МДК 03.01 Вопросы для подготовки к текущему контролю

Большова Юлия Евгеньевна

Учебно-методический комплект МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах:

Вопросы для подготовки к текущему контролю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ 

По МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения

 в разных возрастных группах

Тема 1.1. Обучение – основа педагогического процесса.

Тема 1.1.1. Общее понятие о дидактике.

Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:

    1.Дидактика – это… 

    2. Дидактика дает ответы на вопросы: …

    3. Основатель дидактики –

    4. Коменский рассматривал дошкольное детство как

    5. Песталоцци требовал от педагога учитывать…    

    6.Термин «детский сад» ввелФридрих Фрёбель

    7 .Кто доказал возможность самообучения детей (автодидактизма)? Благодаря чему это возможно?

     8. С чьим именем связано становление дошкольной дидактики в России?

     9. Кто открыл первый платный детский сад в России?

    10. Кто считал необходимым строить занятия по усложняющейся системе? 

    11. Кто в России предложил обязательные занятия по плану воспитательницы? 

    12.Чем известна отечественный педагог Тихеева Е.И.?

    13.Чем известна отечественный педагог Усова А.П.? 

    14. Чьи идеи, раскрывающие принцип системности в обучении дошкольников положены в основу программ «От рождения до года», «Радуга», «Детство»? 

    15. О каких основные категориях (понятиях) дидактики идет речь? Впишите.

… -это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

… -это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

… - важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.

…  -система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.

… -это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения.

… -это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность.

     16. Единство  каких двух процессов представляет собой обучение?      

     17. Перечислите основные этапы обучения.

Тема 1.1.2. Моделирование образовательного процесса ДОО в соответствии

с нормативными документами

Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:

1.Перечислите нормативные документы, в соответствии с которыми происходит моделирование образовательного процесса в ДОО.

2.Что собой представляет документ «Конвенция о правах ребенка»?

3.Какие статьи «Конвенция о правах ребенка» (указать номера) имеют непосредственное отношение к моделированию образовательного процесса в ДОО?

4.Какой документ относит дошкольное образование к одному из уровней общего образования?

5.Является ли получение дошкольного образования обязательным?

6. Какая модель дошкольного воспитания критиковалась в     «Концепции дошкольного воспитания»? 

 7.Способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области называется (обвести соответствующее):

А) компетенция;

Б) компетентность.

8. Определите, где речь идет об Общих Компетенциях (ОК), а где – о Профессиональных (ПК):

  • Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.
  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
  • Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
  • Создавать в группе предметно-развивающую среду.

9. Как Вы считаете, нужен ли такой документ как «Профессиональный стандарт педагога»? Обоснуйте свое мнение.

10. Расшифруйте аббревиатуру «ФГОС ДО».

  1.  Для чего во ФГОС ДО указаны целевые ориентиры?

Тема 1.1.3. Теоретические основы организации обучения дошкольников

Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:

1.Определите лишнее:

На современном этапе обучение рассматривается как процесс:
- передачи знаний, формирования умений и навыков;

- организации деятельности обучаемых;
- взаимодействия обучаемого и обучающего;

- взаимодействия обучающихся между собой;
- сотрудничества и совместной творческой деятельности.

2. Перечислите функции обучения:

Обучающая, развивающая, воспитывающая

3.Определите лишнее:

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);

3) педагогическое руководство;

4) планомерная специальная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7) управление поведением учащихся;

8) управление развитием и воспитанием учащихся.

4. Перечислите известные Вам дидактические принципы. 

5. Какой дидактический принцип Я.А. Коменский считал «золотым правилом» дидактики? 

6. О каком типе обучения идет речь (прямое, проблемное, опосредованное)?

А) Данный тип обучения заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.

Б) Данный тип обучения предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ.

В) При использовании данного типа обучения педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др.

7. Установите соответствие:

А) Долгое время в системе образования, в том числе дошкольного, господствовала такая модель обучения, целью которой было вооружить детей знаниями, умениями и навыками.

Б) Эта модель обучения предполагает переход от объяснения к пониманию,

 А) личностно-ориентированная

Б) учебно-дисциплинарная

реализуется в совместной деятельности,

сотрудничестве воспитателя и детей

8.  Какой из двух видов учения характерен для дошкольников? Дайте название этому виду деятельности.

1.Этот вид учения специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2.Этот вид учения приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

9. В каких видах деятельности  приобретают знания дошкольники? Перечислите.

10. Продолжите фразу: «Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них ...»

11. Выберите верное утверждение. Восприятие носит предметный характер:

- в младшем дошкольном возрасте;

-в среднем дошкольном возрасте;

-в старшем дошкольном возрасте.

12. Выберите верное утверждение. На протяжении всего  дошкольного детства преобладает:

-произвольное внимание (сознательно направляемое и удерживаемое на объекте);

-непроизвольным внимание.

13. Выберите верное утверждение. Дети в старшем дошкольном возрасте   начинают заниматься гимнастикой, акробатикой. Это связано с тем, что:

- в спортивные секции не принимают детей более младшего возраста;

- именно в этом возрасте наблюдается  высокий уровень моторной памяти.

14. Выберите верное утверждение. Словесно-логическое мышление начинает формироваться:

- к концу первого года жизни;

- в 3-4 года;

- в среднем дошкольном возрасте;

- старшем дошкольном возрасте.

15. Выберите верное утверждение. Для развития воображения сенситивным (чувствительным) является период:

- ранний возраст;

- младший дошкольный возраст;

- средний дошкольный возраст;

-старший дошкольный возраст.

Критерии оценивания самостоятельных работ:

«5» - при отсутствии ошибок;

«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;

«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.