МДК 03.02 Вопросы для подготовки к текущему контролю
Учебно-методический комплект МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей:
Вопросы для подготовки к текущему контролю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Самостоятельная работа №1
1.Раскройте содержание понятий:
Методика развития речи — …
Предметом изучения в методике является процесс …
Основная цель методики развития речи разработать на научно-педагогической основе …
2. Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами (раскройте сущность этих вопросов):
3.Дополните схему:
__________________Источники развития дисциплины МРР_______________
4. Опишите структуру дисциплины МРР.
5.Отметьте лишнее:
Выпускник колледжа должен:
А) знать основные принципы речевой коммуникации и · владеть способами речевого общения с детьми и взрослыми; ·
Б) располагать знаниями об организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;
В) уметь осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала;
Г) уметь выявлять, анализировать и оценивать результаты педагогического воздействия;
Д) стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремление создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.
Самостоятельная работа №2
1.Перечислите основные направления речевой работы с дошкольниками.
2. Перечислите средства развития речи детей.
3. Отметьте задачи формирования лексической стороны речи дошкольников (задачи словарной работы):
1) активизация словаря;
2) развитие описательных умений;
3) устранение из речи детей нелитературной лексики;
4) обогащение словаря;
5) закрепление и уточнение значений слов
4. К методам формирования словаря не относятся:
1) артикуляционные упражнения;
2) демонстрация предметов;
3) сравнение предметов;
4) осмотры предметов;
5) пересказ литературных произведений;
6) формирование видовых понятий.
5. К приемам обогащения словаря детей не относятся:
1) объяснение этимологии (происхождения названия) слова;
2) заучивание коротких стихов с трудными грамматическими формами;
3) поручение (дай, принеси);
4) показ и название объекта;
5)звуковой анализ слов.
6. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников включает в себя следующие разделы (отметьте верное утверждение):
1) Синтаксическая сторона речи;
2) Морфологическая сторона речи;
3) Фонетическая (звуковая) сторона речи;
4) Словообразование;
5) Лексическая (словарь) сторона речи.
7. Установите соответствие между задачами и способами их решения:
- Формирование синтаксических умений.
- Обучение способам словообразования.
- Развитие морфологической правильности речи Г)
а) словообразовательные упражнения;
б) ситуации письменной речи
(пересказ, устный диктант, «размытое письмо»);
в) этимологический анализ (происхождение названия);
г) упражнения на согласование
слов в словосочетаниях.
8. Установите соответствие между задачами и способами их решения:
1. Учить понимать значение производных слов.
2. Учить распространять предложения.
3. Учить оценивать правильность речи.
а) упражнение «Закончи предложение»;
б) упражнение «Кто заметит ошибку?»;
в) упражнение «Почему так называется?»
9. Определите этапы формирования правильного звукопроизношения у детей (расставьте цифры):
а) закрепление и автоматизация звука;
б) становление звука (постановка звука);
в) подготовительный этап;
г) дифференциация (различение) близких по звучанию или артикуляции звуков (з-с, ж-ш и др.).
10. Продолжите фразу:
Подготовить речевой аппарат к произношению определенного звука можно с помощью соответствующих… 11.Назовите специалиста, который может оказать помощь в «постановке» должным образом звуков, а также исправить неправильное звукопроизношение? Это…
12. Назовите формы связной речи.
13. Форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией называется…
14. Речь одного лица, не рассчитанная на сиюминутную реакцию; как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль называется …
15. Задание.
Впишите примеры диалогических единств (инициативных и ответных реплик) в пустые строки. (творческое задание).
Вопрос — ответ
________________________________________________________
________________________________________________________
Сообщение — реакция на сообщение
________________________________________________________
________________________________________________________
Побуждение — реакция на побуждение
________________________________________________________
________________________________________________________
16. Назовите основной (ведущий) метод развития диалогической речи у детей.
17. Назовите типы монологов, охарактеризуйте кратко каждый из них.
18. Перечислите виды описательных рассказов, ориентируясь на то, какой психический процесс лежит в основе описания:
19. В чем главное отличие повествовательных рассказов от описательных?
20. Придумайте и нарисуйте на отдельном листе по выбору:
(творческое задание).
А) модель (опорную схему) составления пересказа литературных произведений (4-6 картинок). Укажите тему, возраст.
Б) модель (опорную схему) составления описания предмета (4-6 картинок). Укажите предмет, для описания которого составили схему, возраст детей.
Тест №1.«Формирование лексической стороны речи (словаря)»
1. Лишнее в перечисленном:
1) активизация словаря;
2) развитие описательных умений;
3) устранение из речи детей нелитературной лексики;
4) обогащение словаря;
5) закрепление и уточнение значений слов
2. Лишнее в перечисленном:
1) необоснованное расширение или сужение объема понятия;
2) преобладание наглядно-образного мышления;
3) использование нелитературной лексики;
4) небольшой объем словаря;
5) постепенное усвоение смысловой стороны слова
3. К приемам обогащения словаря детей относятся:
1) объяснение этимологии слова;
2) показ и название объекта;
3) поручение (дай, принеси);
4) сравнение предметов;
5) образец произношения слова
4. К приемам уточнения смысловой стороны словаря относятся:
1) показ и называние;
2) объяснение этимологии;
3) подбор синонимов;
4) образец произношения;
5) толкование значения слов
5. К методам формирования словаря относятся:
1) артикуляционные упражнения;
2) наблюдения;
3) демонстрация предметов;
4) осмотры предметов;
5) рассматривание картины
6. К приемам активизации словаря детей не относятся:
1) поручение (скажи, повтори);
2) многократное повторение слова воспитателем;
3) сравнение предметов;
4) толкование слова;
5) дидактические игры
7. Такой метод словарной работы как демонстрация состоит из следующих шагов: внезапное появление предмета, действия с ним, прятанье предмета, повторение слова ребенком.
8. Метод осмотра предназначен для обогащения и активизации словаря детей названиями частей и деталей объектов окружающего мира.
9. Методы первичного ознакомления с предметами обогащают словарь детей (чем):
1) названиями предметов и действий с ними;
2) названиями частей предметов;
3) родовыми обобщениями;
4) названиями материалов;
5) названиями свойств
10. К методам ознакомления с особенностями предметов не относятся:
1) осмотры предметов;
2) сравнение предметов;
3) обобщение предметов;
4) ознакомление со свойствами и качествами предметов;
5) описание предметов
11. Словарь детей обогащается прилагательными преимущественно через методы:
1) демонстрация предметов;
2) ознакомление со свойствами и качествами предметов;
3) осмотры предметов;
4) занятия с дидактической куклой;
5) занятия по введению видовых обобщений
12. Установите последовательность проведения сравнения предметов:
1) нахождение сходных признаков;
2) выделение различий в деталях;
3) установление различий в назначении предметов.
13. Слово служит для наименования предметов, их свойств, явлений и т.п. и обладает … признаками.
14. Установите последовательность формирования у детей видового обобщения:
1) выделение видового признака;
2) создание ситуации поиска (выбора);
3) закрепление видового признака .
15. Совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить называется словарным запасом.
16. Задачи словарной работы в ДОУ:
1) развитие диалога;
2) обогащение словаря;
3) активизация словаря;
4) обучение словообразованию;
5) уточнение значений слов
17. Для того чтобы процесс словарной работы стал целенаправленным, рекомендуется составлять по каждой теме …
18. Лексический запас слов, понимаемых, но редко употребляемых в спонтанной речи — …
19. Лексический запас слов, понимаемых и употребляемых— это …
Тест №2. «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»
1. Последовательность появления синтаксических форм в речи детей:
а) аморфные предложения;
б) употребление простых и сложных предложений;
в) появление служебных слов в предложениях;
г) слова-предложения;
д) сосуществование в предложениях соподчиненных слов и слов-корней;
е) все слова соподчиняются, но не используются предлоги и союзы.
2. Последовательность становления грамматических умений:
а) оценивание правильности грамматической формы;
б) заимствование грамматической формы;
в) усвоение нормативного употребления грамматической формы;
г) понимание грамматической формы;
д) перенос усвоенной формы в новые языковые условия (наличие «правильных ошибок»)
3. К усвоению морфологической системы языка детьми не относится овладение:
1) родовыми окончаниями прилагательных;
2) падежными формами существительных;
3) различными типами предложений;
4) изменением глаголов по лицам и числам;
5) согласованием числительных с существительными
4. В области словообразования дошкольник усваивает умения:
1) понимать значение производных слов;
2) пользоваться системой окончаний;
3) подбирать родственные слова;
4) называть детенышей животных;
5) правильно использовать суффиксы и приставки
5. Установите соответствие между задачами и способами их решения:
1. Формирование синтаксических умений.
2. Обучение способам словообразования.
3. Развитие морфологической правильности речи
а) словообразовательные упражнения;
б) ситуации письменной речи;
в) этимологический анализ;
г) заучивание речевок;
д) упражнения на согласование слов в словосочетания
6. Установите соответствие между задачами и способами их решения:
1. Учить понимать значение производных слов.
2. Учить распространять предложения.
3. Учить оценивать правильность речи
а) этимологический анализ;
б) упражнение «Кто заметит ошибку?»;
в) упражнение «Закончи предложение»;
г) упражнение «Почему так называется?»
Критерии оценивания самостоятельных работ:
«5» - при отсутствии ошибок;
«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;
«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;
«2» - верно выполнено менее 50% заданий.
Критерии оценивания тестовых работ:
«5» - при отсутствии ошибок;
«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;
«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;
«2» - верно выполнено менее 50% заданий.