Логоритмика в детском саду. Тема: Музыкальные коммуникативные загадки (Осень. Животные)

Анисимова Лариса Гурьевна

МДОУ «Детский сад №22» г. Ростов Ярославской области

 

Составила учитель-логопед Анисимова Л.Г.

Занятие по логоритмике

Для детей с ОНР (I, II, III уровней) и ЗПР

Тема: Музыкальные коммуникативные загадки

(по лексическим темам «Осень», «Дикие и домашние животные»)

Цель:  Развивать психические процессы и коммуникативные навыки у дошкольников с ОНР и ЗПР

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь по теме «Осень», «Дикиеживотные»

- закреплять правильное произношение гласных [а], [у], [о], [э], [ы], [и] и согласных [п],

  [пь], [б], [бь], [м], [мь], [ш], [ж]   в речи детей

- формировать певческие навыки

- развивать основные виды движений (бодрый шаг, легкий бег, поскоки, прыжки на двух ногах, притопы,  хлопки в ладоши, покачивания), танцевальные элементы: пружинный шаг, поскоки, «полочка», «фонарики», «моталочка», выставление пятки вперед на носок с раскрыванием рук перед собой и наклоном вперед)

- учить игре на ударных музыкальных инструментах

Коррекционные:

- развивать артикуляционный аппарат и дыхательную систему, мимическую мускулатуру

- развивать координацию движений и нормализовать их темп и ритм

- формировать слоговую структуру слова

- развивать эмоционально-волевые качества

- развивать пространственную ориентировку

- развивать внимание, слуховое восприятие

Оздоровительные:

- укреплять сердечно-сосудистую систему, двигательную систему

- развивать выносливость

Воспитательные:

- воспитывать музыкальную культуру

- воспитывать этические отношения

- воспитывать коммуникативное поведение (умение слушать собеседника, поддерживать

  диалог, развивать доброжелательное отношение к окружающим людям, взаимопомощь и

  поддержку)

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе исполнения музыкально-

  ритмических движений

Развивающие:

- развивать саморегуляцию и самоконтроль

- развивать познавательные психические процессы

- развивать интерес к музыкально-ритмической деятельности

 

Оборудование: мультимедиа, экран, ноутбук, осенние листочки, мимические листочки; маски козлят, мышки, зайца, лягушки, лисы, волка, медведей, ежа; «мостик» (полоска линолеума или ребристая дорожка), деревянные кубики, бубны, веревка, «дощечки» полоски из линолеума.

 

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Логопед: - Ребята, а вы любите музыку? А музыкальные загадки умеете отгдывать?

Хотите поиграть? Посмотрите на знаки (пешеход идет, запрещенное движение), как вы думаете, что музыка хочет загадать? (Двигаться шагом, остановиться). Музыка звучит – движение разрешено. Музыка прекратилась – движение запрещено.

(Усложнение: -поднять листочек вверх при прекращении музыки и остановке)

I.1. «Марш» муз. Г. Анисимовой

Задачи: Развивать ритмичность движений, слуховую чувствительность, ощущения начала и окончания музыки.

II. Основная часть

Упражнения для мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата и фонационного дыхания, интонации, мимики

Задачи: Развивать силу голоса, умение распределять дыхание,  развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова.

II.1.1.: «Лес» -Как нас встречает лес?

У-у-у – встревожился лес.

            О-о-о – удивился лес.

            А-а-а – обрадовался лес.

II.1.2.: Распевка «Лесные картинки» (гаммы)

            Са-а-а – в лесу бегает лиса (мягкие движения рук).

            Со-о-о – еж свернулся в колесо («моталочка»)

            Бу-у-у – сидит белка на дубу.

II.1.2. Разминка «Звериная зарядка» (Речь с движениями)

            Медвежонок – топ–топ.

            А ежонок  –  хлоп-хлоп.

            А волчонок – щелк-щелк.

            А зайчонок – скок-скок.

            А лисенок -  шмыг-шмыг.

            А лосенок –   брык-брык.

            А бельчонок – скок-скок

А рысенок – скок-скок

II.2.1.   Распевка Упражнение № 3 муз. Г.Анисимовой «Дождь пошел»

Задачи: Петь распевно низходящий звукоряд из трех звуков, активизировать движения губ, нижней челюсти. Развитие фонематического восприятия (дифференциация парных звонких и глухих согласных, развитие дыхания, отрывистого звукообразования, чередования длинных и коротких звуков (длительностей), тихого и громкого звучания.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба, па-па-па

Бо-бо-бо, бо-бо-бо, по-по-по

Бу-бу-бу, бу-бу-бу, пу-пу-пу

II.2.2.  Пение «Ежик» муз. и сл. Г.Анисимовой

Задачи: Развивать коммуникативные умения, пение в диалоге, развивать дыхание, протяжность певческих фраз, воспроизводить ритмические элементы,  автоматизировать звуки [ш],[ж]

II.2.3. Песня-игра «Игра с листочками» С. Насауленко

(«Чей кружок быстрее соберется?»)

Задачи: Развивать слуховое, зрительное внимание, мышление. Отрабатывать основные виды движений – спокойную ходьбу, легкий бег. Реагировать на смену музыки двухчастного произведения и ее прекращение. Классифицировать листочки по названию дерева, по цвету

Логопед: - Подарим листочки ежику? Он себе сделает норку из них.

II.3.  Игры-драматизации. Детям предлагается на выбор поиграть в музыкальные сказки «Теремок» (дети распределяют роли, угадывают мелодию, изображают животных)

или «Упрямые козлята»

Задачи: Развивать эмоциональный и двигательный отклик, выразительность движений, оптико-пространственную ориентировку, слуховое внимание, активные действия. Передавать элементы игрового музыкального образа Развивать реакцию на смену мелодии двухчастной формы, на окончание музыки.

Танец по сказке «Упрямые козлята» («Козочки» муз. В. Витлина)

а) Слушание музыки, припоминание знакомой сказки

б) 1-я часть – прохлопать ритмический рисунок, 2-я часть – воспроизводить сильную долю хлопками

в)  Отработать поскоки

            г)  Дети надевают маски белых и черных козлят.

1-я часть музыки: поскоки врассыпную по залу, в заключении  - остановка у моста с   

двух сторон

            2-я часть музыки: белые козлята выполняют притоп одной ногой (стучат копытом),  

                                            а черные - покачивают головой сверху вниз (трясут бородой) на

                                            сильную долю в музыке, затем  меняются движениями;

 3-я часть музыки:  козлята заходят на мостик, кладут руки на плечи впереди  

                                  стоящему, выполняют покачивания вперед–назад, в стороны по

                               

  ящему,                                   азки

  2 раза (бодаются, толкаются), в заключении прыгают с моста в  

                                  разные стороны и приседают

II.4. Игра с бубном «Веселый бубен»  муз.  К. Карпинского

Задачи:  Осваивать исполнительскую деятельность,  умение играть на бубне. Развивать ручной праксис в сочетании с произношением слогов. Реагировать на смену ритмического рисунка двухчастной формы произведения в двухдольном размере.

            1-я часть – дети ударяют в бубен по 2 раза на нечетные такты, повторяя слоги ТА-ТА

            2-я часть -  ритмично, равномерно стучат в бубен или звенят бубном, повторяя слоги ТИ-ТИ-ТИ-ТИ

III.  Заключительная часть

III.1. Танец « Белочка с орешками» (р. н. м. «Во саду ли …»)

(танцевально –ритмическая композиция Т Суворовой)

Задачи: Начинать движения после вступления. Ритмично стучать кубиками. Отрабатывать танцевальные движения.

  1. 1 – 2 такты – ударять кубиками около правого уха 3 раза, затем 3 раза – около левого

                             уха (ритмический рисунок)

       3 – 4 такты – повторяются движения 1 -2 тактов.

       5 – 8 такты – кружатся вокруг себя на легком пружинном шаге, вращая кистями рук с

                              орешками на уровне глаз («фонарики»).

        9 – 16 такты – повтояются движения 1 – 8 тактов.

Отыгрыш: присесть на корточки.

  1. 1 – 4 такты – ударять кубиками об пол в ритм музыки: вправо 3 раза, влево 3 раза.

                                 (Повторить два раза).

          5 – 8 такты – вращать кистями рук с кубиками («фонарики»).

          9 – 16 такты – повторяются движения 1 – 8 тактов.

Отыгрыш: руки сложить «полочкой»

      3. 1 – 4 такты – поочередное выставлять ноги на пятки (на сильную долю), руки 

                                 раскрывать в стороны и складывать «полочкой».

           5 – 8 такты – кружиться вокруг себя легкими шагами.

           9 – 12 такты – повторять движения 1 – 8 тактов.

III.2. Итог:   Какие музыкальные загадки в сегодня разгадали? Что запомнилось, понравилось? Какие были трудности? С каким настроением уходите с занятия?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou.docx21.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №22» г. Ростов Ярославской области

Открытое занятие по логоритмике

Для детей с ОНР (I, II, III уровней) и ЗПР

Тема: «Музыкальные коммуникативные загадки»

(по лексическим темам «Осень», «Дикие и домашние животные»)

Составила учитель-логопед Анисимова Л.Г.

Провели совместно

с музыкальным руководителем Мячиной В.А.

и воспитателем Смоловой О.А.

Октябрь

2017

Цель:  

Развивать психические процессы и коммуникативные навыки у дошкольников с ОНР и ЗПР

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь по теме «Осень», «Дикиеживотные»

- закреплять правильное произношение гласных [а], [у], [о], [э], [ы], [и] и согласных [п],

  [пь], [б], [бь], [м], [мь], [ш], [ж]   в речи детей

- формировать певческие навыки

- развивать основные виды движений (бодрый шаг, легкий бег, поскоки, прыжки на двух ногах, притопы,  хлопки в ладоши, покачивания), танцевальные элементы: пружинный шаг, поскоки, «полочка», «фонарики», «моталочка», выставление пятки вперед на носок с раскрыванием рук перед собой и наклоном вперед)

- учить игре на ударных музыкальных инструментах

Коррекционные:

- развивать артикуляционный аппарат и дыхательную систему, мимическую мускулатуру

- развивать координацию движений и нормализовать их темп и ритм

- формировать слоговую структуру слова

- развивать эмоционально-волевые качества

- развивать пространственную ориентировку

- развивать внимание, слуховое восприятие

Оздоровительные:

- укреплять сердечно-сосудистую систему, двигательную систему

- развивать выносливость

Воспитательные:

- воспитывать музыкальную культуру

- воспитывать этические отношения

- воспитывать коммуникативное поведение (умение слушать собеседника, поддерживать

  диалог, развивать доброжелательное отношение к окружающим людям, взаимопомощь и

  поддержку)

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе исполнения музыкально-

  ритмических движений

Развивающие:

- развивать саморегуляцию и самоконтроль

- развивать познавательные психические процессы

- развивать интерес к музыкально-ритмической деятельности

 

Оборудование: мультимедиа, экран, ноутбук, осенние листочки, мимические листочки; маски козлят, мышки, зайца, лягушки, лисы, волка, медведей, ежа; «мостик» (полоска линолеума или ребристая дорожка), деревянные кубики, бубны, веревка, «дощечки» полоски из линолеума.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Логопед: - Ребята, а вы любите музыку? А музыкальные загадки умеете отгдывать?

 Хотите поиграть? Посмотрите на знаки (пешеход идет, запрещенное движение), как вы думаете, что музыка хочет загадать? (Двигаться шагом, остановиться). Музыка звучит – движение разрешено. Музыка прекратилась – движение запрещено.

(Усложнение: -поднять листочек вверх при прекращении музыки и остановке)

I.1. «Марш» муз. Г. Анисимовой  

Задачи: Развивать ритмичность движений, слуховую чувствительность, ощущения начала и окончания музыки.

II. Основная часть

Упражнения для мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата и фонационного дыхания, интонации, мимики

Задачи: Развивать силу голоса, умение распределять дыхание,  развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова.

II.1.1.: «Лес» -Как нас встречает лес?

У-у-у – встревожился лес.

        О-о-о – удивился лес.

        А-а-а – обрадовался лес.

II.1.2.: Распевка «Лесные картинки» (гаммы)

        Са-а-а – в лесу бегает лиса (мягкие движения рук).

        Со-о-о – еж свернулся в колесо («моталочка»)

        Бу-у-у – сидит белка на дубу.

II.1.2. Разминка «Звериная зарядка» (Речь с движениями)

        Медвежонок – топ–топ.

        А ежонок  –  хлоп-хлоп.

        А волчонок – щелк-щелк.

        А зайчонок – скок-скок.

        А лисенок -  шмыг-шмыг.

        А лосенок –   брык-брык.

        А бельчонок – скок-скок

А рысенок – скок-скок

II.2.1.   Распевка Упражнение № 3 муз. Г.Анисимовой «Дождь пошел»

Задачи: Петь распевно низходящий звукоряд из трех звуков, активизировать движения губ, нижней челюсти. Развитие фонематического восприятия (дифференциация парных звонких и глухих согласных, развитие дыхания, отрывистого звукообразования, чередования длинных и коротких звуков (длительностей), тихого и громкого звучания.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба, па-па-па

Бо-бо-бо, бо-бо-бо, по-по-по

Бу-бу-бу, бу-бу-бу, пу-пу-пу

II.2.2.  Пение «Ежик» муз. и сл. Г.Анисимовой

Задачи: Развивать коммуникативные умения, пение в диалоге, развивать дыхание, протяжность певческих фраз, воспроизводить ритмические элементы,  автоматизировать звуки [ш],[ж]

II.2.3. Песня-игра «Игра с листочками» С. Насауленко

(«Чей кружок быстрее соберется?»)

Задачи: Развивать слуховое, зрительное внимание, мышление. Отрабатывать основные виды движений – спокойную ходьбу, легкий бег. Реагировать на смену музыки двухчастного произведения и ее прекращение. Классифицировать листочки по названию дерева, по цвету

Логопед: - Подарим листочки ежику? Он себе сделает норку из них.

II.3.  Игры-драматизации. Детям предлагается на выбор поиграть в музыкальные сказки «Теремок» (дети распределяют роли, угадывают мелодию, изображают животных) 

или «Упрямые козлята»

Задачи: Развивать эмоциональный и двигательный отклик, выразительность движений, оптико-пространственную ориентировку, слуховое внимание, активные действия. Передавать элементы игрового музыкального образа Развивать реакцию на смену мелодии двухчастной формы, на окончание музыки.

Танец по сказке «Упрямые козлята» («Козочки» муз. В. Витлина)

а) Слушание музыки, припоминание знакомой сказки

б) 1-я часть – прохлопать ритмический рисунок, 2-я часть – воспроизводить сильную долю хлопками

в)  Отработать поскоки

        г)  Дети надевают маски белых и черных козлят.

1-я часть музыки: поскоки врассыпную по залу, в заключении  - остановка у моста с    

двух сторон

        2-я часть музыки: белые козлята выполняют притоп одной ногой (стучат копытом),  

                                            а черные - покачивают головой сверху вниз (трясут бородой) на

                                            сильную долю в музыке, затем  меняются движениями;

 3-я часть музыки:  козлята заходят на мостик, кладут руки на плечи впереди  

                                  стоящему, выполняют покачивания вперед–назад, в стороны по

                                  2 раза (бодаются, толкаются), в заключении прыгают с моста в  

                                  разные стороны и приседают

II.4. Игра с бубном «Веселый бубен»  муз.  К. Карпинского

Задачи:  Осваивать исполнительскую деятельность,  умение играть на бубне. Развивать ручной праксис в сочетании с произношением слогов. Реагировать на смену ритмического рисунка двухчастной формы произведения в двухдольном размере.

        1-я часть – дети ударяют в бубен по 2 раза на нечетные такты, повторяя слоги ТА-ТА

        2-я часть -  ритмично, равномерно стучат в бубен или звенят бубном, повторяя слоги ТИ-ТИ-ТИ-ТИ

III.  Заключительная часть

III.1. Танец « Белочка с орешками» (р. н. м. «Во саду ли …»)

(танцевально –ритмическая композиция Т Суворовой)

Задачи: Начинать движения после вступления. Ритмично стучать кубиками. Отрабатывать танцевальные движения.

Тема:

      1 – 2 такты – ударять кубиками около правого уха 3 раза, затем 3 раза – около левого

                             уха (ритмический рисунок)

       3 – 4 такты – повторяются движения 1 -2 тактов.

       5 – 8 такты – кружатся вокруг себя на легком пружинном шаге, вращая кистями рук с

                              орешками на уровне глаз («фонарики»).

        9 – 16 такты – повтояются движения 1 – 8 тактов.

Отыгрыш: присесть на корточки.

Тема:

         1 – 4 такты – ударять кубиками об пол в ритм музыки: вправо 3 раза, влево 3 раза.

                         (Повторить два раза).

          5 – 8 такты – вращать кистями рук с кубиками («фонарики»).

          9 – 16 такты – повторяются движения 1 – 8 тактов.

Отыгрыш: руки сложить «полочкой»

Тема:

          1 – 4 такты – поочередное выставлять ноги на пятки (на сильную долю), руки  

                                 раскрывать в стороны и складывать «полочкой».

           5 – 8 такты – кружиться вокруг себя легкими шагами.

           9 – 12 такты – повторять движения 1 – 8 тактов.

III.2. Итог

        -     Какие музыкальные загадки в сегодня разгадали?

  • Что запомнилось, понравилось?
  • Какие были трудности?

-     С каким настроением уходите с занятия?