Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста: «Гуси лебеди на новый лад»

Смирнова Анастасия Олеговна

Занятие направленно на формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №657 дошкольное отделение

                                                            «Интерактивные  образовательные  технологии

для   реализации  ФГОС  дошкольного  образования»

  1. Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Смирнова Анастасия Олеговна

Должность, категория

Воспитатель дошкольного отделения

Мероприятие,  область применения.

НОД по

Возрастная  группа,

количество человек

Математика

Продолжительность   мероприятия

25 минут

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

«Гуси лебеди на новый лад»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Закрепление материала

Цели  занятия/ мероприятия

Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи  занятия/ мероприятия

Образовательная задача:

  • совершенствовать знания цифр и навыки устного счета в пределах 7 (в прямом и обратном порядке).
  • упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (плоскостных, объемных) с соотнесением их с паспортом фигур.
  • закрепить пространственные отношения: справа – слева.
  • уточнить представления детей о днях недели: закрепить название каждого дня с его порядковым номером.
  • развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук. Учить составлять узор по образцу в игре «Танграм».
  • развивать навык ориентировки в пространстве.

Развивающая задача

  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать внимание.
  • Развивать речь, мелкую моторику рук, память. 

Воспитательные:

  • - воспитывать умение работать самостоятельно;
  • - формировать навыки самоконтроля;
  • - воспитывать сдержанность, доброжелательность.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети  в ходе занятия/ мероприятия

  1. Количество и счёт в пределах семи.
  2. Величина (длина, высота, ширина, толщина).
  3. Форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида).
  4. Пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева, вперёд, назад, далеко, близко).
  5. Временные представления (дни недели)

Предварительная работа

  • Упражнение в порядковом и количественном  счете в пределах 7 в игровой форме
  • упражнение в игровой форме  пространственные отношения (право-лево)
  • беседа о днях недели
  • упражнение в составлении узора по образцу в игре «Танграм»
  • упражнение в игровой форме на ориентировку в пространстве
  • разучивание физминутки «Солнышко лучистое».

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

Проектор, экран, ноутбук, колонки, доска, стулья по количеству детей, 2 стула для дидактической игры слева-справа, 4 стола, косынка для Маши, костюм «Баба Яга», кукла «Ванечка», сладкие угощения по количеству детей.

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

  • Презентация: «Гуси лебеди на новый лад»
  • Волшебный мешочек с цифрами – магнитами от 1 до 7
  • Набор плоских  объемных фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида).
  • Паспорта фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида).
  • Набор яблок 4-х цветов по 7 штук каждого цвета
  • 2 набора цифр от 1 до7
  • 4 комплекта геометрических фигур и опорных картинок (Танграм)
  • План группы
  • 3 ключа


             Этапы занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Действия  воспитателя, инструкции

ЗУНы  и качества, которые формируются у  детей  на  этом  этапе

Инициация

Вхождение в тему

Проработка содержания темы.

Эмоциональная разрядка

Практическая часть

Подведение итогов                           (рефлексия)

1 минута

1 минута

9 минут

2 минуты

10 минут

2 минуты

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой  на работу.

Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: Воспитатель собирает детей в круг.

Цель: Заинтересовать детей на дальнейшую работу.

Материалы: косынка Маши, Презентация: «Гуси лебеди на новый лад».

Технология проведения: Дети становятся полукругом лицом к экрану. Затем идут под музыку за воспитателем.

Цель:

  • закрепить знания цифр и навыки устного счета в пределах 7 (в прямом и обратном порядке).
  • формировать представления о форме цифр

Материалы: Презентация: «Гуси лебеди на новый лад», Волшебный мешочек с цифрами-магнитами, задачки в стихах, стулья по количеству детей.

Технология проведения: Дети становятся лицом к экрану. Затем повторяют устный счет от 1 до 7 (обратно).  После выполнения задания, дети садятся на стульчики, проводится ига «Волшебный мешочек» (В мешочке цифры от 1 до 7. Дети опускают руку в мешочек и на ощупь узнают цифру по форме). Затем дети решают устные задачки в стихах. Воспитатель на некоторые задачки задает уточняющие вопросы: Почему? Затем идут под музыку за воспитателем.

Цель:

  • закрепить знания в различении и назывании знакомых геометрических фигур (плоскостных, объемных)
  • научить соотносить объемные и плоскостные фигуры с паспортом фигур.
  • Закрепление устного счета в пределах 7
  • Повторение цветов (красные, желтый, зеленый, розовый)

Материалы: Презентация: «Гуси лебеди на новый лад», набор плоскостных и объемных фигур, паспорт фигур, набор яблок 4-х цветов по 7 штук каждого цвета, 2 набора цифр от 1 до 7.

Технология проведения: Дети становятся лицом к экрану. Затем садятся на стульчики. Проводится игра «Паспорт фигур» (Дети должны назвать плоские и объемные фигуры,   изображенные на паспорте и соотнести их с макетом  фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида). Затем воспитатель предлагает набрать яблок в дорогу (Дети должны посчитать, сколько яблок (красного, желтого, зеленого и розового цвета) и соотнести количество яблок с цифрой). Затем проводится физминутка.

Цель:

  • Снятие эмоционального напряжения
  • Восстановление работоспособности детей, улучшение общего состояния
  • Переключение внимания с одной деятельности на другую

Материалы: Презентация: «Гуси лебеди на новый лад».

Технология проведения: Дети вместе с воспитателем выполняют ранее выученную физминутку.

Цель:

  • Формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • Формирование знаний и умений различать лево и право;
  • Формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе);

Материалы: Презентация: «Гуси лебеди на новый лад», стулья по количеству детей, 2 стула для дидактической игры слева-справа

Технология проведения: Дети садятся на стулья. Затем воспитатель говорит, что рядом с (имя ребенка) появился лишний стульчик. Этот ребенок говорит справа (слева) от меня есть одно местечко, Я хочу, чтоб (имя ребенка, например Таня) села, со мной рядом посидела. Ребенок рядом, с которым сидела Таня говорит: «Справа (слева) от меня есть одно местечко!» и т.п.

Цель:

  • Закрепить умение называть дни недели по порядку;
  • Формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе);
  • Ориентировка в пространстве;

Материалы: цифры от 1 до 7, презентация: «Гуси лебеди на новый лад».

Технология проведения: Проводится игра «Живая неделя»

Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Дети выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок

слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т.д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол.

Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами

изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и

выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7), по-разному расположенными. Правила игры те же.

Цель:

  • Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки;
  • Уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты;
  • Формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе);

Материалы: Презентация: «Гуси лебеди на новый лад», квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезанный на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Карточки – образцы.

Технология проведения: На каждую команду  раздается 1 танграм (7частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам.

Затем дети идут под музыку за воспитателем.

Цель:

  • Формировать умение ориентироваться в помещении групповой комнаты, используя план-схему;
  • Находить предмет, изображенный на плане в реальной обстановке;

Материалы: Презентация: «Гуси лебеди на новый лад», План группы, 3 ключа, костюм Бабы Яги

Технология проведения:

Дети по очереди выходят из группы. Баба Яга прячет ключ в реальной обстановке и обозначает это место на плане группы. Затем ребенок заходит, и находить предмет, изображенный на плане группы в реальной обстановке.

Цель: подведение итогов

Материалы: Презентация: «Гуси лебеди на новый лад».

Технология проведения: Воспитатель предлагает детям вспомнить пройденное путешествие. Затем поощряет детей за работу.

Воспитатель:  

 Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Я приглашаю вас в путешествие в волшебный мир  сказки «Гуси–лебеди». Вы согласны?

Дети:

(ответы детей)

Воспитатель

(«превращается» в Машу, одевая косынку, под музыку см. Приложение 1 слайд 2).

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька. Вы знаете, какая беда у меня приключилась?

Деты:

 (ответы детей)

Воспитатель:

 Унесли гуси-лебеди моего братца. Побежала я его искать, просила помощи у печки, яблони и речки. Но они за свою помощь просят исполнить их желания. Я спешу, волнуюсь, мне трудно всё исполнить, я  ведь одна. А вас так много! Может,  вы  поможете справиться мне с этими заданиями?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

Тогда отправимся в путь вместе!

(см. Приложение 1 слайд 3)

(Стоит печка см. Приложение 1 слайд 4).

Воспитатель:

Ребята печка подготовила для нас задание. Если сможем решить все задачки, покажет нам печка, куда гуси-лебеди полетел. Но ребята я совсем не помню цифр, помогите мне.

Давайте вместе посчитаем от 1 до 7.

Дети: (счет в прямом порядке)

Воспитатель:

Какие Вы молодцы, а теперь обратно от 7 до 1.

Дети: (счет в обратном порядке)

Воспитатель:

Молодцы, счет вы мне напомнили, а как же выглядят наши цифры, подскажите?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Волшебный мешочек мы возьмем, и цифры все найдем мы в нем. Ребята отгадаете какие цифры спрятались в волшебном мешочке? (см. Приложение 2)

Дети: (ответы детей)

(В мешочке цифры от 1 до 7. Дети опускают руку в мешочек и на ощупь узнают цифру по форме).

Воспитатель:

Какие мы молодцы вспомнили цифры и теперь можем выполнить задание печки. Слушайте внимательно.

1.У мышки два ушка.
Сколько ушей у двух мышей?

Дети: 4

2. Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Дети: 2

3. Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?

Дети: 6

5. Четыре гусёнка и двое утят 
В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей - 
Сколько всего в воде малышей?

Дети: 6

Воспитатель: Печка мы справились с твоим заданием. Подскажи куда гуси-лебеди полетели?

(см. Приложение 1 слайд 5 и 6)

(Стоит яблоня см. приложение 1 слайд 7).

Воспитатель:

Ребята посмотрите, яблоня горько плачет, потому что все геометрические фигуры заколдовала Баба Яга, поможем их расколдовать?

Дети: (ответы детей)

(см. Приложение 3)

Проводится игра «Паспорт фигур» (Дети должны назвать плоские и объемные фигуры,   изображенные на паспорте и соотнести их с макетом  фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида).

Воспитатель:

Молодцы ребята, мы расколдовал все фигуры. А за нашу помощь, яблоня разрешила нам набрать яблок в дорогу. Смотрите ребята яблоки разноцветные, давайте посчитаем, сколько же яблок каждого цвета. (см. приложение 4 и приложение 5)

Дети должны посчитать, сколько яблок (красного, желтого, зеленого и розового цвета) и соотнести количество яблок с цифрой. (Дети собирают яблоки под фоновую музыку см. приложение 1 лайд 8)

Воспитатель:

Вот мы все  яблоки с Вами посчитали можно и в путь отправляться. Подскажи нам яблоня, куда гуси лебеди полетели (см. приложение 1 слайд 9).

См. приложение 1 слайд 10

Воспитатель:

Ребята, какие вы молодцы так много мы прошли, давайте отдохнем немного на стульчиках.  Ой,  ребята посмотрите, рядом с  (имя ребенка) появился лишний стульчик.

Ребенок: справа (слева) от меня есть одно местечко, Я хочу, чтоб (имя ребенка, например Таня) села, со мной рядом посидела. Ребенок рядом, с которым сидела Таня говорит: «Справа (слева) от меня есть одно местечко!» и т.п.

(Появляется речка см. приложение 1 слайд 11)

Воспитатель:

Ребята посмотрите, пока мы играли, добрались до речки.  У речки есть для нас задание, а называется оно «Живая неделька» (см. приложение 5)

(используется первый вариант игры  «Живая неделька»)

Воспитатель:

Речка мы справились с твоим заданием, подскажи нам, куда гуси лебеди полетели? (см. приложение 1 слайд 12  и 13)

(Появляется ежик см. приложение 1 слайд 14)

Воспитатель:

Ребята ежик подготовил для нас интересное задание. Вот оно в конвертах. Нам нужно из фигур сложить картины, а так как конверта 4, нам нужно разделиться на 4 команды. Кто какое яблочко возьмет, тот в той команде и окажется. Готовы? (см. приложение 6)

Дети: (ответы детей, делятся на команды)

После чего проводится игра «Танграм». На каждую команду  раздается 1 танграм (7частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам.

Воспитатель:

Молодцы ребята. Ежик справились мы с твоим задание подскажи нам куда гуси-лебеди полетели. (см. приложение 1 слайд 15 и 16)

(Вбегает баба яга см. приложение 1 слайд 18)

Баба Яга:

 Вашего Ваню я украла, Я его околдовала, Вот зажгу я в печке свет и  Съем его я на обед.

Воспитатель: Подожди же бабка ежка, не спеши, мы с ребятами пришли Ваню вызволить из беды.

Баба Яга:

(Смеется) Коль найдете 3 ключа   от запертой двери, так и быть отдам вам Ваню. А коль ели не найдете сами в суп Вы попадете.

Воспитатель:

Ребята давайте же искать ключи.

Дети: (ответы детей).

Проводится игра «План группы» (см. приложение 7)

Дети по очереди выходят из группы. Баба Яга прячет ключ в реальной обстановке и обозначает это место на плане группы. Затем ребенок заходит, и находить предмет, изображенный на плане группы в реальной обстановке.

Баба Яга:

Молодцы ребята нашли все ключи, придётся отдать вам Ваню.

Воспитатель:

Спасибо Вам ребята помогли мне вернуть Ваню домой. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

И мне очень понравилось, вы многому меня сегодня научили, а за вашу помощь я подготовила для Вас сладкие подарки.

 

Положительный настрой на работу.

Создание интереса к занятию

Количество и счёт в пределах семи, развивать умение пользоваться методом проб и узнавать цифры по форме, развитие речи, памяти и мышления.

Развитие знаний о геометрических формах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида), количество и счёт в пределах семи.

Развитие речи, памяти, координации

Развитие навыка ориентировки в пространстве, развитие речи, памяти, мышления

Развитие временных представлений, памяти, воображения, речи, внимания, и быстроты мышления

Развиваются пространственные представления, конструктивное мышление, логика, воображение, сообразительность,  мелкая моторика,
воспитывается терпение и усидчивость.

Развивать внимание, память, наблюдательность, умение определять изменения в пространственном расположении предметов, способность анализировать, сравнивать.

        

Создание положительного эмоционального состояния от занятия