Технологическая карта урока музыки по теме "Церковное песнопение" 4 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

Иванова Татьяна Владимировна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МУЗЫКЕ ПО ТЕМЕ "ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ" 4 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tserkovnye_pesnopeniya.docx20.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                 


Тема четверти: «Русь изначальная»
Тема урока:
«Русь православная»

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с церковным песнопением.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знакомство с церковными песнопениями;

2. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

3. Развивать музыкальные способности.  
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3. Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.
Оборудование: Компьютер, доска,  проектор, колонки.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

2

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

Подготовиться к уроку.
Настроиться на урок.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.

8

-Ребята, мы с вами изучаем раздел «Русь изначальная», вспомните, когда люди пели песни?

-Правильно, а сегодня я вас приглашаю послушать песнопение, а где это, вы мне скажете сами.

Звучит «В церкви». П.И.Чайковский

-Ребята, давайте подумаем, какой будет тема нашего урока?. 

-Церковные песнопения-это тема нашего урока, а какие поставим цели на урок?

Есть  произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир,  есть музыка, которая очищает душу, просветляет ее. Такая музыка звучит в церкви.

       Кто из вас посещал собор или церковь, кто был на службе?

На работе, в поле, во время отдыха

Это церковь.

Церковные песнопения.

Ответы учащихся.

К: Участвуют в учебном диалоге.

М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству  

Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство.

3

Работа по теме урока.

10

  1. Слово учителя.

-В 988г. Русь приняла православную веру. С тех пор вся жизнь православного русского человека от рождения до кончины связана с православной церковью. В церкви крестят младенцев, совершают таинства венчания, отпевают умерших. При этом звучат специально предназначенные для каждого случая песнопения.

А у композитора П.И. Чайковского есть даже произведение из «Детского альбома». И называется оно «В Церкви». Мы её только что прослушали.

Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Действительно, в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

-Многие церковные песнопения созданы в честь русских святых. Послушаем о Сергие Радонежском.

-А теперь, послушаем церковную песнь о Сергие Радонежском. Какая музыка, какие чувства и какое настроение?

Слушают учителя

Инок-монах

К: Участвуют в учебном диалоге.

М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству  

Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство

4




















10

Церковные песнопения отражают все основные события церковного календаря. А какие церковные праздники вы знаете?

- В этот день Христос въехал в город Иерусалим. В те времена цари въезжали в город на конях, что предвещало войну или на ослах, что было знаком мира. Иисус въехал в город на осле. (Слайд шоу) Люди подстилали под ноги ослика пальмовые ветви и свои одежды, торжествовали и радостно приветствовали его. Народ города верил, что человек, творивший божественные чудеса, есть тот победитель, который освободит их от власти римлян и даст земное счастье. Иисус же нес избавление человеку от пороков, чтобы человек стал светлее, сильнее, мудрее, счастливее.

На Руси этот праздник стали отмечать в X веке. Праздник приходится на раннюю весну, и вербное воскресение - всей земли пробуждение, когда под действием весенних солнечных лучей вся природа просыпается и оживает. Его также называют вход Господня в Иерусалим. Веточки вербы на Руси имеют такую же священную роль, как и листья пальмы. Вербе приписывалась магическая сила одарять плодородием, здоровьем, очищать от нечистой силы. Освещенную вербу хранили весь год за иконами и верили, что она защитит дом от пожара, посевы от града, а людей убережет от зла.

Этому священному празднику посвящено немало картин и стихов. А так же этому празднику посвящают песни, и сегодня мы познакомимся с музыкой, посвящённой этому празднику.


- Могут ли вербочки звучать? Сейчас вы послушаете песни и затем ответите на вопросы.

Рождество, пасха, троица

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка.


5.

Пение: «Вербочки» (песнопение)

10

Разучивание песни «Вербочки». Слова А.Блока, музыка А.Т.Гречанинова

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

П: Развитие певческих и слушательских способностей.

6.

Рефлексия.

5

-Вспомните какая тема урока?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Где могут вам понадобится эти знания?

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный  Материал.