, преодолеть страхи и сомнения), но и подарить радость другим.

Для работы с одарёнными детьми, полтора года назад,  мной была создана вокальная группа «Музыкальная капель». На сегодняшний  день  у нас немало грамот, но мы не останавливаемся на достигнутом, у нас грандиозные планы.

Слайд №13

Дорогие друзья! Затронутая тема вряд ли может быть исчерпана в рамках одного семинара. Предложенные мною приёмы работают на любом предмете, хотя их названия и градация условны.

Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая меня постоянно искать новые идеи, методы, формы, приёмы мотивации…

Конкурс «Учитель года» – возможность поделиться наработанным и получить мотив к дальнейшему развитию. Этот конкурс стал событием в моей жизни. Я как учитель стремлюсь к тому, чтобы урок музыки для каждого ребёнка становился СОБЫТИЕМ, когда внешний мотив становится внутренним и в конечном итоге побуждает его к созданию событий собственных.

Слайд №14- 15

Приглашаю к сотрудничеству. Спасибо за внимание.