МДК 03.02 Практические задания
Учебно-методический комплект МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей:
Практические задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdk_03.02_prakticheskie_zadaniya.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Тема 1. Детская литература как средство речевого развития дошкольников
1.1.Русская детская литература
Практическое задание №1
Выразительное чтение басен Крылова.
Практическое задание №2
Выразительное чтение стихотворений, сказок А.С.Пушкина.
Практическое задание № 3
Проанализируйте сказку А.С.Пушкина (по выбору), используя план анализа сказки.
План анализа сказки
1. Название, вид сказки ( бытовая, волшебная, о животных)
2. Главные герои
3. Главное действие сказки
4. Какие черты сказки встретились ( 3х кратное повторение, пословицы, выражения-"путешественники", зачин, концовка)
5. Чему учит сказка
1.3. Основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века
-//--//--//-
1.4. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов
конца 19 – начала 20 века.
Практическое задание № 4
Проанализируйте сказку А.М.Горького (по выбору), используя план анализа сказки.
План анализа сказки
1. Название, вид сказки ( бытовая, волшебная, о животных)
2. Главные герои
3. Главное действие сказки
4. Какие черты сказки встретились ( 3х кратное повторение, пословицы, выражения-"путешественники", зачин, концовка)
5. Чему учит сказка
Практическое задание №5
Выразительное чтение стихотворений (по памяти) А.Барто.
Тема 2. Общие вопросы методики речевого развития дошкольников
2.1. Общие сведения о речи
-//--//--//-
2.2. Предмет методика развития речи, ее научные основы
Практическое задание №6
Разработать ментальную карту, схематично раскрывающую связь методики развития речи с другими науками.
Практическое задание №8
Подготовить сообщение о вкладе одного из отечественных педагогов в теорию и методику развития речи. В сообщении должно быть отражено:
-биография,
-научные взгляды,
-научные труды,
-вклад в теорию и методику,
-актуальность взглядов, вклада в теорию и методику развития речи в настоящее время.
Тема 3. Дидактические основы развития речи детей
3.1. Стратегия и тактика обучения современного обучения дошкольников родному языку
Практическое задание №9
Представить одну из современных программ речевого развития в виде презентации, раскрыв достоинства и недостатки.
3.2. Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте
Практическое задание №10
Подготовить реферативное выступление на тему «Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений».
В реферате должны отразиться особенности восприятия литературных произведений детьми разных возрастных групп.
Практическое задание №11
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию элементарного осознания явлений языка и речи, обосновать свой выбор
3.2.Методические принципы обучения детей родному языку
Практическое задание №12
Изготовить мнемотаблицу с учетом возрастных требований для составления описательного или сюжетного рассказа (тема по выбору),
3.3. Средства развития речи детей
Практическое задание №13
Подготовить методический материал для выступления на родительском собрании «Речь окружающих и ее влияние на развитие речи детей»
Практическое задание №14
Провести анализ конспекта комплексного занятия по развитию речи с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей. Используйте схему анализа.
- Какие задачи занятия по развитию речи были поставлены педагогом?
- Соответствует ли содержание конспекта поставленным задачам?
- Взаимосвязь каких задач прослеживается в содержании конспекта занятия?
- Какие средства выбраны педагогом для решения задач речевого развития?
3.4. Обучение родной речи и языку на занятиях.
Практическое задание №15
Проанализировать видеозанятие по развитию речи с целью установления использования различных методов и приемов развития речи. Письменно зафиксировать, какие конкретно методы и приемы были использованы в процессе занятия. Отметить, насколько целесообразно и уместно было их использование.
Название занятия ___________________________________________________________ Возрастная группа__________________________________________________________ | |||
Использованный метод | Использованный прием | ||
Цель использования | В какой момент занятия был применен | Цель использования | В какой момент занятия был применен |
Практическое задание №16
Конспект №1
Составить конспект комплексного занятия по развитию речи (возрастная группа по выбору студента), в котором должны быть отражены несколько направлений работы по развитию речи.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
Тема 4. Основные направления речевого развития дошкольников
4.1. Лексическое развитие детей дошкольного возраста
Практическое задание №17
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию лексической стороны речи.
Практическое задание №18
Конспект №2
Разработать конспект по формированию лексической стороны речи (развитию словаря). Тема, возрастная группа, направление работы – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия- в сценарном варианте.
Практическое задание №19
Моделирование занятия по формированию лексической стороны речи (развитию словаря) по заранее подготовленному конспекту.
4.2. Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Практическое задание №20
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию грамматической стороны речи.
Практическое задание №21
Конспект №3
Разработать конспект по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Вид занятия – грамматическое. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
4.3. Воспитание звуковой культуры речи
Практическое задание №22
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по воспитанию звуковой культуры речи.
Практическое задание №23
Составить комплекс артикуляционной гимнастики. Возрастная группа, задачи – по выбору.
Практическое задание №24
Конспект №4
Разработать конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
4.4. Формирование у дошкольников связной речи
Практическое задание №25
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию диалогических навыков.
Практическое задание №26
Конспект №5
Разработать конспект обобщающей беседы в детском саду. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
Практическое задание №27
Конспект №6
Разработать конспект по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
4.5. Подготовка детей к обучению грамоте
Практическое задание №28
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по подготовке детей к обучению грамоте.
Практическое задание №29
Конспект №7
Разработать конспект по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
Тема 5. Организация диагностики речевого развития детей
Тема 5.1. Оформление документации
Практическое задание №29
Заполнить карту речевого обследования дошкольника.
Тема 6. Организация работы с детьми, имеющими особенности в речевом развитии
Тема 6.1. Работа с детьми, имеющими склонность к словотворчеству
Практическое задание №30
Ознакомиться с содержанием книги К.Чуковского «От двух до пяти»
Тема 7. Организация работы по развитию речи у детей в дошкольных учреждениях.
Тема 7.1. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях
Практическое задание №31
Составить тематический план (на 1 неделю) по развитию речи. Содержание темы должно отразиться в следующих разделах:
-чтение воспитателем художественной литературы;
-обучение рассказыванию;
-дидактические игры и упражнения.
Критерии оценивания практической работы:
«5» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
«4» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки;
«3» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.
«2» - практическая работа содержит более 4 ошибок, имеет грубые расхождения с предъявленными требованиями.
Критерии оценивания конспекта занятия (фрагмента):
«5» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, выполнен в соответствии с требованиями современной методической науки, учитывает общедидактические и частнометодические принципы;
«4» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, в структуре и содержании конспекта содержатся небольшие погрешности в соблюдении общедидактических и частнометодических принципов и (или) небольшие погрешности в соблюдении требований современной методики;
«3» - конспект (фрагмент) занятия в целом отражает решение поставленных задач, но в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся значительные нарушения требований современной методики;
«2» - конспект (фрагмент) занятия не отражает решение поставленных задач, в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся грубые нарушения требований современной методики.