МДК 03.02 Вопросы для самоконтроля
Учебно-методический комплект МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей:
Вопросы для самоконтроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Тема 1. Детская литература как средство речевого развития дошкольников
1.1.Русская детская литература
- Перечислите требования к детской литературе.
- В чем заключается специфика детской литературы.
- Раскройте понятие «устное народное творчество для дошкольников.
- Перечислите виды сказок. Приведите конкретные примеры.
- Значение сказок в ознакомлении с окружающим миром дошкольников.
1.2. Произведения русских писателей 18 века, вошедшие в круг «детского чтения»
- Перечислите авторов, чьи литературные произведения, вошли в программу обучения дошкольников.
- Приведите примеры литературного творчества В.А.Жуковского, В.А.Крылова.
- Перечислите сказки и стихи А.С.Пушкина, П.П.Ершова.
1.3. Основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века
- Назовите основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века.
- Назовите известных авторов детских литературных произведений второй половины 19 века.
- Расскажите в чем заключается роль произведений этих авторов в развитии детской литературы.
1.4. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов
конца 19 – начала 20 века.
- Назовите известных писателей детских литературных произведений конца 19 – начала 20 века
- Назовите известных детских поэтов конца 19 – начала 20 века.
- Приведите примеры произведений о детях и для детей конца 19 – начала 20 века.
Тема 2. Общие вопросы методики речевого развития дошкольников
2.1. Общие сведения о речи
- Раскройте понятия «язык», «речь»
- Перечислите функции, которые выполняет язык и речь. Кратко охарактеризуйте их.
- Является ли речь врожденной способностью человека? Обоснуйте свой ответ.
- Какие системы организма человека обеспечивают речь? Что к ним относится?
- Объясните, почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве?
- Раскройте понятие «общение».
- Перечислите функции общения. Кратко раскройте их суть.
- Какие виды общения Вам известны? Перечислите.
- Назовите стратегии общения.
- Какие позиции выделяют в тактике общения?
- Назовите средства общения.
2.2. Предмет методика развития речи, ее научные основы
- Назовите цель работы по развитию речи детей в детском саду.
- Охарактеризуйте понятие «культура речи».
- Задачами развития речи детей являются (назвать, дать краткое содержание)
- Определите ведущую задачу развития речи в дошкольном возрасте является. Дайте обоснование.
- Какая из традиционно выделяемых задач по сути таковой не является, а выступает как средство осуществления всех задач развития речи ребенка?
- Приведите примеры, как с помощью данного средства можно реализовывать задачи речевого развития.
- Каким образом мы можем проследить взаимосвязь речевых задач? Приведите примеры.
Тема 3. Дидактические основы развития речи детей
3.1. Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте
- Назовите цель речевого развития дошкольников.
- Перечислите задачи речевого развития дошкольников.
- Что подразумевается под словарной работой?
- Какие микрозадачи входят в воспитание звуковой культуры речи?
- Что предполагает работа по формированию грамматического строя речи?
- Какая задача речевого развития в дошкольном возрасте является центральной? Почему?
- Какие направления включает в себя работа по развитию связной речи?
- На что направлено развитие диалогической речи?
- На что направлено развитие монологической речи?
- Какая задача традиционно включается в круг задач развития речи, но по сути таковой не является?
- Что подразумевается под формированием элементарного осознания явлений языка и речи?
- Что обеспечивает формирование элементарного осознания явлений языка и речи?
- С какими задачами речевого развития связано формирование элементарного осознания явлений языка и речи?
- Чем по сути является задача «ознакомление с художественной литературой»?
- Перечислите этапы ознакомления дошкольников с художественной литературой, раскройте сущность каждого из них.
3.2. Методические принципы обучения детей родному языку
- Сравните понятия «общедидактические» и «методические» принципы.
- Перечислите методические принципы развития речи.
- Кратко охарактеризуйте принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Кратко охарактеризуйте принцип коммуникативного подхода к речи.
- Кратко охарактеризуйте принцип развития языкового чутья.
- Кратко охарактеризуйте принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Кратко охарактеризуйте принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
- Кратко охарактеризуйте принцип обогащения мотивов речевой деятельности.
- Кратко охарактеризуйте принцип обеспечения активной речевой практики.
3.3. Средства развития речи детей
- Перечислите средства развития речи детей.
- Назовите формы общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет.
- Расскажите, каким образом речь окружающих влияет на развитие речи детей.
3.4. Обучение родной речи и языку на занятиях.
- Перечислите виды занятий по родному языку.
- Назовите требования к проведению занятий по развитию речи.
- Назовите методы речевого развития дошкольников
- Приведите примеры наглядных, словесных и практических методов развития речи.
- Перечислите приемы речевого развития дошкольников. В каких случаях целесообразно уместно их использование?
Тема 4. Основные направления речевого развития дошкольников
4.1 Лексическое развитие детей дошкольного возраста
- Определите задачи словарной работы (формирования лексической стороны речи) с детьми дошкольного возраста в детском саду.
- Опишите ведущие направления словарной работы (формирования лексической стороны речи) с детьми дошкольного возраста.
- Перечислите виды занятий по формированию словаря (формированию лексической стороны речи).
- Назовите методы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
- Назовите приемы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4.2. Формирование грамматического строя речи у дошкольников
- Назовите цель и определите задачи формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
- Перечислите этапы усвоения детьми грамматических форм.
- Назовите направления педагогического содействия при формировании грамматического строя речи дошкольников.
- Перечислите виды занятий, на которых решаются задачи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
- Назовите методы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
- Назовите приемы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
4.3 Воспитание звуковой культуры речи
- В чем заключается сущность звуковой культуры речи, ее значение?
- В чем выражаются особенности овладения детьми звуковой стороной языка?
- Как организуется работа по воспитанию звуковой культуры речи?
- Охарактеризуйте структуру занятий по ЗКР.
- Перечислите этапы обучения правильному звукопроизношению. Кратко охарактеризуйте их.
4.4 Формирование у дошкольников связной речи
- Раскройте понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.
- В чем заключаются особенности развития связной речи в дошкольном детстве?
- Назовите задачи и содержание обучения связной речи.
- Назовите методы развития диалогической речи.
- Перечислите виды монологических высказываний.
- Назовите известные вас приемы обучения рассказыванию.
- Перечислите виды занятий по обучению рассказыванию.
4.5 Подготовка детей к обучению грамоте
- Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.
- Преемственность в работе ДОУ и школы по обучению дошкольников грамоте.
- Расскажите методику ознакомления со словом, выделение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
- Расскажите методику ознакомления с понятиями слог (часть слова), предложение.
- Расскажите методику ознакомления со звуковой стороной речи.
- Сравните понятия «звук» и «буква».
- В чем заключаются методические особенности ознакомления детей со звуковой стороной слова?
Тема 5. Организация диагностики речевого развития детей
5.1. Диагностика уровня речевого развития дошкольника
- Что подразумевает понятие «уровень речевого развития дошкольников»?
- Каким образом можно определить уровень речевого развития дошкольника?
- Назовите формы и методы диагностики речевого развития детей.
- Раскройте методику изучения словаря.
- Каким образом обследуют состояние грамматических навыков у детей?
- Раскройте методику изучения связной речи.
- Каким образом обследуют состояние звуковой стороны речи детей?
Тема 6. Организация работы с детьми, имеющими особенности в речевом развитии
6.1. Работа с детьми, имеющими склонность к словотворчеству
- Раскройте понятие детского словотворчества.
- Расскажите о психолингвистических основах детского словотворчества.
- Назовите направления работы с детьми, имеющими склонность к словотворчеству.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми,
испытывающими трудности в речевом развитии
- Перечислите виды речевых нарушений у детей.
- В чем заключается коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи III уровня?
- В чем заключается коррекционная работа с детьми с фонетико–фонематическим недоразвитием речи?
- В чем заключается коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития?
Тема 7. Организация работы по развитию речи у детей в дошкольных учреждениях.
7.1. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях
- Перечислите виды планирования работы по развитию речи детей в ДОУ.
- Назовите задачи методической работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
- Назовите основные направления методической работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
- Перечислите формы организации методической работы по развитию речи.