Проект «Неделя Воинской Славы России»

Ляшова Екатерина Стефановна

У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

 «Неделя Воинской Славы России»

Пояснительная записка

Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е. С., Коломийченко Л. В., Парамонова Л. А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою

сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Актуальность проекта:

У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков.

И в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории нашего государства, в законе установлены дни воинской славы России. Необходимо, чтобы все поколения, начиная с дошкольного возраста, помнили  о том, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны мирным небом над головой. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

О героях, отстоявших нашу Родину в тяжелые времена, и их подвигах, которые вечно будут жить в душе каждого россиянина, вызывая гордость за своих предков и восхищение силой и величием русского народа был создан этот проект «Поклонимся Великим тем годам».

Новизна проекта:

1. Пропаганда памятных дат с разъяснением истории их возникновения и значимости для нашей страны;

2. Проникновение в духовные пласты личности ребенка, в его эмоционально-эстетические и социально-нравственные сферы;

3. Воспитание патриотических чувств у детей и увековечивание памяти павших защитников Отечества.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-информационный, исследовательский; познавательно-развивающий; открытый, межгрупповой. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители.

Цель проекта:  Воспитание патриотизма у детей-дошкольников, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Развивать игровую деятельность детей;

2. Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;

3. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;

4. Формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;

5. Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков;

6. Формировать представления детей о событиях ВОВ;

7. Познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»;

8. Формировать представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики»;

9. Развивать связную речь;

10. Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.;

11. Учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации;

12. Подвести к восприятию художественных произведений о войне;

13. Учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;

14. Развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;

15. Развивать продуктивную деятельность детей;

16. Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Развивающие: Развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательные:

1. Формировать эмоциональную заинтересованность;

2. Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;

3. Воспитывать патриотические чувства;

4. Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;

5. Воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.

Формы организации проекта

  • Беседы;
  • НОД;
  • Мини-выставки;
  • Составление рассказов;
  • Коллекционирование;
  • Физкультурный досуг;
  • Консультации для родителей.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

  • Просмотр презентации «Великая Отечественная война 1941-1945 г.»;
  • Анкетирование родителей «Память о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.»;
  • Анкетирование детей с целью выявления уровня сформированной знаний и представлений о Великой Отечественной войне.

II этап – основной (практический)

  • Знакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной войне;
  • Рассматривание иллюстраций, фото военных лет и репродукций картин художников о ВОВ;
  • Заучивание стихов, составление рассказов, беседы;
  • Выставка книг о войне и боевой техники;
  • Слушание и разучивание военных песен;
  • Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
  • Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
  • Показ презентаций «Города герои»; «Великие полководцы»
  • Пополнение развивающей среды;
  • Выставки детских работ, семейных коллекций.

III этап – итоговый

  • Обработка результатов по реализации проекта;
  • Презентация проекта «Этих дней не смолкнет слава».

Место проведения: МДОУ  ЦРР Детский сад №4 «Золотой ключик».

Сроки проведения: С 5 декабря  2016 года по 9 декабря  2016 года.

Проблема

Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле:

1. Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.

2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:

  • Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
  • Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода;
  • Недостаточность материалов о героях ВОВ и о местах воинской славы.
  • У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат.

Ожидаемые результаты проекта 

Дети

•Повысится уровень осведомлённости дошкольников и их родителей об истории России в период Великой Отечественной войны;

•Пополнится материалом о ВОВ патриотический уголок;

•Дети будут иметь представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ, об истории памятных мест родного села;

•Ознакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;

•Расширится словарный запас;

•В процессе реализации проекта у дошкольников сформируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину;

Родители: Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность;

Педагоги:

Осуществляют инновационную деятельность;

Повышают профессиональный уровень;

Пополняется методическая копилка (Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим группам).

Практическая значимость

Проект «» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1 Постановка цели, определение форм работы.

2 Составление плана деятельности

3 Сбор информации для создания мини-музея

4 Оформление книжного уголка

5 Сбор фотоматериалов и документов о прадедах участниках войны для создания “Книги памяти”

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

1 Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Неизвестный солдат»«Битва под Москвой»«Герои Отечества»;

2 Просмотр фрагментов из документальных фильмов о войне «Как начиналась война»,«Дети войны»«Битва под Москвой»;

3 Оформление коллективной выставки работ по изобразительной деятельности на тему «Города герои»;

4 Изготовление гирлянды памяти «Битва под Москвой»;

5 Чтение художественной литературы с последующим обсуждением, пересказом отрывков: Л. Кассиль «Твои защитники»«Памятник солдату»; В. Е. Карасева «Маленькие ленинградцы»; С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина»«Идет война народная»;

В. Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня»; Б. В. Павлов «Вовка с ничейной полосы»«На безымянной сопке» (повесть); В. Морозов «Марат Казей»;

Заучивание стихотворений: В. Михалков «Победа»; О. Маслова «Пусть будет Мир»; Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге;

6 Беседы о ВОВ«Родина-мать зовет!»«Дети войны»«Великие битвы»«Маленькие герои большой войны»;

7 Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций известных художников о войне: С. В. Герасимова «Мать партизана»; А. И. Лактионова «Письмо с фронта»; Б. С. Угарова«Возвращение»;

8 Дидактические игры «Как называется военный»«Узнай и назови»«Скажи наоборот»;

Сюжетно-ролевые игры «Моряки»«Пограничники»

Подвижные игры «Перенеси боеприпасы»«Полоса препятствий»«Бег в каске»;

11 Слушание музыкальных произведений«О той весне»,  «В землянке», «Прощание славянки» (Агапкин В. И.)«Мы за ценой не постоим» (муз. и сл. Б. Окуджавы);«День Победы» (Д. Тухманова), «Катюша»

13 Сбор информации для «Книги Памяти» 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1 Изготовление гирлянды памяти «Битва под Москвой»;

2 Мини-музей «Воинской Славы» 

 3 Альбом «Война глазами детей» Альбом «Помним, гордимся!» 

4 Стенд «Гордимся вами, Земляки!» 

5 Презентация «Помним, гордимся, благодарим!» Презентация «Велики полководцы»  Презентация «Города ГЕРОИ»

7Выставка поделок «Письмо солдата»

План реализации проекта

Дата

Тема

Содержание

5декабря

2016 год

«Что мы знаем о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?»

 

Просмотр презентации «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».

Анкетирование родителей «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Анкетирование детей «Что мы знаем о

Великой Отечественной войне 1941-1945 г.?».

Дидактические игры с детьми: «Назови рода войск», «Чья форма?», «Кому что нужно?», «Что для чего?», «Кто больше назовет качеств героя?», «Вещи военного времени», «Назови пословицу», «Раньше и теперь», «Защитники отечества», «Великие люди России».

6декабря

2016 год

«Детям о войне»

 «Мы помним, мы

гордимся!»

Консультация для родителей «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.?»

Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток, книг с изображением ВОВ.

Слушание песен военных лет.

Беседы с детьми: «Великая Отечественная война 1941-1945 г.», «Почему война называется Великой Отечественной?», «Дети и война», «Праздник День Победы», «Победа».

Чтение и заучивание наизусть стихов о войне.

НОД по аппликации «Письмо солдата».

7екабря

2015 год

«Никто не забыт,

ничто не забыто!»

Чтение детям произведений Ю. Яковлева «Как Сережа на войну ходил», И. Туричина «Крайний случай», Н. Ходзы «Дорога жизни», С.Я. Маршака «Мальчик из села Поповки».

НОД по развитию речи ««Полководцы».

Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики и

Пехотинцы», «Моряки», «Российская армия».

8декабря

2016 год

«Этих дней не смолкнет слава»

Оформление гирлянды памяти «Война. Победа. Память».

НОД по патриотическому воспитанию

«Вспомним те дни».

 Подвижные игры: «Кто быстрее?», «Перетягушки», «Сапёры», «Перевяжи раненого», «Кто самый меткий?», «Чей отряд быстрее посадит самолеты?», «Будь внимательным», «Парашюты», «Доставь патроны», «Салют».

9декабря

2016 год

«Наша армия родная» «Победой кончилась война»

НОД по рисованию «Праздничный салют».

Выставка детских рисунков «Победой кончилась война».

Оформление альбома «Они вернулись с победой».

Физкультурный досуг «Мы солдаты, бравые ребята». Подведение итогов в реализации проекта.

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.

Отчет:

В целях повышения  эффективности  патриотического  воспитания в МБДОУ д/с № 4 проведена Неделя  Воинской  Славы,  педагогами ДОУ,   были  проведены   мероприятия по реализации проекта, мероприятия включали в себя два направления работы: с родителями и с детьми, по обоим направлениям мы работали одновременно.

Поэтому мы продумали разнообразные формы работы с родителями по решению данных проблем. Первоначальные представления родителей о недели Воинской

славы были сформированы через такие формы работы, как — цикл бесед, плакат, наглядно-информационные формы работы и другие. Из цикла бесед родители узнали  о  датах Воинской славы Российской Федерации, воспитатели дали  

консультацию для родителей «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.?», провели анкетирование «Память о Великой  победе».  

Воспитатели рассказали детям о «Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», «Почему война называется Великой Отечественной?», «Дети и война», «Праздник День Победы», «Победа».

 - 5 декабря  провели занятие  в  старшей группе   «День  Неизвестного  Солдата».  Детям  была  показана  презентация «Герои  ВОВ», минутой  молчания  почтили 

память  погибших  героев.  В  заключении  было  проведено  занятие, где ребята  изготовили  из  бумаги аппликацию  « Письмо солдата» . 

 Цель  данного  мероприятия:  познакомить  детей  с  жизнью  людей во  время  ВОВ,  рассказать  о  героическом  подвиге  народа  в  ВОВ,  воспитывать  бережное  отношение  к  народной  памяти,  уважение  к  героям  Родины;

  -  7 декабря  в  честь  начала  контрнаступления  советских  войск  против  немецко-фашистских  войск  в битве  под  Москвой   воспитатель  рассказал  детям  о героических фактах в истории русского народа.

Воспитатель подготовил    рассказ о мужестве советских солдат , о подвигах солдат; рассказали  стихи о войне, мужестве, героизме,  спели песни о военных годах.

   - 9  декабря  в  ДОУ  проведено  тематическое  занятие -  «День  героев  Отечества».  Ребят  познакомили  с  историей появления  этого  праздника,  с

самой  главной  воинской  наградой -  военным  орденом  Святого Георгия  Победоносца,  подбирали  родственные  слова  к  слову  «Отечество».

Была  проведена  выставка рисунков, где  были  задействованы  родители  дошкольников.

Цель  мероприятия: формировать у  дошкольников  чувство  патриотизма,  уважения  к  истории  России, развивать  чувство  гордости  и уважения  к  воинам  -  защитникам  Отечества,  воспитывать  любовь  к  Родине.

  -  Педагоги  ДОУ  подготовили  для  родителей  информацию  о  проводимых  мероприятиях,  с разъяснением  истории   возникновения  памятных  дат,  рассказали  о  значимости  проводимых  мероприятий  для  нашей  страны.  

Силами родителей был изготовлена выставка «Военной техники».

В вечернее время организовывали с детьми свободную художественную деятельность,

для закрепления знаний о войне и военной техники.    

 Детям предлагалось рисовать, лепить и раскрашивать различные раскраски на военную тематику.

В конце недели мы с детьми сделали плакаты: «Города Герои» где закрепили и вспомнили все наши знания полученные во время занятия.

Проект «Поклонимся Великим тем годам» был реализован с 5 декабря 2016 года по 9 декабря  2016 года. В проекте приняло участие 25 родителей и 25 детей группы. По результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема О героях, отстоявших нашу Родину в тяжелые времена, и их подвигах, которые вечно будут жить в душе каждого россиянина, вызывая гордость за своих предков и восхищение силой и величием русского народа , заинтересовала наших родителей, самые  активные и заинтересованные родители, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, взаимодействовали с детьми через совместную исследовательскую проектную деятельность.
В результате работы с де
тьми, при реализации данного проекта, были достигнуты следующие задачи:  сформировалась эмоциональная заинтересованность; побудили

детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;  воспитали патриотические чувства и  желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной.

Используемые источники:

1. ФЗ от 13 марта 1995 года №32-ФЗ «О днях Воинской славы и памятных датах России»

2. Письмо Минобразования Ростовской области от 24.11.2016г № 24/3.1 – 9151 «О проведении Недели Воинской Славы»;

3. Чупахина Т. Н. Дни Воинской Славы. //Читаем, учимся, играем. - 2009.- №10, с. 66-79

4. Битва за Москву. – М.: Московский Рабочий,1985.

5.1418 дней войны. – М: Политиздат,1990.

6. «Педагогика» М. Б. Зацепина» Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет»http://TheLib.Ru, электронная библиотека.

7. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред.  Л.А. Кондрыкинской. – М.:

ТЦ Сфера, 2006г.

8. Воспитываем любовь к малой родие // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004г. №5. С.19-22 . Дрешина Е.И
9. Родной край. – М.: Просвещение, 1990г. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А.

10. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005г. Ильчук Н.
11. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С.8-9 Казакова И.


12. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005г. Ковалева Г.А.
13.Система патриотического воспитания в ДОУ. – Издательство «Учитель». Гордеева Е. П.,