МДК 03.02 Практические задания

Большова Юлия Евгеньевна

Учебно-методический комплект МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей:

 Практические задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk_03.02_prakticheskie_zadaniya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Тема 1. Детская литература как средство  речевого развития дошкольников

1.1.Русская детская литература

Практическое задание №1

Выразительное чтение басен Крылова.  

Практическое задание №2

Выразительное чтение стихотворений, сказок А.С.Пушкина.

Практическое задание № 3

Проанализируйте сказку А.С.Пушкина (по выбору), используя план анализа сказки.

План анализа сказки

1. Название, вид сказки ( бытовая, волшебная, о животных)

2. Главные герои

3. Главное действие сказки

4. Какие черты сказки встретились ( 3х кратное повторение, пословицы, выражения-"путешественники", зачин, концовка)

5. Чему учит сказка

1.3. Основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века

-//--//--//-

1.4. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов

конца 19 – начала 20 века.

Практическое задание № 4

Проанализируйте сказку А.М.Горького (по выбору), используя план анализа сказки.

План анализа сказки

1. Название, вид сказки ( бытовая, волшебная, о животных)

2. Главные герои

3. Главное действие сказки

4. Какие черты сказки встретились ( 3х кратное повторение, пословицы, выражения-"путешественники", зачин, концовка)

5. Чему учит сказка

Практическое задание №5

Выразительное чтение стихотворений (по памяти) А.Барто.

Тема 2.  Общие вопросы методики речевого развития дошкольников

2.1. Общие сведения о речи

-//--//--//-

2.2. Предмет методика развития речи, ее научные основы

Практическое задание №6

Разработать ментальную карту, схематично раскрывающую связь методики развития речи с другими науками.

Практическое задание №8

Подготовить сообщение о вкладе одного из отечественных педагогов в теорию и методику развития речи. В сообщении должно быть отражено:

-биография,

-научные взгляды,

-научные труды,

-вклад в теорию и методику,

-актуальность взглядов, вклада в теорию и методику развития речи в настоящее время.

Тема 3.  Дидактические основы развития речи детей

3.1. Стратегия и тактика обучения современного обучения дошкольников родному языку

Практическое задание №9

Представить одну из современных программ речевого развития в виде презентации, раскрыв достоинства и недостатки.

3.2. Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте

Практическое задание №10

Подготовить реферативное выступление на тему «Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений».

В реферате должны отразиться особенности восприятия литературных произведений детьми разных возрастных групп.

Практическое задание №11

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию элементарного осознания явлений языка и речи, обосновать свой выбор

3.2.Методические принципы обучения детей родному языку

Практическое задание №12

Изготовить мнемотаблицу с учетом возрастных требований для составления описательного или сюжетного рассказа  (тема по выбору),

3.3. Средства развития речи детей

Практическое задание №13

Подготовить методический материал для выступления на родительском собрании «Речь  окружающих  и ее влияние на развитие речи детей»

Практическое задание №14

Провести анализ конспекта комплексного занятия по развитию речи с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей. Используйте схему анализа.

  1. Какие задачи занятия по развитию речи были поставлены педагогом?
  2. Соответствует ли содержание конспекта поставленным задачам?
  3. Взаимосвязь каких задач прослеживается в содержании конспекта занятия?
  4. Какие средства выбраны педагогом для решения задач речевого развития?

3.4. Обучение родной речи и языку на занятиях.

Практическое задание №15

Проанализировать видеозанятие по развитию речи с целью установления использования различных методов и приемов развития речи. Письменно зафиксировать, какие конкретно методы и приемы были использованы в процессе занятия. Отметить, насколько целесообразно и уместно было их использование.

Название занятия ___________________________________________________________

Возрастная группа__________________________________________________________

Использованный метод

Использованный прием

Цель

использования

В какой момент занятия был применен

Цель

использования

В какой момент занятия был применен

Практическое задание №16

Конспект №1 

Составить конспект комплексного занятия по развитию речи (возрастная группа по выбору студента), в котором должны быть отражены несколько направлений работы по развитию речи.

 Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

Тема 4.  Основные направления речевого развития дошкольников

4.1. Лексическое развитие детей дошкольного возраста

Практическое задание №17

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию лексической стороны речи.

Практическое задание №18

Конспект №2

Разработать конспект по формированию лексической стороны речи (развитию словаря). Тема, возрастная группа, направление работы – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия- в сценарном варианте.

Практическое задание №19

Моделирование занятия по формированию лексической стороны речи (развитию словаря) по заранее подготовленному конспекту.

4.2. Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Практическое задание №20

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию грамматической стороны речи.

Практическое задание №21

Конспект №3

Разработать конспект по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Вид занятия – грамматическое. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

4.3. Воспитание звуковой культуры речи

Практическое задание №22

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по воспитанию звуковой культуры речи.

Практическое задание №23

Составить комплекс артикуляционной гимнастики. Возрастная группа, задачи – по выбору.

Практическое задание №24

Конспект №4

Разработать конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

4.4. Формирование у дошкольников связной речи

Практическое задание №25

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию диалогических навыков.

Практическое задание №26

Конспект №5

Разработать конспект обобщающей беседы в детском саду. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

Практическое задание №27

Конспект №6

Разработать конспект по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста в детском саду.  Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

4.5. Подготовка детей к обучению грамоте

Практическое задание №28

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по подготовке детей к обучению грамоте.

Практическое задание №29

Конспект №7

Разработать конспект по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема,  задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

Тема 5. Организация диагностики речевого развития детей

Тема 5.1. Оформление документации

Практическое задание №29

Заполнить карту речевого обследования дошкольника.

Тема 6. Организация работы с детьми, имеющими особенности в речевом развитии

Тема 6.1. Работа с детьми, имеющими склонность к словотворчеству

Практическое задание №30

Ознакомиться с содержанием книги К.Чуковского «От двух до пяти»

Тема 7. Организация работы по развитию речи у детей в дошкольных учреждениях.

Тема 7.1. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях

Практическое задание №31

Составить тематический план (на 1 неделю) по развитию речи. Содержание темы должно отразиться в следующих разделах:

-чтение воспитателем художественной литературы;

-обучение рассказыванию;

-дидактические игры и упражнения.

Критерии оценивания практической работы:

«5» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;

«4» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки;                        

«3» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

«2» - практическая работа содержит более 4 ошибок, имеет грубые расхождения с предъявленными требованиями.

Критерии оценивания конспекта занятия (фрагмента):

«5» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, выполнен в соответствии с требованиями современной методической науки, учитывает общедидактические и частнометодические принципы;

«4» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, в структуре и содержании конспекта содержатся небольшие погрешности в соблюдении общедидактических и частнометодических принципов и (или) небольшие погрешности в соблюдении требований современной методики;

«3» - конспект (фрагмент) занятия в целом отражает решение поставленных задач, но в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся  значительные нарушения требований современной методики;

«2» -  конспект (фрагмент) занятия не  отражает решение поставленных задач,  в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся  грубые нарушения требований современной методики.