Содержание и методы работы по культуре речи младших школьников

Булыгина Анна Айдаровна

Предварительный просмотр:

            Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической), методической литературе. Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане её сопоставления с языком. Для них язык – это «средства общения и возможности (потенции)», речь – «те же самые средства в действии (реализации)»

  Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия выказывания, т.е. как психологический процесс

  Методисты же рассматривают речь как предмет обучения, именно поэтому говорят о «развитии речи» с учебно-педагогической точки зрения.

Речь – это вид деятельности человека, представляющий собой реализацию мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей и является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта

  • ряду ступеней познания внешнего мира высшей формой познавательной деятельности человека выступает мышление. Сравнение, анализ, синтез, обобщение,

абстрагирование, конкретизация – вот основные операции мышления. Средством же выражения и существования мышления является язык. Обучение связной речи младших школьников, безусловно, способствует развитию мышления детей, совершенствует и обогащает способы выражения мысли новыми средствами. Овладение речевыми навыками способствует развитию личности школьника, так как ведёт к познанию детьми новых явлений реальной действительности.

  • работе по развитию речи младших школьников в методике выделяются три направления.

  1. Работа над словом: обогащение и расширение словарного запаса, уточнение словаря, активизация словарного запаса, устранение нелитературных слов;

  1. Работа над словосочетанием и предложением предусматривает упражнения на основе образца (чтение предложений, их анализ); конструктивные (нахождение границ предложений в тексте, написанном без точек и заглавных букв, распознавание грамматической основы слова с помощью вопросов, выражение одной мысли в нескольких вариантах предложений); творческие (составление словосочетаний и предложений по иллюстрации, по данным словам и др.);

  1. Работа над связной речью (текстом) предлагает следующие виды упражнений.

Работы  на  основе  образца  включают  пересказы  и  изложения,  близкие  к  тексту.

Конструктивные        упражнения        –        это,        например,        сжатый        пересказ,        изложение.

11


Творческие работы отличаются многообразием вариантов: творческие пересказы и изложения, устные рассказы по наблюдениям, по началу или концу, по данному плану, по картине, на заданную тему, импровизация и драматизация сказок.

Методика не может не учитывать особенностей видов речи.

Психологи выделяют речь внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь выражается в звуках или графических знаках, рассчитана на восприятие другими людьми. Внутренняя речь – это „мысленная“ речь, обращённая как бы к самому себе. Она лишена чётких грамматических форм, оперирует отдельными знаменательными словами и сочетаниями слов.

Внешняя речь может реализовываться в монологе и диалоге (полилоге).

Диалог (полилог)  это разговор двух или более лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик собеседника, от ситуации общения. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, т.к. их содержание дополняется мимикой, жестами, интонацией, самой ситуацией общения. В диалоге много неполных и

номинативных предложений, часты предложения вопросительные и восклицательные, обращения, встречается разговорная лексика. Особенностью диалога является эмоциональность. В разговорном диалоге в зависимости от ситуации, от намерений и целей говорящего предметные значения слов могут стать средством выражения эмоционального смысла.

Школьным вариантом диалога является беседа, в которой, как правило, используются полные предложения, т.к. ставится цель обучения правильному построению таких предложений. Такие диалоги носят искусственный характер, поскольку они являются, по сути, учебной речью, отличающейся от естественной.

Монолог  это речь одного лица. Он требует большей собранности, сосредоточенности, определённого волевого усилия говорящего или пишущего, хорошей предварительной подготовки. Школьные монологи – это пересказ прочитанного, рассказ, сообщение ученика, письменное сочинение и т.п.

Внешняя речь выражается в устной и письменной формах. Устная речь обладает большими выразительными возможностями, может оказать более сильное непосредственное воздействие на слушателей. Особенностью устной речи является её неподготовленность, спонтанность, т.к. говорящий не имеет времени на обдумывание. Поэтому в устной речи синтаксис проще, размер предложений меньше.

Письменная речь полнее и сложнее устной, она изобилует сложными и осложненными предложениями и конструкциями, книжными словами и оборотами. Большое значение для письменной речи имеет соблюдение норм орфографии и пунктуации, для устной – орфоэпии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске) Факультет «Технологии и менеджмент» Кафедра «Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины» Презентация на тему: Содержание и методы работы по культуре речи младших школьников Выполнила студентка 4 курса А. А. Плотникова Преподаватель: к. соц. н., В.И. Лабунская Волгодонск 2017

Слайд 2

Речь – это вид деятельности человека, представляющий собой реализацию мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей и является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта .

Слайд 3

В работе по развитию речи младших школьников в методике выделяются три направления : 1)Работа над словом : обогащение и расширение словарного запаса, уточнение словаря, активизация словарного запаса, устранение нелитературных слов ; 2)Работа над словосочетанием и предложением предусматривает упражнения на основе образца (чтение предложений, их анализ); конструктивные (нахождение границ предложений в тексте, написанном без точек и заглавных букв, распознавание грамматической основы слова с помощью вопросов, выражение одной мысли в нескольких вариантах предложений); творческие (составление словосочетаний и предложений по иллюстрации, по данным словам и др .);

Слайд 4

3)Работа над связной речью (текстом) предлагает следующие виды упражнений: А) работы на основе образца включают пересказы и изложения, близкие к тексту. Б) Конструктивные упражнения – это, например, сжатый пересказ , изложение. В) Творческие работы отличаются многообразием вариантов: творческие пересказы и изложения, устные рассказы по наблюдениям, по началу или концу, по данному плану, по картине, на заданную тему, импровизация и драматизация сказок.

Слайд 5

Внешняя речь выражается в звуках или графических знаках, рассчитана на восприятие другими людьми. Внутренняя речь – это „мысленная“ речь, обращённая как бы к самому себе. Она лишена чётких грамматических форм, оперирует отдельными знаменательными словами и сочетаниями слов. Внешняя речь может реализовываться в монологе и диалоге ( полилоге ) . Диалог ( полилог ) – это разговор двух или более лиц. Монолог – это речь одного лица. Внешняя речь выражается в устной и письменной формах