МДК 03.02 Вопросы для самоконтроля

Большова Юлия Евгеньевна

Учебно-методический комплект МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей:

 Вопросы для самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk_03.02_voprosy_dlya_samokontrolya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Тема 1. Детская литература как средство  речевого развития дошкольников

1.1.Русская детская литература

  1. Перечислите требования  к детской литературе.
  2. В чем заключается специфика детской литературы.  
  3. Раскройте понятие «устное народное творчество для дошкольников.
  4. Перечислите виды сказок. Приведите конкретные примеры.
  5. Значение сказок в ознакомлении с окружающим миром дошкольников.

1.2. Произведения русских писателей 18 века, вошедшие в круг «детского чтения»

  1. Перечислите авторов, чьи литературные произведения, вошли в программу обучения дошкольников.
  2. Приведите примеры литературного творчества В.А.Жуковского, В.А.Крылова.
  3. Перечислите сказки и стихи А.С.Пушкина,  П.П.Ершова.

1.3. Основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века

  1. Назовите основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века.
  2. Назовите известных авторов детских литературных произведений второй половины 19 века.
  3. Расскажите в чем заключается роль произведений этих авторов в развитии детской литературы.

1.4. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов

конца 19 – начала 20 века.

  1. Назовите известных писателей  детских литературных произведений конца 19 – начала 20  века
  2. Назовите известных  детских поэтов конца 19 – начала 20  века.
  3. Приведите примеры произведений о детях и для детей конца 19 – начала 20  века.

Тема 2.  Общие вопросы методики речевого развития дошкольников

2.1. Общие сведения о речи

  1. Раскройте понятия «язык», «речь»
  2. Перечислите функции, которые выполняет язык и речь. Кратко охарактеризуйте их.
  3. Является ли речь врожденной способностью человека? Обоснуйте свой ответ.
  4. Какие системы организма человека обеспечивают речь? Что к ним относится?
  5. Объясните, почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве?
  6. Раскройте понятие «общение».
  7. Перечислите функции общения. Кратко раскройте их суть.
  8. Какие виды общения Вам известны? Перечислите.
  9. Назовите стратегии общения.
  10. Какие позиции выделяют в тактике общения?
  11. Назовите средства общения.

2.2. Предмет методика развития речи, ее научные основы

  1. Назовите цель работы по развитию речи детей в детском саду.
  2. Охарактеризуйте понятие «культура речи».
  3. Задачами развития речи детей являются (назвать, дать краткое содержание)
  4. Определите ведущую задачу развития речи в дошкольном возрасте является. Дайте обоснование.
  5. Какая из традиционно выделяемых задач по сути таковой не является, а выступает как средство осуществления всех задач развития речи ребенка?
  6. Приведите примеры, как с помощью данного средства можно реализовывать задачи речевого развития.
  7. Каким образом мы можем проследить взаимосвязь речевых задач? Приведите примеры.

Тема 3.  Дидактические основы развития речи детей

3.1. Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте

  1. Назовите цель речевого развития дошкольников.
  2. Перечислите задачи речевого развития дошкольников.
  3. Что подразумевается под словарной работой?
  4. Какие микрозадачи входят в воспитание звуковой культуры речи?
  5. Что предполагает работа по формированию грамматического строя речи?
  6. Какая задача речевого развития в дошкольном возрасте является центральной? Почему?
  7. Какие направления включает в себя работа по развитию связной речи?
  8. На что направлено развитие диалогической речи?
  9. На что направлено развитие монологической речи?
  10. Какая задача традиционно включается в круг задач развития речи, но по сути таковой не является?
  11. Что подразумевается под формированием элементарного осознания явлений языка и речи?
  12. Что обеспечивает формирование элементарного осознания явлений языка и речи?
  13. С какими задачами речевого развития связано формирование элементарного осознания явлений языка и речи?
  14. Чем по сути является задача «ознакомление с художественной литературой»?
  15. Перечислите этапы ознакомления дошкольников с художественной литературой, раскройте сущность каждого из них.

3.2. Методические принципы обучения детей родному языку

  1. Сравните понятия «общедидактические» и «методические» принципы.
  2. Перечислите методические принципы развития речи.
  3. Кратко охарактеризуйте принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  4. Кратко охарактеризуйте принцип коммуникативного подхода к речи.
  5. Кратко охарактеризуйте принцип развития языкового чутья.
  6. Кратко охарактеризуйте принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  7. Кратко охарактеризуйте принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
  8. Кратко охарактеризуйте принцип обогащения мотивов речевой  деятельности.
  9. Кратко охарактеризуйте принцип обеспечения активной речевой практики.

3.3. Средства развития речи детей

  1. Перечислите средства развития речи детей.
  2. Назовите формы общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет.
  3. Расскажите, каким образом речь  окружающих  влияет на развитие речи детей.

3.4. Обучение родной речи и языку на занятиях.

  1. Перечислите виды занятий по родному языку.
  2. Назовите требования к проведению занятий по развитию речи.
  3. Назовите методы речевого развития дошкольников
  4. Приведите примеры наглядных, словесных и практических методов развития речи.
  5. Перечислите приемы речевого развития дошкольников. В каких случаях целесообразно уместно их использование?

Тема 4.  Основные направления речевого развития дошкольников

4.1 Лексическое развитие детей дошкольного возраста

  1. Определите задачи словарной работы (формирования лексической стороны речи) с детьми дошкольного возраста в детском саду.
  2. Опишите ведущие направления словарной  работы (формирования лексической стороны речи) с детьми дошкольного возраста.
  3. Перечислите виды занятий по формированию словаря (формированию лексической стороны речи).
  4. Назовите методы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
  5. Назовите приемы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.

4.2. Формирование грамматического строя речи у дошкольников

  1. Назовите цель и определите задачи формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
  2. Перечислите этапы усвоения детьми грамматических форм.
  3. Назовите направления педагогического содействия при  формировании грамматического строя  речи дошкольников.
  4. Перечислите виды занятий, на которых решаются задачи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
  5. Назовите методы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
  6. Назовите приемы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.

4.3 Воспитание звуковой культуры речи

  1. В чем заключается сущность звуковой культуры речи, ее значение?
  2. В чем выражаются особенности овладения детьми звуковой стороной  языка?
  3. Как организуется работа по воспитанию звуковой культуры речи?
  4. Охарактеризуйте структуру занятий по ЗКР.
  5. Перечислите этапы обучения правильному звукопроизношению. Кратко охарактеризуйте их.

4.4 Формирование у дошкольников связной речи

  1. Раскройте понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.
  2. В чем заключаются особенности развития связной речи в дошкольном детстве?
  3. Назовите задачи и содержание обучения связной речи.
  4. Назовите методы развития диалогической речи.
  5. Перечислите виды монологических высказываний.
  6. Назовите известные вас приемы обучения рассказыванию.
  7. Перечислите виды занятий по обучению рассказыванию.

4.5 Подготовка детей к обучению грамоте

  1. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.
  2. Преемственность в работе ДОУ и школы по обучению дошкольников грамоте.
  3. Расскажите методику ознакомления со словом, выделение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.  
  4. Расскажите методику ознакомления с понятиями слог (часть слова), предложение.
  5. Расскажите методику ознакомления со звуковой стороной речи.
  6. Сравните понятия «звук» и «буква».
  7. В чем заключаются методические особенности ознакомления детей со звуковой стороной слова?

Тема 5. Организация диагностики речевого развития детей

5.1. Диагностика уровня речевого развития дошкольника

  1. Что подразумевает понятие «уровень речевого развития дошкольников»?
  2. Каким образом можно определить уровень речевого развития дошкольника?
  3. Назовите формы и методы диагностики речевого развития детей.
  4. Раскройте методику изучения словаря.
  5. Каким образом обследуют состояние грамматических навыков у детей?
  6. Раскройте методику изучения связной речи.
  7. Каким образом обследуют состояние звуковой стороны речи детей?

Тема 6. Организация работы с детьми, имеющими особенности в речевом развитии

6.1. Работа с детьми, имеющими склонность к словотворчеству

  1. Раскройте понятие детского словотворчества.
  2. Расскажите о психолингвистических основах детского словотворчества.
  3. Назовите направления работы с детьми, имеющими склонность к словотворчеству.

  1. Коррекционно-развивающая работа с детьми,

испытывающими  трудности в речевом  развитии

  1. Перечислите виды речевых нарушений у детей.
  2. В чем заключается коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи III уровня?
  3. В чем заключается коррекционная работа с детьми с фонетико–фонематическим недоразвитием речи?
  4. В чем заключается  коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития?

Тема 7. Организация работы по развитию речи у детей в дошкольных учреждениях.

7.1. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях

  1. Перечислите виды планирования работы по развитию речи детей в ДОУ.  
  2. Назовите задачи методической работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
  3. Назовите основные направления методической работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
  4. Перечислите формы организации методической работы по развитию речи.