МДК 03.02 Вопросы для подготовки к текущему контролю

Большова Юлия Евгеньевна

Учебно-методический комплект МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей:

Вопросы для подготовки к текущему контролю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ

 по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Самостоятельная работа №1

1.Раскройте содержание понятий:

Методика развития речи — …

Предметом изучения в методике является процесс …

Основная цель методики развития речи  разработать на научно-педагогической основе …

2. Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами (раскройте сущность этих вопросов):

3.Дополните схему:

__________________Источники развития дисциплины МРР_______________

4. Опишите структуру дисциплины МРР.

5.Отметьте лишнее:

Выпускник колледжа должен:

 А) знать основные принципы речевой коммуникации и · владеть способами речевого общения с детьми и взрослыми; ·

Б) располагать знаниями об организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;

В) уметь осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала;

 Г) уметь выявлять, анализировать и оценивать результаты педагогического воздействия;

Д) стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремление создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.

Самостоятельная работа  №2

1.Перечислите основные направления речевой работы с дошкольниками.

    2. Перечислите средства развития речи детей.

3. Отметьте задачи формирования лексической стороны речи дошкольников (задачи словарной работы):

1) активизация словаря;

2) развитие описательных умений;

3) устранение из речи детей нелитературной лексики;

4) обогащение словаря;

5) закрепление и уточнение значений слов

 4. К методам формирования словаря не относятся:

1)  артикуляционные упражнения;

2)  демонстрация предметов;

3)  сравнение предметов;

4)  осмотры предметов;

5)  пересказ литературных произведений;

6)  формирование видовых понятий.

5. К приемам обогащения словаря детей не относятся:

1) объяснение этимологии (происхождения названия) слова;

2) заучивание коротких стихов с трудными грамматическими формами;

3) поручение (дай, принеси);

4) показ и название объекта;

5)звуковой анализ слов.

6. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников включает в себя следующие разделы (отметьте верное утверждение):

1) Синтаксическая сторона речи;

2) Морфологическая сторона речи;

3) Фонетическая (звуковая) сторона речи;

4) Словообразование;

5) Лексическая (словарь) сторона речи.

7. Установите соответствие между задачами и способами их решения:


  1. Формирование синтаксических умений.
  2. Обучение способам словообразования.
  3. Развитие морфологической правильности речи Г)

а) словообразовательные упражнения;

б) ситуации письменной речи

(пересказ, устный диктант, «размытое письмо»);

в) этимологический анализ (происхождение названия);

г) упражнения на согласование

слов в словосочетаниях.

 8. Установите соответствие между задачами и способами их решения:

1. Учить понимать значение производных слов.

2. Учить распространять предложения.

3. Учить оценивать  правильность речи.

а) упражнение «Закончи предложение»;

б) упражнение «Кто заметит ошибку?»;

в) упражнение «Почему так называется?»

9. Определите этапы формирования правильного звукопроизношения у детей (расставьте цифры):

а) закрепление и автоматизация звука;

б) становление звука (постановка звука);

в) подготовительный этап;

г) дифференциация (различение) близких по звучанию или артикуляции звуков (з-с, ж-ш и др.).

10. Продолжите фразу:

Подготовить речевой аппарат к произношению определенного звука можно с помощью соответствующих… 11.Назовите специалиста, который может оказать  помощь в «постановке» должным образом звуков, а также исправить неправильное звукопроизношение? Это…

12. Назовите формы связной речи.

13. Форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией называется… 

14. Речь одного лица, не рассчитанная на сиюминутную реакцию; как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль называется …

15. Задание.

Впишите примеры диалогических единств (инициативных и ответных реплик) в пустые строки. (творческое задание).

Вопрос — ответ

________________________________________________________

________________________________________________________

Сообщение — реакция на сообщение

________________________________________________________

________________________________________________________

Побуждение — реакция на побуждение

________________________________________________________

________________________________________________________

16. Назовите основной (ведущий) метод развития диалогической речи у детей.

17. Назовите типы монологов, охарактеризуйте кратко каждый из них.

 18. Перечислите виды описательных рассказов, ориентируясь на то,  какой психический процесс лежит в основе описания:

19. В чем главное отличие повествовательных рассказов от описательных?

20. Придумайте и нарисуйте на отдельном листе по выбору:

     (творческое задание).

    А) модель (опорную схему) составления пересказа литературных произведений (4-6 картинок). Укажите тему, возраст.

    Б) модель (опорную схему) составления описания предмета (4-6 картинок). Укажите предмет, для описания которого составили схему, возраст детей.

Тест №1.«Формирование лексической стороны речи (словаря)»

1. Лишнее в перечисленном:

1) активизация словаря;

2) развитие описательных умений;

3) устранение из речи детей нелитературной лексики;

4) обогащение словаря;

5) закрепление и уточнение значений слов

 2. Лишнее в перечисленном:

1) необоснованное расширение или сужение объема понятия;

2) преобладание наглядно-образного мышления;

3) использование нелитературной лексики;

4) небольшой объем словаря;

5) постепенное усвоение смысловой стороны слова

3. К приемам обогащения словаря детей относятся:

1) объяснение этимологии слова;

2) показ и название объекта;

3) поручение (дай, принеси);

4) сравнение предметов;

5) образец произношения слова

 4. К приемам уточнения смысловой стороны словаря относятся:

1)  показ и называние;

2)  объяснение этимологии;

3)  подбор синонимов;

4)  образец произношения;

5)  толкование значения слов

 5. К методам формирования словаря относятся:

1)  артикуляционные упражнения;

2)  наблюдения;

3)  демонстрация предметов;

4)  осмотры предметов;

5)  рассматривание картины

 6. К приемам активизации словаря детей не относятся:

1) поручение (скажи, повтори);

2) многократное повторение слова воспитателем;

3) сравнение предметов;

4) толкование слова;

5) дидактические игры

 7. Такой метод словарной работы как демонстрация состоит из следующих шагов: внезапное появление предмета, действия с ним, прятанье предмета, повторение слова ребенком.

 8. Метод осмотра предназначен для обогащения и активизации словаря детей названиями частей и деталей объектов окружающего мира.  

 9. Методы первичного ознакомления с предметами обогащают словарь детей (чем):

1)  названиями предметов и действий с ними;

2)  названиями частей предметов;

3)  родовыми обобщениями;

4)  названиями материалов;

5)  названиями свойств  
10. К методам ознакомления с особенностями предметов не относятся:

1)  осмотры предметов;

2)  сравнение предметов;

3)  обобщение предметов;

4)  ознакомление со свойствами и качествами предметов;

5)  описание предметов

 11. Словарь детей обогащается прилагательными преимущественно через методы:

1)  демонстрация предметов;

2)  ознакомление со свойствами и качествами предметов;

3)  осмотры предметов;

4)  занятия с дидактической куклой;

5)  занятия по введению видовых обобщений

 12. Установите последовательность проведения сравнения предметов:

1)  нахождение сходных признаков;

2)  выделение различий в деталях;

3)  установление различий в назначении предметов.

 13. Слово служит для наименования предметов, их свойств, явлений и т.п. и обладает … признаками.

 14. Установите последовательность формирования у детей видового обобщения:

1)  выделение видового признака;

2)  создание ситуации поиска (выбора);

3)  закрепление видового признака .

 15.  Совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить называется словарным запасом.

16. Задачи словарной работы в ДОУ:

1)  развитие диалога;

2)  обогащение словаря;

3)  активизация словаря;

4)  обучение словообразованию;

5)  уточнение значений слов

 17. Для того чтобы процесс словарной работы стал целенаправленным, рекомендуется составлять по каждой теме …

 18. Лексический запас слов, понимаемых, но редко употребляемых в спонтанной речи — …

 19.  Лексический запас слов, понимаемых и употребляемых— это …

Тест №2.  «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

1. Последовательность появления синтаксических форм в речи детей:

а) аморфные предложения;

б) употребление простых и сложных предложений;

в) появление служебных слов в предложениях;

г) слова-предложения;

д) сосуществование в предложениях соподчиненных слов и слов-корней;

е) все слова соподчиняются, но не используются предлоги и союзы.

2. Последовательность становления грамматических умений:

а) оценивание правильности грамматической формы;

б) заимствование грамматической формы;

в) усвоение нормативного употребления грамматической формы;

г) понимание грамматической формы;

д) перенос усвоенной формы в новые языковые условия (наличие «правильных ошибок»)

3. К усвоению морфологической системы языка детьми не относится овладение:

1) родовыми окончаниями прилагательных;

2) падежными формами существительных;

3) различными типами предложений;

4) изменением глаголов по лицам и числам;

5) согласованием числительных с существительными

 4. В области словообразования дошкольник усваивает умения:

1) понимать значение производных слов;

2) пользоваться системой окончаний;

3) подбирать родственные слова;

4) называть детенышей животных;

5) правильно использовать суффиксы и приставки

 5. Установите соответствие между задачами и способами их решения:

1.  Формирование синтаксических умений.

2.  Обучение способам словообразования.

3.  Развитие морфологической правильности речи


а) словообразовательные упражнения;

б) ситуации письменной речи;

в) этимологический анализ;

г) заучивание речевок;

д) упражнения на согласование слов в  словосочетания 

6. Установите соответствие между задачами и способами их решения:

1. Учить понимать значение производных слов.

2.  Учить распространять предложения.

3. Учить оценивать правильность речи

а) этимологический анализ;

б) упражнение «Кто заметит ошибку?»;

в) упражнение «Закончи  предложение»;

г) упражнение «Почему так называется?»

Критерии оценивания самостоятельных работ:

«5» - при отсутствии ошибок;

«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;

«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.

Критерии оценивания тестовых работ:

«5» - при отсутствии ошибок;

«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;

«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.